Омолаживание звезд: референсы, дублеры, освещение
Если при просмотре какого-нибудь фильма вам кажется, что кто-то из актеров «отфотошоплен» и выглядит лучше, чем на самом деле, это, скорее всего, так и есть. Но вам об этом никогда не расскажут, потому что специалисты, которые этим занимаются, связаны по рукам и ногам контрактом о неразглашении. Однако есть проекты, о которых говорить можно, и тогда художники по компьютерной графике с удовольствием рассказывают о своей работе.
Первым фильмом, благодаря которому они смогли заявить о себе, была «Загадочная история Бенджамина Баттона». И, в общем-то, методы студии с тех пор почти не изменились. Это очень трудоемкая ручная работа, требующая индивидуального подхода к каждому лицу, ведь каждый человек стареет по-своему. Более того, специалисты Lola VFX подходят к делу научно — они берут консультации у одного из лучших пластических хирургов Голливуда, доктора Френкеля, он, в свою очередь, смотрит на лицо артиста и рассказывает, как оно изменилось с возрастом и что нужно поправить, чтобы вернуть ему молодость.
Лицо актера также сканируют в системе Medusa, которая позволяет увидеть все нюансы кожи в высоком разрешении.
Каждый шот с актером, которого предстоит омолодить, снимают дважды — с самим актером, который задает игру, темп движений и изменение ракурсов, и с молодым дублером, который старается повторять все движения своего «рецепиента» как можно точнее. Во время съемки актеров одевают одинаково и при необходимости накладывают им одинаковый грим.
Причем специалисты студии Lola VFX участвуют в кастинге дублера, потому что кастинг-директор не знает всех нюансов работы и не может оценить, насколько дублер подходит для целей омоложения. Самое удивительное, что дублер не обязательно должен быть похож на актера, которого ему придется изображать, гораздо важнее сходство отдельных элементов в движении. Иногда предпочтительнее даже умение актера-дублера имитировать мимические движения основного актера, а не простое сходство с ним.
Их остается только осветить точно так же, как было освещено лицо в кадре. Но чтобы сделать это, нужно произвести сбор данных об освещении на площадке во время съемки: наша кожа имеет обыкновение отражать не только свет, но и цвет окружения, в котором находится. Поэтому во время съемки художники по визуальным эффектам всегда собирают не только данные по расположению источников света, но и полную информацию об объектах декорации. Чаще всего это делают методом съемки всего окружения в высоком разрешении и с расширенным динамическим диапазоном (HDR), после чего создают текстуры, склеивая все фотографии в одну панораму. Через эту текстуру и освещают новый материал, чтобы освещение новых заплаток совпало с освещением в исходном кадре.
Кроме того, с возрастом у нас постоянно растет нос и уши, а кожа на мочках ушей изменяется. С этим тоже приходится работать.
Есть и другие методы. Например, в более простых случаях трехмерную голову не используют совсем. На месте заплаток создают облако точек, которые и представляют собой омолаживающие заплатки с фильтрами, через которые пропускают исходное изображение. Дело в том, что качество нашей кожи меняется с возрастом: в ней отмирают или ломаются капилляры, доставляющие кровь (а значит — питание) к ее поверхности. Поэтому кожа желтеет и меняет свои свойства. Она больше не светится. С помощью этих заплаток художники Lola VFX меняют внешний вид кожи, возвращая ей нужный цвет.
Кстати, специалисты Lola VFX умеют и состаривать актеров, используя данную технологию. Ведь далеко не всегда можно использовать для этих целей пластический грим: его можно наложить только поверх молодого лица, но «уйти в минус» в объеме невозможно. А у стариков часто вваливаются глаза и щеки, то есть, как раз это крайне необходимо. И тут на помощь приходит технология омолаживания.
Например, для фильма «Первый мститель: Другая война» художники Lola VFX состарили актрису Хейли Этвэлл, которая играла Пегги Картер. На площадке роль старой Пегги играли две актрисы: сама Хейли Этвэлл с маркерами на лице и возрастная актриса, которая и стала донором морщин.