
«Удивительно, что могут сделать всего лишь семь или восемь переработанных склеек»
Дилан Тиченор успел поработать с Уэсом Андерсоном, Энгом Ли и Полом Томасом Андерсоном и даже получить «Оскар» за «Нефть». Вспоминаем, что он рассказал об искуcстве монтажа на своем недавнем интервью, превратившемся в настоящий мастер-класс
- 23 июня 2017
- 12719

«Когда я смотрел фильмы в детстве, то постоянно примечал для себя сменяющиеся кадры, — рассказывает Дилан Тиченор. — Я думал: „А, значит, вот здесь они перешли на другой кусок пленки“».
Ваша задача — задать ритм фильма. А затем нарушать его, чтобы привлечь внимание.
Также Тиченор вспомнил, как Перони дала ему шанс найти монтажное решение для очень трудной сцены из «Игрока» 1992 года. «Быть учеником монтажера — очень полезно, несмотря на то, что должность в наше время упразднили».

«Ночи в стиле буги» (1997) и «Магнолия» (1999)

По словам Тиченора, одной из самых сложных задач в работе над фильмом «Ночи в стиле буги» было правильно расположить длинные и традиционные кадры, а также дать понять зрителю, чью именно историю он видит в данный конкретный момент.
Эта же задача стала еще более трудной на другом фильме Андерсона — «Магнолия». В самом начале картины нужно было представить зрителю всех персонажей фильма и показать, как герои связаны друг с другом, одновременно заявляя темы и ритм истории.
Отрывок из фильма «Магнолия»
Если одни кадры из «Магнолии» изначально присутствовали в сценарии, то другие снимали с
Я получил сообщение: «„Магнолию“ показывают по телеку. Она слишком длинная. Просто прекрасно, большое тебе спасибо, Дилан».
Хронометраж фильма после монтажа составил 188 минут. Когда Тиченор предложил Андерсену сильнее укоротить фильм, выбросив некоторые сцены, то услышал вот такой ответ: «И что, например, Дилан? Ну что бы ты вырезал?» Спустя пару лет после выхода картины на экраны Тиченор получил сообщение от Андерсона: «„Магнолию“ показывают по телеку. Она слишком длинная. Просто прекрасно, большое тебе спасибо, Дилан».
(Забавный факт: как утверждает Тиченор, голос полицейского в самом конце вступительной сцены принадлежит Дону Притчетту, легендарному звукорежиссеру «Магнолии»).
«Семейка Тененбаум» (2001)

Также на конференции зашла речь о фильме Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум». Тиченор считает, что фильмы Андерсона очень эмоциональны, однако мизансцена в них выстроена очень сухо и отстраненно — это создает дополнительную комичность, некую портальную арку: «Мы не можем полностью прочувствовать персонажей, не проживаем с ними каждую минуту хронометража».
«По мере развития сюжета эмоции как бы накапливаются, и зритель понимает, что
При упоминании довольно странной, но комичной сцены с Люком Уилсоном и Дадли, в которой долю секунды исчезает звуковое сопровождение, Тиченор объяснил, что все дело в смешном звуке, который издал Дадли.
Уэс Андерсон — монтажер с математическим складом ума.
Тиченор называет Уэса Андерсона монтажером с математическим складом ума: режиссер хотел, чтобы кадры из сцены с Уилсоном среди зеркал были одинаковой длины. «В действительности эту задумку не получилось осуществить. Все выглядело не так, как надо», — рассказал Тиченор.
Он также вспомнил, что во время монтажа старался не ориентироваться ритм песни Эллиота Смита: «Ритм — очень важная деталь. И его нужно время от времени нарушать, чтобы привлечь внимание зрителя».
«Горбатая гора» (2005)
Отрывок из фильма «Горбатая гора»После смерти Перони монтаж фильма Энга Ли полностью находился под руководством Дилана Тиченора. В процессе работы над «Горбатой горой» Тиченору и Ли постоянно казалось, что с Эннисом, героем Хита Леджера,
Удивительно, что могут сделать всего лишь семь или восемь переработанных склеек.
Хотя Тиченор знал, как вырезать этот фрагмент, он решил, что это не самая изящная склейка (Леджер дотрагивался до плеча Уильямс где-то в районе 27 секунды на видео выше — это можно заметить по его движению от нее). «Поскольку Хит Леджер был от природы человеком очень теплым, он любил дотрагиваться до людей, улыбаться им — все это противоречило полной неспособности Энниса кого-то любить». Тиченор и Ли сделали версию, где упразднили все подобные жесты, и, по словам монтажера, превратили Энниса в «холодного сумасшедшего человека, который сам себе не дает жить». «Удивительно, что могут сделать всего лишь семь или восемь переработанных склеек», — подчеркнул Тиченор.
Это лишний раз доказывает силу киномонтажа: если убрать лишь 12 кадров, можно незаметно, но эффективно изменить смысл фильма.
«Нефть» (2007)

С самого начала монтажер и режиссер рассматривали фильм как хоррор, в том числе прибегая к «готическому кадрированию и созданию напряжения с малым количеством склеек». Этот подход можно даже заметить по шрифту, который использовали для названия. «Наиболее напряженные кадры выглядят спокойно и медленно. Мы уделяли этому много внимания — кадры подчеркивают изменение точки зрения, стремление показать что-то другое», — рассказывает монтажер.
Наиболее напряженные кадры выглядят спокойно и медленно.
Тиченор объяснил, что, поскольку Дэниел Плейнвью как персонаж был весьма отталкивающий и бесчеловечный, самым сложным было вызвать у зрителя эмпатию к истории. Монтажер и Андерсон решили это осуществить посредством Эйч Дабл-ю, приемного сына Дэниела, важность роли которого создатели пытались подчеркнуть в каждой сцене, показывая события с его точки зрения: «Я говорил Полу, чтобы в фильме было больше Эйч Дабл-ю, чтобы зритель мог увидеть историю глазами этого персонажа».
Андерсон согласился, добавив, к тому же, сцену, в которой Дэниел и Эйч Дабл-ю сближаются друг с другом.
Отрывок из фильма «Нефть»
Обилие действия призвано играть на контрасте с размеренными сценами, тем самым создавая масштабную мозаику, собранную из маленьких деталей: «Когда все выходит, как надо, появляется ощущение движения, энергия».
Решение убрать звук в одной из сцен, помимо очевидного желания показать, что Эйч Дабл-ю потерял слух, обусловлено желанием продемонстрировать события фильма его глазами.
Тиченор также рассказал о создании ритма в этом эпизоде.

«Это небыстрая картина. Мы хотели использовать два заявочных плана, статичные планы, длинную проходку, снятую с ручной камеры, а затем спустить действие с цепи». В действительности же Тиченор, когда работал над этим семиминутным эпизодом, ощутил нехватку ракурсов. Он решил эту проблему, использовав кадры из различных дублей: «На самом деле в сцене больше планов, нежели самих кадров». Например, в сцене, где Эйч Дабл-ю отбрасывает взрывная волна, монтажер использовал, как он выразился, «множество повторяющихся действий», то есть быстрых склеек одного и того же материала, чтобы придать происходящему энергии.
Двухчасовое интервью с Тиченором стало
Источник: nofilmschool.com
Комментарии