Ничто так не говорит о профессионализме работника сферы кино, как поведение на съемочной площадке. Сколько раз я чуть не умирал со стыда из-за неуместных комментариев коллег по съемочной команде, которые судили о чужой работе, не имея никакого опыта в этой области. Работа на большом производстве протекает в напряженной обстановке, и на всех участниках процесса лежит большая ответственность. Умение правильно себя держать в таких условиях — одна из главнейших черт, благодаря которой можно судить о профессиональности работника. Итак, вот шесть небольших правил, как правильно вести себя на съемочной площадке.
 

Веди себя прилично


Кадр из фильма «Управление гневом»Кадр из фильма «Управление гневом»

Прежде всего, не должно быть никакой «здравой критики» о вещах, в которых вы не разбираетесь. Представьте себе помощника из отдела художественной постановки, который говорит режиссеру, что он «не верит» игре одного из актеров. Или, например, человека, отвечающего за обработку информации, который вмешивается в задачи режиссера и других глав департаментов: на просмотре дейлис он делает замечание о композиции одного из кадров. Нет, нет, нет, НЕТ! Но вы и сами не стали бы себя так вести. Правда ведь?
 

Актеры отвечают за работу перед камерой


На съемках сериала «Жители Ист-Энда»

Одно из самых очевидных и распространенных нарушений этикета на площадке — это когда актер сам себя прерывает посреди дубля. В обязанности актера не входит оценка своей игры — за этим должен следить режиссер, в котором исполнители не должны сомневаться. Бывают случаи, когда актер не знает о намерениях режиссера, и поэтому ненароком портит ценный дубль.

Конечно, во всех правилах есть исключения. Например, если вы всемирно известный актер и благодаря вашему имени проект получил финансирование, то... наверное, вы можете говорить что угодно когда угодно.
 

Только режиссер говорит «снято»


Тим БертонТим Бертон

Теоретически, режиссер — это единственный человек на съемочной площадке, который вправе говорить «Снято!». Раньше произнести эту команду мог и оператор, однако это было принято во времена, когда он был единственным человеком, который видел кадр до того, как были готовы дейлис.

Раньше роль оператора была куда весомее, так как он находился в самом сердце съемочного процесса. Это был единственный человек, который мог наблюдать, как все элементы кинематографа соединяются воедино, только он мог понять, что со съемками происходит что-то неладное — именно благодаря этому оператор мог сказать «Снято!». Теперь, когда у каждого участника съемочной группы есть возможность понаблюдать через монитор за тем, что снимают в данный момент, исключительное право останавливать съемку вновь перешло к режиссеру.

Съемки взрыва / Фото: Miamifilm


Исключением здесь могут быть случаи, когда участники съемочной группы подвергаются опасности. Например, второй режиссер, которого принято считать главным блюстителем безопасности, может приостановить съемки, если видит, что в сцене нарушена хореография. Подобные полномочия есть и у постановщика трюков. КАЖДЫЙ, кто видит, что на съемочной площадке происходит что-то опасное для жизни, обязан объявить об этом. Хотя, мне кажется, что «Осторожнее!» в этом случае было бы куда более уместной фразой, чем «Снято!».
 

Не комментируйте до конца дубля


Нет, никто не обязан постоянно держать язык за зубами на съемочной площадке. Если это уместно, то вы должны сообщить о своих сомнениях после окончания дубля, однако замечание должно быть в пределах вашей компетенции. Но не всегда можно быть точно уверенным, что именно сейчас — как раз подходящий момент для комментария.

Съемочная команда. Звукооператор


Приведу пример. Звукооператор — единственный человек на съемочной площадке, который следит за записью аудиодорожки сцены. Если во время съемок дубля мимо проехал шумный грузовик, то он обязан поставить режиссера в известность. Но если он уверен, что шум грузовика можно убрать из записи благодаря современным технологиям, то об этом можно сообщить только главе отдела звукозаписи. В этом случае для звукооператора многое решает опыт.
 

Заботьтесь друг о друге


На съемках фильма «Человек из стали» (2013)На съемках фильма «Человек из стали» (2013)

Скрипт-супервайзеру тоже бывает сложно понять, когда нужно говорить, а когда лучше промолчать. Он следит за монтажностью отснятых дублей, чтобы на постпродакшне собралась целостная картинка. Также супервайзер должен следить за актерами, чтобы они не пропускали реплики и играли в соответствии со сценарием, а оператор снимал все необходимые кадры.

Конечно, скрипт-супервайзер может открыто говорить актерам или даже режиссеру об их упущениях, однако профессионалы в своем деле не выставляют все напоказ: они шепчут актеру на ухо, что тот неправильно держит реквизит, или обращают внимание оператора и режиссера, что на этот раз камера пересекла чью-то линию взгляда. Не стоит во всеуслышание объявлять о чьих-то ошибках, если об этом можно тихо и спокойно сказать. Опытность и эффективность здесь играют первостепенную роль.
 

Правила индивидуальны


Съемочная команда


Ни одна съемочная площадка не похожа на другую. Во время одних съемок никого не отвлекает непринужденная атмосфера, где все участники подшучивают друг над другом и дурачатся, на других же приветствуется спокойное и скромное поведение, чтобы актеры полностью сконцентрировались на сложных персонажах и выжали максимум из своих ролей. Пообщайтесь с режиссером и вторым режиссером, чтобы понять, какая обстановка складывается на съемочной площадке. Если вы чувствуете себя неуверенно, то сведите все контакты к общению со своим супервайзером и говорите только по делу.

Следуя этим правилам, вы наберете больше опыта, научитесь получать удовольствие от работы, а также быстро вливаться в рабочий процесс и вскоре вы прослывете как истинный профессионал в своем деле.
 
 

Брюс Логан

Член Американской гильдии операторов, работал над фильмами «Трон», «Аэроплан», «Звездный путь» и другие.
 

Источник: nofilmschool.com

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 5663
Слова

«Профессионалы должны делать то, что нормальный человек сделать не может»

Вышедшая в прокат картина «Акварель» определенно займет значимое место в истории кино. Режиссер-документалист Виктор Косаковский рассказал нам об особенностях ее создания: водный концепт, необходимость кадровой частоты 96 кадров в секунду и экстремальные съемки в шторм

11 октября 1613
Практика

«К звездам»: как с помощью черного бархата, инфракрасного света и 848 VFX-шотов снять реалистичный фильм о космосе

Над визуальными эффектами к фильму работали 11 компаний, включая MR. X, Methods Studios и Halon. Удалось ли им добиться желаемой реалистичности, олдскульности и аналоговости картины? Разбираем наиболее захватывающие VFX-шоты картины режиссера Джеймса Грэя

10 октября 1521
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее