Профессия

Продюсер: Дмитрий Харатьян

Народный артист России Дмитрий Харатьян о специфике работы продюсера на примере фильма «Форт Росс: В поисках приключений», представленного в рамках VIII Международного кинофестиваля «Русское зарубежье»



Замысел


Впервые название «Форт Росс» озвучил для меня мой однокурсник по Высшему театральному училищу им. М. С. Щепкина Дмитрий Полетаев в 2008 году, рассказав о том, что существует в Америке русская крепость-поселение под названием «Форт Росс». Затем он рассказал историю создания этого форта, открыл для меня Русскую Америку, эту неизвестную мне страницу истории. Позднее Дмитрий поделился, что у него есть идея сценария на эту тему для экранизации.

Через некоторое время выяснилось, что в моей родословной есть предки, которые имели непосредственное отношение к Русской Америке. По маминой линии мой предок, Степан Петрович Гомзяков, как раз осваивал Русскую Америку и был участником российско-американской компании, которую когда-то возглавляли Николай Петрович Резанов и Григорий Иванович Шелехов. Степан Петрович был в то время на Алеутских островах управляющим острова Унга. Поэтому я понял, что это перст судьбы, что это, наверное, предки хотят, чтобы о них вспомнили, это их зов. Я решил этим заняться, раз уж так всё складывается и по родословной, и по Дмитрию Полетаеву, и по малоизвестной странице российской истории. Таким образом и начал осуществляться этот проект.

 

Работа продюсера

Моя работа как продюсера заключалась в том, чтобы привлекать деньги и создавать интерес к фильму. Половина бюджета была собрана благодаря государственным структурам, а вторая половина – это частные инвестиции.


Аудитория фильма

Мы ориентировались на молодёжь как на целевую аудиторию фильма. По социологическим исследованиям, в кино ходят зрители возраста 15-25 лет, 3,5-4 млн. зрителей. Иногда семейное кино – чуть ниже, чуть младше, но основная масса, кто платит деньги, это зрители 15-25 лет.


Подготовительный и съёмочный периоды


До того, как мы начали снимать полнометражный фильм, мы приезжали в Форт Росс в поисках локаций и выбора натуры. Параллельно снимали  документальный фильм «Русская Америка» о том, почему Россия потеряла эти земли. Конечно, это было глубокое проникновение в исторический материал. И в «Форт Росс: В поисках приключений», и в документальном фильме мы рассматриваем версию декабристов. О ней как-то не принято вспоминать в контексте потери этих земель, но мы прослеживаем именно такую связь.
Съёмки «Форт Росс: В поисках приключений» начались в 2011 году. Современный Форт Росс мы снимали в Калифорнии, а Форт Росс 1812 года строился и снимался в декорациях под Минском: огромный форт в полный рост, в том масштабе, в котором он существует. Там съёмки длились 2 месяца.


Зрительская реакция


В целом, «Форт Росс: В поисках приключений» получил очень хорошую зрительскую реакцию. Критики были очень благосклонны, отнеслись к нему с достаточным пиететом, в отличие от других наших российских картин. Критик – это же профессия, он должен критиковать. Понятно же, что наш фильм – не артхаус, это всё-таки мейнстримовское кино, я не могу назвать это киноискусством. Это не развивает тенденцию мирового кинематографа, это кино – жанровое, поэтому к нему и надо относиться с критериями жанрового кино. Я прекрасно понимаю, что в фильме есть и огрехи, есть и ошибки какие-то, но уже ничего не исправишь, ведь кино так устроено, что уже всё – поезд ушёл. Может это и хорошо, а может и плохо.


 

Кассовые сборы и проблема проката российских картин

Бюджет фильма «Форт Росс: В поисках приключений» огромный – 7 млн.$.  В нашем кино больше 2 млн.$ не отбивается, как правило, если только это не что-то такое сокрушительное, где дело уже не в бюджете, а в жанре. Скажем, комедия «Горько!» – феномен, или «Любовь-морковь» – то, что нужно зрителю, развлекательное кино. У нас оно тоже не глубоко историческое, оно лёгкое, но его надо было правильно упаковать и правильно преподнести, сделать грамотную промо-кампанию. Она таковой не была. В этом и кроется недостаточный прокат.


 
С нами вместе в российский прокат выходил анимационный фильм «Как приручить дракона 2». У них за полгода до премьеры стартовала рекламная компания по всей стране, а у нас – за 2 недели, потому что у нас рекламный бюджет – 1 млн.$, а у них 50 млн.$, может быть 100 млн.$. Это неконкурентоспособная ситуация. Мы не можем с ними конкурировать, а значит нужен какой-то другой ресурс. Но какой? Сарафанное радио? Даже это сейчас очень сложно.

Последним и главнейшим звеном в цепочке получения кассовых сборов является собственник кинотеатра, а это частный бизнес, на который никак нельзя влиять. Если мне в магазин приходит американская продукция, которая продаётся на 100%, а российская – только на 15%, то я буду продавать американскую – в первую очередь я считаю свои деньги. Почему я должен работать в ущерб себе и своему бизнесу?!

Эта проблема давно обсуждается, в том числе и на государственном уровне.  Нужна квота какая-то, надо что-то делать, а не просто поддерживать деньгами российских производителей. На конечной стадии, вот здесь, в кинотеатрах, надо работать с материалом, влиять на то, чтобы он дошёл до зрителя, а это роспись сеансов в каждом отдельно взятом кинотеатре.


Секрет успеха



 
Если ты занимаешься бизнесом, то надо снимать хорошие фильмы за 1 млн.$, максимум – за 2 млн.$. Что-то такое простое: комедию с переодеванием и изменением полов или путешествием во времени – выигрышные направления, которые нравятся народу больше всего. А вот если ты занимаешься искусством или просветительством – это уже другая история. Тут про деньги можно забыть в принципе, надо думать о духовных ценностях.
 

Телесериалы

Это 100% прибыльный бизнес, если у тебя есть налаженные отношения с каналом. Если тебе канал заказывает, он подписывает с тобой договор, что возьмёт эту продукцию. Ты можешь снимать на свои деньги, зная, что потом продашь. Всё просто: Товар–Деньги–Товар. Именно поэтому сейчас такое засилье сериалов.
 

Кинотеатр vs Телевизор vs Интернет


Фишка прокатного кино в том, что в таком качестве его нигде больше не увидеть. Ни в каком Интернете не посмотришь с таким звуком, с таким качеством изображения, да ещё и в 3D. Даже дома, если у тебя домашний кинотеатр, то же 3D – всё равно другие ощущения. Мало того, существует соборность, когда разные и незнакомые друг другу люди вместе смотрят, когда есть реакция, когда они сверяют свою реакцию с реакцией других зрителей. Это какая-то особая энергетика, которая объединяет людей.  Прокатное кино – это как театр. Когда-то говорили, что театр мёртв, он никогда не возродится, его не будет, перестали ходить, 2,5 зрителя в наших академических театрах… А потом прошло время – он вернулся, потому что это живое искусство, здесь и сейчас. Также как в театре есть свой креатив, так и в прокатном кино есть свой, который пока заменить нечем. К тому же, наверняка, будут и новые технологии, 3D же ведь придумали.


Продолжение

Дмитрий Полетаев уже написал продолжение истории, которое называется «Призраки Фортуны». Роман уже продаётся в наших книжных магазинах. Там герои вновь путешествуют во времени. Сейчас мы ждём телевизионную реакцию. Когда будет премьера на ТВ и станут известны рейтинги фильма, будет понятно: попало или не попало, доходит ли этот контент до зрителей или нет, востребован он или нет. Если да, то будет тема обсудить дальнейшую перспективу продолжения.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 15050
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 14602
Практика

Костюмы в фильмах Квентина Тарантино

Почему банда грабителей в «Бешеных псах» носит черные костюмы, отчего у героини Умы Турман из «Криминального чтива» короткие брюки, а в «Убить Билла» — желтый спортивный костюм, рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

4 августа 5183
Практика

Приемы: Правило третей

Правило третей – это базовый композиционный прием в живописи, фотографии и кинематографе. Мы рассмотрим, как эффективно его использовать для создания идеального кадра и сочетать с другими художественными приемами

5 августа 4185
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2436
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее