Практика

Мастер: Михаил Кричман

Нас настолько вдохновляют работы оператора Михаила Кричмана, что в честь его 50-летия мы сделали видеобзор. В нем разбираем основные творческие приемы мастера: длинные кадры, ручная камера, «взгляд Бога» и другие. Если что-то забыли — пишите в комментариях


 
Михаил Кричман прежде всего известен как постоянный соавтор Андрея Звягинцева. Он снял все без исключения картины режиссера: от телепроекта «Черная комната» до недавно вышедшей «Нелюбви». Помимо Звягинцева, Кричман работал с Верой Сторожевой, Павлом Лунгиным, Алексеем Федорченко, а также Сергеем Тарамаевым и Любой Львовой. Это один из немногих отечественных операторов, востребованных за рубежом, — в его фильмографии есть картины Лив Ульман «Фрёкен Юлия» и Джима Шеридана «Скрижали судьбы». 

Оператор Михаил Кричман / Фото: Виктор Вытольский

Сам Кричман неоднократно говорил, что у него нет собственного стиля, и что главное не стиль сам по себе, а его соответствие общему замыслу. Следовательно, стиль, по его мнению, идет не от оператора, а от его тандема с режиссером. Однако какими бы разными ни были фильмы, снятые Кричманом, авторство кадров в них можно определить моментально. 

Длинные кадры


Кадр из фильма «Елена»Кадр из фильма «Елена»

Кричман часто использует длинные кадры. Для сравнения — если в большинстве современных голливудских картин средняя длина кадра варьируется от 4 до 6 секунд, то в «Возвращении» она составляет 11,1 секунды, в «Левиафане» — 17,5 секунд, а в «Елене» — и вовсе 27,6 секунд. Среди особо примечательных длинных кадров — 1,5-минутный открывающий план «Елены», 2-минутная сцена с дождем в «Изгнании» и 3-минутная экспозиция в «Зимнем пути».

Кадр из фильма «Овсянки»Кадр из фильма «Овсянки»

Однокадровую съемку Кричман сочетает как со статичной камерой, так и с плавно панорамирующей или с динамичной ручной. Во всех случаях прием добавляет ощущение реализма и погружения. Также длинные кадры формируют особый медитативный ритм истории.

Движение камеры


Кадр из фильма «Изгнание»Кадр из фильма «Изгнание»

В картинах Кричмана доминирует статика и медленное, плавное панорамирование на тележке, с помощью стедикама и очень редко — с крана. По мнению многих критиков, именно такие решения во многом формируют ощущение «большого стиля», увеличивают масштаб камерных историй, поднимая их до уровня философских притч. Однако плавное движение и статика создают эффект отстранения: не зря о последних фильмах Звягинцева говорят, что автор в них — все равно что сторонний наблюдатель.

Кадр из фильма «Зимний путь»Кадр из фильма «Зимний путь»

Кричман признается, что любит снимать с рук. «Это придает живость материалу, погружает тебя внутрь истории, и ты сам становишься ее участником» — говорит он в одном из своих интервью. «Зимний путь» почти полностью снимали с рук: отчасти из-за крайне скромного бюджета, но в то же время — чтобы выявить яркий эмоциональный характер истории.

Композиция кадра


Картина Андреа Мантенья «Мертвый Христос» и кадр из фильма «Возвращение»Картина Андреа Мантенья «Мертвый Христос» и кадр из фильма «Возвращение»

Кричман использует самые разные подходы к построению композиции кадра. В первую очередь, очевидно влияние классической живописи и ее законов. Иногда кадры его фильмов напрямую воспроизводят знаменитые полотна. 

Одно из характерных композиционных решений его работ — осевая симметрия: кадр делится на схожие равные части по вертикальной или горизонтальной прямой. Такая композиция не только визуально приятна глазу, но и подчеркивает монументализм событий.

Выше мы говорили об эффекте наблюдения, и один из способов его усилить — съемка через какой-либо объект, Часто это проемы дверей или окон, но иногда оператор находит еще более неожиданные ракурсы. Это позволяет сделать изображение интереснее и глубже, создать дополнительный план, а также дать новый взгляд на героев.

Кадр из фильма «Овсянки»Кадр из фильма «Овсянки»

Интересно, как Кричман снимает диалоговые сцены. Из картины в картину он создает решения, помещая героев в разных половинах кадра, на разных планах. Это не только визуально интересно, но и создает глубину, отражает взаимоотношения персонажей, показывает их реакцию друг на друга, а если необходимо — подчеркивает тему некоммуникабельности, которая часто встречается в фильмах Кричмана. Впрочем, герои не всегда должны вести диалог. В кадре вообще не обязательно присутствовать двум песонажам — достаточно одного актера и события на фоне.


Кадр из фильма «Изгнание»Кадр из фильма «Изгнание»

Другой любопытный прием, выполняющий те же задачи — композиции, созданные с помощью зеркал. В хрестоматийном кадре из «Изгнания», где общаются муж и изменившая ему жена, первый находится в кадре, а вторая — отражается в зеркале. Разрыв в отношениях очевиден. Кричман вообще любит отражающие и прозрачные поверхности: зеркала, стекла, воду. В его фильмах часто можно увидеть портрет героя, снятый через оконное стекло.

В некоторых эпизодах Кричман использует «взгляд Бога», снимая объекты с верхней точки. Как правило, это помогает показать особенно важный, эмоциональный или интимный момент. В «Возвращении» — это сцены, где главные герои обсуждают своего отца, а во «Фрёкен Юлия» — смерть героини.

Пространство


Кадр из фильма «Изгнание»Кадр из фильма «Изгнание»

Кричману всегда удается создать особое пространство в кадре. Архитектуру, природу и интерьеры он снимает так, что, по словам одного из критиков, на экране «возникает мифологический микрокосм», а объекты предстают собирательными образами. Например, в «Изгнании» дом — это не просто дом, а некая обобщенная категория. Так же и с Храмом, Городом и Древом. Вместе с тем пространство не существует само по себе. Оно обязательно служит отражением внутреннего мира героев, а герои контрастируют на его фоне, как в открывающем кадре «Зимнего пути». Но особенно изящно Кричман подчеркивает состояние одиночества, когда герой словно бы остается один на один с целым миром.

Цвет


Кадр из фильма «Левиафан»Кадр из фильма «Левиафан»

Важнейший для Кричмана инструмент — цвет. Не все, но многие его фильмы отличаются холодной цветовой палитрой. Вероятно, она лучше всего соответствует историям, которые оператор переносит на экран. Иногда холодную гамму подсказывает пространство сюжета: например, в «Овсянках» и в «Левиафане» события разворачиваются в северных широтах. Иногда это время — название «Зимнего пути» тут говорит само за себя.

Кадр из фильма «Овсянки»Кадр из фильма «Овсянки»

Достичь холодной палитры Кричману удается благодаря правильному подбиру цвета и фактуры, и при помощи постобработки изображения. Например, в «Возвращении» он применял эффект bleach bypass, а в «Овсянках» использовал компьютерную обработку негативов.

У Кричмана нет черно-белых картин, однако для него порой характерно монохромное решение с приглушенными цветами и близкими тонами. Это помогает придать изображению благородный аскетизм и усилить его значительность. Иногда в монохромные кадры Кричман вставляет контрастное яркое цветовое пятно, чаще всего в наиболее драматичных сценах, чтобы подчеркнуть эмоциональный накал момента. 

Символика


Кадр из фильма «Возвращение»Кадр из фильма «Возвращение»

Конечно, формирование символического ряда картины — это скорее прерогатива режиссера, нежели оператора, однако нельзя не заметить, что через все фильмы Кричмана красной нитью проходят два образа. Это небо и вода. В зависимости от контекста символическое значение этих образов может меняться. Например, в «Возвращении» и в «Овсянках» вода ассоциируется одновременно со смертью и с обновлением, с новой жизнью. А бескрайнее небо в «Изгнании» и в том же «Возвращении» подчеркивает глобальный, вечный характер историй. В любом случае важно, что под объективом Кричмана это не просто изящные кинематографичные элементы, а объекты, формирующие атмосферу и смыслы. 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 11447
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10230
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4970
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4055
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее