Профессия

Супервайзер анимации: Иван Павлов

Как ставить задачи аниматорам, что нужно делать, чтобы натренировать глаз и набить руку и почему даже спустя два с половиной десятка лет в профессии все еще можно оставаться студентом — рассказывает супервайзер анимации Open Alliance Media и преподаватель школы AnimationClub.ru Иван Павлов

  • 18 августа
  • 1394
Евгения Майорова

Образование нон-стоп


Я занимаюсь анимацией почти 25 лет. Я знал, кем хочу быть, уже в девятом классе. В 1993 году пошел в художественное училище на 2D-анимацию. В 2000 году работал над «Веселой каруселью» в «Союзмультфильме». Там увидел объявление о наборе аниматоров во ВГИК. Это был второй этап обучения, тогда я начал знакомиться с технологиями 3D.

После «Союзмультфильма» поучаствовал в создании мультфильма «Лягушачий рай». Он так и не вышел, зато там я познакомился со многими аниматорами. В частности, учился у Саши Дорогова. Он работал на Disney в Америке и, вернувшись в Россию, начал заниматься с нами. Я до сих пор могу обратиться к нему за советом.
 
Анимация Ивана Павлова на проекте НТВ «220 вольт любви»

Потом в качестве режиссера анимации я попал на проект НТВ «220 вольт любви» — художественный сериал с элементами анимации. Там я тесно работал с режиссером-постановщиком Владимиром Филимоновым. Мы с ним подружились и помогали друг другу: я посвящал его в основы анимации, а от него узнавал о кинопроцессе. В это время стали открываться иностранные анимационные онлайн-школы: я пошел в американскую и получил огромное удовольствие. Настолько, что окончил целых три: Ianimate.net, AnimSquad и The Animation Collaborative. Просто не мог остановиться.

Я и сейчас продолжаю учиться, несмотря на то, что уже сам преподаю. В основном для того, чтобы что-то делать руками. Моя основная работа как главного аниматора — давать правки, и если я не буду еще что-то делать сам, то просто потеряю навык, превращусь в теоретика.
 

Навыки хорошего аниматора

 
Этапы производства 3D-проекта

Аниматор должен знать основы актерского мастерства, анатомию: скелет человека, строение основных мышц. Хорошо, если он умеет держать карандаш в руках — это развивает глаз, ты начинаешь видеть как художник. Александр Мурманов, с которым я три года занимался живописью и рисунком, рассказывал, что в живописи не используют черную краску. Черный цвет состоит из множества оттенков. Когда пишешь картину, начинаешь замечать, что это не просто черный, а сложный цвет с переливами, отражениями. Так можно тренировать свой глаз. И когда делаешь наброски, рисуешь позу человека — видишь уже не просто соотношение «голова — шея», а линию: как она отсюда перетекает сюда, потом туда, замечаешь в этом ритм.
 
Этапы производства 3D-проекта
 

2D и 3D технологии

 
Первый самостоятельный мультфильм Ивана Павлова

Я советую всем начинающим 3D-аниматорам хотя бы на базовом уровне знать 2D. Так они быстрее освоят определенные приемы, к примеру спейсинг. Однако я знаю много 2D-художников, которые не смогли переучиться на 3D-аниматоров, потому что там немного другие законы, иной технический подход. 2D чуть проще в реализации: у тебя есть карандаш и умение — и больше нет никаких границ. Можешь нарисовать что угодно, любое движение. В 3D появляются рамки. Ты не можешь сделать то, что не доступно модели, ведь она не нарисована. Ее сделали, поставили скелет, и если в нее не внедрили определенные возможности, с ней уже ничего не сделаешь.
 
Мультфильм Ивана Павлова
 

Программное обеспечение


Работа в Maya / Супервайзер анимации: Иван ПавловСоздание анимации в Maya

В анимации не так много программ. Самые популярные: Maya — в ней работают, в основном, студии, создающие анимационное кино или сериалы, и 3ds Max — ее чаще используют игровые студии. Аниматору достаточно изучить определенный набор инструментов: если я знаю Maya и приду в студию, где работают с другой программой, то через пару недель уже буду спокойно ориентироваться и в ней. Мне просто нужен определенный набор инструментов — я найду их и буду использовать.
 

Высокая планка

 
Трейлер мультфильма «Джинглики»

Когда мы начинали проект «Джинглики», я как раз окончил свою первую зарубежную школу анимации и был очень вдохновлен. Стремился делать что-то, чего никто еще не делал, что-то хорошее, качественное. И принимая на работу аниматоров, неосознанно, ставил им высокую планку качества. Такого, какого от меня требовали в зарубежной школе. Я-то привык, а они приходили из других сериальных проектов и просто не могли поверить: это ведь сериал, а не полный метр, а требования — высокие. Как правило, сериалы — это конвейер. Здесь нам удалось добиться творческого подхода. Слава богу, им это понравилось, тоже хотелось развиваться, делать что-то более качественное, интересное.
Создание мультфильма «Джинглики»

Создание мультфильма «Джинглики»

Создание мультфильма «Джинглики»

Создание мультфильма «Джинглики»

Создание мультфильма «Джинглики»

Создание мультфильма «Джинглики»

Мы уделили много внимания актерским отыгрышам — построили процесс так, чтобы аниматор практически с нуля разыгрывал собственную сцену, участвовал в ее разработке, а не ограничивался заранее установленными рамками. Аниматор получает лишь вводную информацию о состоянии персонажа, о том, что происходит, а все жесты, позы и взаимодействия персонажей — на нашем отделе. Поначалу мы тратили много времени, потому что набивали руку, но сейчас уже вошли в темп. Последнюю серию закрыли за два месяца, я ей очень доволен. И те люди, которые начинали со мной несколько лет назад, сами уже ведущие аниматоры и руководят молодыми сотрудниками.
 
Аниматор разыгрывает собственную сцену
 
Аниматор разыгрывает собственную сцену вместе с героем
 

Взаимодействие с коллегами


Работа над проектом «Джинглики» / Супервайзер анимации: Иван ПавловРабота над проектом «Джинглики»

Чаще всего мы взаимодействуем с отделом сетапа (риггинга). Риггеры делают скелет персонажа. С тем, что они сделают, мы и будем дальше работать. Когда мы присоединились к проекту, некоторые модели уже были сделаны. По ходу мы их дополняли, потом переделывали. Аниматор должен понимать сетап хотя бы на базовом уровне, тогда ему будет легче объяснить риггеру, что должна уметь модель.
 

Постановка и коррекция задач


Если ты чем-то недоволен, ты должен обязательно объяснить, чем именно. Если видишь, что сотрудник «застопорился», ему нужно не только предложить выход, но иногда даже нарисовать компоновки и то, как это движение должно быть построено. При постановке задачи я не говорю аниматорам, как именно ее выполнять. Мне важно вначале увидеть их мысль. Они иногда такое придумывают, до чего я сам не додумался бы. Да, я могу перекроить потом всю сцену, но какую-то фишку оставить. Именно эта фишка потом запомнится зрителю.
 

Особенности работы с фрилансерами


Все зависит не от того, где люди живут и на каком языке говорят, а от того, как они относятся к работе. У нас есть сильные зарубежные аниматоры, с которыми очень легко. Им достаточно устно поставить задачу, и ты видишь ее качественное исполнение. Есть, опять же, зарубежные коллеги, которым ты можешь детально писать: «Наклони голову персонажа», а тебе пришлют то же самое. С российскими все так же. У нас есть ряд постоянных сильных фрилансеров в России и за рубежом, которыми мы дорожим, есть люди, которые приходят временно, проектно. Мы ценим тех, кому важны не только деньги, а то, чем они занимаются, тех, кто готов держать планку, развиваться, приобретать новые навыки.
 

Самое трудное и самое приятное в работе


Приятнее всего момент, когда мы сдаем серию, собираемся вместе, накрываем стол и расслабляемся. Это уже традиция, и ты ловишь себя на мысли, что с нетерпением ждешь следующего такого собрания. Сдавая серию, ты будто идешь в гору с грузом. Бывает, цель вроде уже близко, и тут вдруг она отдаляется. А к концу сил уже нет, и хочется все бросить. Но вот ты доходишь и скидываешь эту ношу. И тут же видишь перед собой следующую гору! Это самое трудное — принимать новую серию, потому что в нее нужно погружаться. У тебя есть 10 сиквенсов и нужно все перелопатить, понять, кому какую сцену отдать в работу, кто из фрилансеров-аниматоров с нами останется, хватает ли ресурсов на эту серию, все ли в порядке с дедлайном или надо чуть ускориться.
 

Баланс практики и теории


Теория помогает обойти подводные камни. У меня есть опыт, я когда-то об эти камни ушибся и сейчас студентам говорю: «Ребята, здесь не ходите». Это может помочь, но если они не будут меня слушать и набьют свои шишки, то все равно смогут стать аниматорами. Напротв, если они не будут делать домашнее задание, но будут знать теорию, тогда профессионалов из них не выйдет. Для меня все-таки важнее практика, хотя теория ее дополняет.

Иван Павлов, супервайзер анимацииИван Павлов, супервайзер анимации

Чтобы быть в тренде и знать больше о мире анимации, нужно в нем вариться. В разных ипостасях: в качестве аниматора на студии, студента в школе, создателя собственных проектов. Как только ты останавливаешься и начинаешь только интересоваться тем, что нового в этой сфере, а сам ничего не делаешь, не проверяешь новинки на себе — ты больше не аниматор, а только теоретик. Все равно, что смотреть кино по отзывам.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 5841
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 4039
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3704
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 2785
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 2374
Обзоры

10 iOS-приложений для DIY-съемки

Превратите ваше яблочное устройство в видоискатель, снимайте на iPhone в Log-гамме и устраивайте многокамерную телетрансляцию прямо на дому при помощи приложений нашей свежей подборки

  • 13 ноября
  • 2186
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее