Тенденция

Контроль качества: как проверить медиафайлы на соответствие стандартам

С ростом числа технологий доставки контента, типов медиафайлов, форматов их сжатия, а также требований к среде распространения, неизбежно растет вероятность возникновения ошибок в процессе работы с файлами. Разбираемся, как обеспечить корректную доставку контента

  • 27 июля
  • 1560
Владимир Петров

Контроль качества мультимедийных файлов — это проверка на соответствие требуемым стандартам и спецификациям или, говоря проще, определение «пригодности» медиафайлов для их последующего использования в производственных и вещательных процессах современного телевизионного комплекса. Требования к файлам могут варьироваться от достаточно простой проверки формата файла и его кодека сжатия, к примеру .mov/ProRes или .mp4/h.264, к более сложному контролю заданных параметров, таких как уровни звука или субтитры, а также соответствия материала законодательным нормам.

Контроль качества: как проверить медиафайлы на соответствие стандартам


Предварительное тестирование файла перед его отправкой или приемкой позволяет обнаружить все имеющиеся в нем несоответствия. Итогом процесса контроля качества должен стать подробный отчет, содержащий в себе перечень всех найденных ошибок, требующих последующего исправления. Это дает возможность исправить проблемы до выхода материала в эфир и, как следствие, минимизировать финансовые и репутационные риски компании. К примеру, небезызвестный Netflix настолько сильно борется за качество, что предлагает поставщикам контента проделать «take home»-тест, иными словами выяснить, все ли в порядке с их контентом до того, как он станет доступен массовому зрителю.
 

Требования растут


Форматы видео файлов

 
К необходимости контроля качества медиафайлов подталкивают и постоянно растущие требования, предъявляемые к технологиям доставки контента, нормы контролирующих органов, разнообразие кодеков и типов файлов. С таким количеством возможностей получения контента, ставших доступными современному пользователю, о линейной цепи подготовки и поставки контента, когда каждый файл можно было отсмотреть вручную, пришлось позабыть. Количество файлов выросло в разы, вероятность допущения ошибки в работе с файлами увеличилась прямо пропорционально. В свою очередь и законодательство также добавляет хлопот при проверке файлов в виде контроля уровня громкости. А в некоторых странах, таких как Великобритания и Япония, местные законы требуют проводить проверку файлов на наличие в них видеопоследовательностей с яркими вспышками — при выдаче таких видеофайлов в эфир надо ставить соответствующую предупреждающую плашку.
 

Время — деньги

 
В дополнение к законам и правилам, которые следует соблюдать, каждый этап в цепи подготовки контента обладает своими собственными спецификациями, которые также нужно контролировать. К примеру, если телеканал получает к выпуску в эфир файл, не соответствующий техническим требованиям, то его необходимо исправить либо собственными силами, либо отправить партнеру на исправления. В том и другом случае все выливается в дополнительное рабочее время или штрафные санкции. К тому же выдача в эфир некачественного видеоматериала может серьезно ударить по репутации вещателя, которая стоит порой дороже всяких денег. Логичное решение данной проблемы видится в реализации процесса тотального контроля качества для всех получаемых и отправляемых медиафайлов.
 

Вручную или автоматически?





На практике существуют два типа контроля качества медиафайлов — ручной и автоматический. В первом случае визуальный контроль содержимого файла осуществляет человек, во втором случае все операции контроля качества выполняет программа. Преимущества ручного контроля качества связаны с осмысленным восприятием материала человеческим зрением и слухом. К примеру, редактор может почувствовать, что звуковой диалог слишком тих для конкретной сцены или увидеть изменения цвета на коже, которые программная система контроля может пропустить. Автоматизированный контроль качества идеально подходит для обнаружения технических ошибок и определения параметров, идентифицировать которые человеку не под силу. Программное обеспечение проверит большое число параметров, таких как цветовая гамма, синтаксис потока, размер кадра, частоту кадров, наличие разного рода артефактов изображения, а также частоты дискретизации аудио, громкость звука, пиковую громкость, наличие звука, типы аудио на определенных каналах и многие другие. Автоматизированный контроль качества является самым быстрым и надежным средством для поиска и исправления ошибок (в случае, если система контроля качества обладает данным функционалом).
 

Востребованность автоматизации





Новое поколение программных инструментов проверки и коррекции видеофайлов работает на базе интеллектуальных алгоритмов. В том случае если медиафайл по результатам проверки необходимо исправить, система автоматически скорректирует его без потери качества и, в соответствии с вещательными спецификациями, отправит файл на следующий этап рабочего процесса. Кроме того, системы контроля качества стали легко масштабируемыми и способными обрабатывать большие объемы медиаданных с одновременной обработкой нескольких файлов. И если раньше средства контроля качества могли существовать в виде обособленного объекта в пределах телевизионного комплекса, то современные системы имеют тесную интеграцию с другим оборудованием производственной цепочки, таким как система управления контентом (MAM) и транскодерами. Благодаря использованию готового набора API можно значительно упростить процесс инсталляции системы контроля и обеспечить высокую согласованность в работе с иными устройствами.
 

Технологичность


Современные программные системы контроля качества медиафайлов отличаются простотой использования. Они могут функционировать на простых ПК или выделенных серверах, доступных через веб-интерфейс и работать в привычном режиме проводника по папкам и файлам. В отличие от старого оборудования контроля качества новые системы работают с использованием запатентованных алгоритмов, подразумевающих «прозрачную» обработку файлов, не оставляя после работы следов и артефактов. Вдобавок к этому, программные продукты могут быть легко обновлены, что дает гарантию совместимости будущих версий ПО с новейшими стандартами и спецификациями.
 

Что контролируем?


На практике существует огромное множество аспектов файла, подлежащих проверке, начиная с файлового уровня и заканчивая метаданными. Однако первое, в чем стоит убедиться перед началом контроля, так это в совместимости файла с системой контроля. Вот несколько видов проверок, по результатам выполнения которых можно принять решения о пригодности файла к дальнейшей работе.

Файловый уровень. Данный вид проверки позволяет определить уровень контейнера. К примеру, это MXF или QT файл? Если вы ошибетесь с типом файла, то дальнейшая работа с ним может оказаться невозможной. Важно убедиться, что формат подходит для целевого использования.

Тип кодека, частота кадров, размер кадра, битовый поток и т.д. К примеру, при анализе битового потока можно определить наличие синтаксических ошибок. Такие ошибки могут появиться при записи спутникового сигнала или транспортного потока и вызвать визуальные артефакты изображения.

Тестирование метаданных. Данный вид проверки способен показать, правильный ли таймкод, есть ли описание активного формата, все ли описания файла на месте и т.д.

Тест видео. Система контроля качества также способна выполнять и низкоуровневый тест видеосигнала, проверять структуру GOP, цветовую субдискретизацию, уровень черного, цветовую гамму и параметры кодирования.

Тестирование на наличие ярких вспышек (PSE). Содержимое файла может быть проверено на наличие мигающих ярких вспышек, способных провоцировать у некоторых людей эпилептические симптомы.

Тест аудио. Здесь можно контролировать уровень громкости, битрейт аудио потока, частоту дискретизации, фазовую корреляцию, а также находить тихие каналы или обнаруживать звуковые артефакты, вроде звуков клика мыши или всплывающих окон.
 

Как это работает?


Стандартная процедура контроля сводится к нескольким простым этапам: запуск программного обеспечения, выбор шаблона тестирования или установка контролируемых параметров вручную, выбор файла, подлежащего тестированию и запуск процесса контроля качества. По завершению теста программа предоставит развернутый отчет о результатах проверки и предложит внести исправления, в том случае, если это необходимо.
 

Выбор системы контроля качества


Интерфейс программы VSNEXPLORER, автоматизированной системы контроля качества медиафайловИнтерфейс автоматизированной системы контроля качества медиафайлов

Хорошие системы контроля качества медиафайлов просты в настройке и использовании. Настройка такой системы занимает не более минуты, а работа с ней интуитивно понятна. Программное обеспечение включает в себя набор предустановленных шаблонов для наиболее распространенных видов контроля, а создание нового шаблона также не должно занимать много времени. Оно также должно иметь возможность автоматического создания шаблона, для чего достаточно просто загрузить в систему заранее имеющийся эталонный файл и все последующие проверки будут ровняться на него. Перед выбором той или иной системы контроля следует обратить внимание и на пользовательский интерфейс. Работа с ним должна быть удобна и проста, а сообщения об ошибках должны легко интерпретироваться. Кроме того, следует убедиться, что выбираемая вами система поддерживает все типы, параметры и количество файлов, которые вам необходимо контролировать. Идеальной является система с возможностью последующего масштабирования, способная расти вместе с ростом производственного комплекса.
 

Заключение


В мире современных файловых медиа многое может пойти не так. Файл может быть кодирован с неправильным битрейтом, иметь неправильное описание или таймкод, содержать в себе стоп-кадры, иметь проблемы с громкостью и много чего еще. Правильное использование инструментов контроля качества в производственной цепочке современных медиакомпаний поможет обнаружить и устранить эти и многие другие проблемы на ранней стадии, сэкономить время и деньги, избежать судебных исков и прочих неприятностей.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6306
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5340
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4481
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4425
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4289
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3978
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее