Практика

Словарь: Звуковой монтаж

Первый после большого перерыва выпуск словаря — основные понятия акустики, записи и монтажа аудиодорожек, а также самые популярные эффекты обработки звука для начинающих звукорежиссеров, радиожурналистов и подкастеров

  • 16 августа
  • 1462
Александра Гагарина

Амплитуда 


— значение величины сигнала в данный момент времени. Наибольшее отклонение величины, колеблющейся по определенному закону, от среднего значения или от некоторого значения, условно принятого за нулевое.
 
   
Что почитать: Борис Меерзон, «Акустические основы звукорежиссуры»
 

Баланс 


— отношение уровней сигналов в каналах.
 

Бинауральная запись 


— двухканальная (стерео) аудиозапись для воспроизведения через наушники (сигнал каждого канала направляется в соответствующее ухо). Таким образом источники воспринимаются так, как если бы они были в своей оригинальной позиции.
 
   
Что почитать: Анатолий Севашко, «Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство»
 

Битрейт


[bitrate]

— количество бит, используемых для хранения одной секунды аудио в потоке данных. Термин чаще всего применяют к закодированным аудиоданным.
 

Бифонический процессор 


— устройство, позволяющее получить бинауральный эффект при прослушивании бинауральной записи через колонки.
 

Бытовой шум 


— звук произвольного характера, нежелательный в данных условиях или для данного лица.
 

Время атаки


[attack]

 — время в миллисекундах, по прошествии которого после поступления сигнала, превышающего порог, прибор начинает срабатывать (фильтр, эффект).
 
   
Например, если поставить атаку в 0 мс, прибор сработает сразу же, как только поступит сигнал, превышающий порог, а если поставить атаку в 100 мс, то с задержкой в 0,1 секунд.
 

Время восстановления


[release]

 — время в миллисекундах, в течение которого прибор продолжит работать уже после исчезновения сигнала, превышающего порог.
 

Входной уровень


[input gain]

— входной уровень сигнала. Используется для повышения или понижения уровня сигнала, поступающего на прибор.
 

Высота звука 


— зависит не только от частоты основного тона, но и от ряда дополнительных факторов, вроде громкости, длительности и спектрального состава звучания.
 
   
Высота звука сложного сигнала определяется самой низкой (основной) частотой, которая или присутствует в самом сигнале или обусловлена формой его огибающей кривой.

Высота звука
 

Выходной уровень


[out gain/makeup gain]

— уровень выходного сигнала с прибора. Используется для усиления или ослабления выходного сигнала с прибора.
 

Джиттер


[jitter]

— шум, возникающий при оцифровке звукового аналогового сигнала (или проигрывании цифрового). Это следствие нестабильности (неточности) времени выборки отсчетов АЦП (ЦАП).
 

Дилэй, или эхо 


[delay]

— звуковой эффект или соответствующее устройство, имитирующее четкие затухающие повторы исходного сигнала. Возникает благодаря добавлению к исходному сигналу его копии или нескольких копий с задержкой во времени.
 
   
Под дилэем обычно подразумевают однократную задержку сигнала, в то время как «эхо» — это многократные повторы. По принципу действия — частный случай ревербератора. Отличие заключается в том, что дилэй имеет одну линию задержки и больший временной интервал (не менее 50-60 мс), который позволяет отделить оригинальный звук от эффекта на слух.
 

Дитеринг


[dithering]

— искусственное подмешивание к звуковому сигналу псевдослучайного белого шума. В результате получается рассеивание шума квантования по спектру сигнала. Квантование сигнала вызывает искажение формы звуковой волны: могут возникнуть лишние гармоники и другие проблемы. Они появляются на низком уровне сигнала, так как ему уже не хватает разрешающей способности системы. Как раз для решения этих проблем и применяют дитеринг. С его помощью можно математически убирать все искажения и заменять их постоянным шумом.
 

Динамический диапазон


— это диапазон наибольшего и наименьшего уровней сигнала. Предельный динамический диапазон, например, голоса составляет примерно 57 дБ. Сигналы с широким динамическим диапазоном могут вызывать перегрузки в аппаратуре. Особенно это касается различных устройств записи и оцифровки.
 

Дисторшн


[distortion]

— эффект, основанный на использовании амплитудной модуляции. Фактически, это замена одних значений амплитуд сигнала другими. Звук получает своеобразную хрипоту за счет переусиления, когда происходит срезание верхушек входного сигнала. Эффект приводит к довольно резкому искажению входного сигнала (в зависимости от глубины модуляции) и, как следствие, к расширению спектра.
 
   
Что почитать: Роман Петелин, «Steinberg Cubase. Создание музыки на компьютере».
 

Деэссэр


[de-esser]

— динамический фильтр, предназначенный для подавления шипящих и свистящих звуков в речи ведущих.
 

«Задавить» 


— пройтись левелером или компрессером для уплотнения звукового отрезка.
 

Звукоизоляция


— уменьшение воздействия звука, благодаря установке отражающей (поглощающей) стенки между источником звука и местом воздействия.
 

Звуковой редактор


— программа для осуществления различных преобразований и монтажа аудиоданных в цифровом виде.
 

Интерфейс


— совокупность программных и аппаратных средств и протоколов, предназначенных для организации взаимодействия различных устройств.
 

Ковокс


[covox]

— небольшое устройство, подключающееся к параллельному порту компьютера и предназначенное для воспроизведения звука через усилитель или наушники.
 

Компрессор/компандер


[сompressor]

— устройство или программа, предназначенная для сужения динамического диапазона звукового сигнала. Используется во время записи аудио.
 

Левелер


[leveler]

— русский аналог АРУ, автоматический регулятор уровня звукового сигнала.
 

Линейный (аналоговый) монтаж 


— монтаж на аналоговом оборудовании с пленки.
 

Микшер


— программный или аппаратный блок, предназначенный для регулировки уровней сигналов в каналах и на входах/выходах, а также для смешения сигналов.
 

Мощность звука


— характеризует общую звуковую энергию, излучаемую источником звука в единицу времени. Измеряется в Вт. Некоторые конкретные источники звука можно характеризовать следующими приблизительными цифрами:
 
  • Шепот: 10-9 Вт;
  • Разговор: 10-5 Вт; 
  • Крик: 10-3 Вт;
  • Большой оркестр: 10 Вт;
  • Большой турбореактивный самолет: 105 Вт.
 

Нелинейный (цифровой) монтаж


— монтаж на цифровом оборудовании с использованием цифровых источников (медиафаилы на компьютере).
 

Нормалайзер


[normalizer]

— звуковая обработка, приводящая к установлению соответствия максимального уровня заданному значению и пропорциональному изменению уровня остального сигнала. Помогает улучшить качество аудио.
 
   
Другими словами, нормалайзер находит в сигнале пиковую величину и поднимает ее до 0 дБ, соответственно поднимается и все остальное, но динамика остается прежней.
 

Обход прибора


[bypass]

— присутствует практически на всех устройствах обработки и не только динамической. При включенной кнопке Bypass сигнал будет проходить со входа на выход прибора в необработанном виде.
 

Отпичевать


[pitch]

— растянуть или ускорить звуковой отрезок.
 

Питч-шифтер


[pitch shifter]

— звуковой эффект или соответствующее устройство, добавляющее к сигналу его копию, отстоящую от основного тона на любой интервал в пределах двух октав вверх или вниз.
 

Порог срабатывания


[threshold]

— уровень сигнала, при превышении которого прибор (эффект, фильтр) начинает действовать.
 

Потоковое воспроизведение


— воспроизведение аудиоданных, не дожидаясь завершения их получения (передачи).
 

Пресет


[preset]

— предварительно сохраненные настройки.
 

Реверберация


[reverberation]

— процесс затухания звука в помещении после отключения источника звука. Также под этим термином подразумевают эффект кажущейся объемности и пространственности звучания, характерной для большого зала, где каждый звук порождает медленно угасающий отзвук. С помощью реверберации можно «оживить», например, фонограмму, сделанную с заглушенном помещении.
 
   
Что почитать: Виктор Динов, «Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре».
 

Резонанс


[resonance]

— акустическое явление, при котором в результате воздействия колебаний одного тела, называемого вибратором, в другом теле, называемом резонатором, возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. Кроме того, это усиление звука вследствие отражения (в обширных залах).

Резонанс
 
 

Резонансная частота


— частота резонатора, при которой колеблющаяся величина достигает своего максимального значения.
 

Секвенсор


— устройство или программа, запоминающая последовательность введенных в нее звуков и позволяющая их воспроизводить или редактировать. Популярные секвенсоры: Fl Studio, Ableton Live, Reaper, Cubase, Reason.
 

Степень обработки


[ratio]

— степень уменьшения или увеличения сигнала при обработке. Другими словами — сила обработки. Подробнее — чуть ниже.
 

Стереофония


— особенность воспроизведения звуков, которая вызывает у слушателя иллюзию пространственного расположения источников. При записи обеспечивается несколькими микрофонами, размещенными в разных точках, а при воспроизведении достигается с помощью нескольких установленных в разных местах динамиков. Принцип многоканальной стереофонии использует радиовещание.
 

Сэмпл


— отрезок (часть) аудиоданных в цифровом виде.
 

Трекер


— музыкальный редактор, использующий в качестве инструментов цифровые аудиоданные, загружаемые в оперативную память компьютера.
 

Уровень звука


— уровень амплитуды звукового сигнала. Для визуального наблюдения за текущим уровнем сигнала в аудиоредакторах есть специальные индикаторы — это необходимо, чтобы не «перегрузить» аудио.
 

Фэйдер


[fader]

— орган управления параметрами физического или виртуального устройства (регулятор, движок, ползунок, ручка).
 

Хорус


[chorus]

— эффект, в результате которого звучание исходного сигнала становится подобным хору, то есть «размножается». В общем случае достигается путем наложения на сигнал нескольких его копий, сдвинутых во времени.
 

Цифровой поток (бит-поток) 


— последовательность (блок) аудиоинформации в цифровом виде.
 

Эквалайзер


— устройство или программа, предназначенная для фильтрации звукового сигнала. По сути, это регулятор тембра. На простейшей консоли секция эквалайзера состоит только из регуляторов верхних и низких частот («hi» и «lo»), но большинство микшеров имеет также хотя бы один регулятор средних частот. Кроме того, все типы эквалайзеров предусматривают функции «подавления» или «усиления» конкретной частоты. При помощи них вы можете убрать некоторые части аудиоспектра или сделать их более явными.
 
   
Что почитать: Пол Уайт. Творческая звукозапись.
 

Энхансер


[enhancer]

— психоакустическая обработка, использующая среднюю и верхнюю составляющую входного сигнала для генерации управляемых искажений — это приводит к созданию новых гармоник. Если эти гармоники в небольшом количестве подмешать к необработанному сигналу, это сделает его более ярким, громким и чистым.
 
   
Может показаться парадоксальным, что добавление искажений делает сигнал чище, но это действительно происходит.
 

Экспандер, декомпрессор


[expander]

— устройство или программа, предназначенная для расширения динамического диапазона звукового сигнала.
 

Эффект-процессор


— программный или аппаратный блок, построенный на использовании DSP и предназначенный для наложения на сигнал звуковых эффектов (эхо, реверберация и проч.).
 

RMS


[Root Mean Square]

— параметр, указывающий на среднюю громкость звучания трека или его части. С математической точки зрения RMS— это среднеквадратическое значение громкостей всех семплов дорожки.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее