Тенденция

Независимый кинематограф в эпоху Netflix и Amazon

Каково положение инди-режиссеров в эпоху, когда кинопрокат в привычном понимании находится в упадке

  • 2 июня 2017
  • 2428

Фестиваль в Каннах — это самый эффектный и престижный киносмотр, насквозь пропитанный духом авторского кино. Кроме того, это одно из самых влиятельных событий в мире кинематографа. Премьера фильмов Пон Чжунхо и Ноа Баумбаха, которые принимали участие в фестивале, состоится сразу на Netflix, без широкого кинотеатрального проката. Взглянув на эту тенденцию, многие начинающие режиссеры могут задуматься: не перестать ли им грезить о больших экранах и начать стремиться к большому красному логотипу?

Джейк Джилленхол, Ан Сохён, Тильда Суинтон, Пон ЧжунхоДжейк Джилленхол, Ан Сохён, Тильда Суинтон, Пон Чжунхо

Это очень сложная дилемма. Саму постановку такого вопроса можно считать предательством идеалов синефила. С другой стороны, за последнее время Netflix завоевал доверие авторов и критиков и сдал практически вездесущ. Возможно, независимым режиссерам стоит взвесить все за и против.
 

Распространение через стриминг


Hulu, Amazon и Netflix


Даже если режиссер хранит верность кинотеатральной дистрибуции, это никак не отменяет факт, что такие платформы, как Hulu, Amazon и Netflix сейчас во многом на нее влияют. В то время как VOD-сервисы с подпиской предоставляют для всех фильмов одинаковые возможности, они предпочитают добавлять в библиотеку наиболее массовые картины, отметая неоднозначные проекты. Таким образом, дистрибьюторы, обладающие всеми правами на реализацию фильма, становятся еще более избирательными по отношению к фильмам, которые они собираются выпускать на большие экраны, и тому, сколько они будут на это тратить.

Более того, сервисы наподобие Amazon предоставляют авторам все больше привилегий в погоне за правами на SVOD-показ, что делает их предложения еще привлекательнее: зарубежные дистрибьюторы больше не желают иметь дело с фильмами без прав на SVOD, в идеале с бонусами за хорошие показатели в прокате.

Кадр из фильма «Позови меня своим именем», проданного на фестивале «Санденс»Кадр из фильма «Позови меня своим именем», проданного на фестивале «Санденс»

Эта тенденция породила новые руководства к действию относительно содержания авторских картин. Так, на недавнем фестивале «Санденс» прошло множество крупных сделок, но это касалось только наиболее заметных картин. Другие фильмы с бюджетом один-два миллиона долларов, невзирая на хорошие отзывы критиков, все равно остаются слишком нишевыми проектами, продюсеры которых так и не смогли приблизиться к тому, чтобы отбить свои затраты.
 

Скорсезе обходится без кинотеатров, а вы?





Да, настала эпоха, когда даже Мартин Скорсезе смирился с необходимостью работать с цифровыми платформами. Если бы режиссер не принял это решение, то мы сейчас не ждали бы выхода «Ирландца», ведь на его производство просто не было бы средств. И тем не менее начинающему автору, в отличие от Скорсезе, кинотеатральные показы гораздо важнее.

Режиссеру необходимо выпустить свой первый малобюджетный фильм: это поможет отразить его авторское видение, а также поведать различные творческие и производственные истории на Q&A-сессиях или интервью. Даже если картина не найдет широкой зрительской поддержки, ее главная задача все равно уже будет выполнена: режиссера заметят.


Кадр из фильма «Бродяги»Кадр из фильма «Бродяги»

Однако Netflix не тратит много денег на рекламу фильмов, ограничиваясь промотированием в рамках сервиса. Эта проблема тоже не касается Скорсезе, ведь он обладает статусом живой легенды американского кинематографа. В то же время режиссеры, которые только стараются заработать себе имя, многое теряют.

Принято считать, что Netflix опускает раскрутку фильма из-за особых алгоритмов, которые должны предложить картину заинтересованным зрителям. Даже если этот подход действует, этого все равно недостаточно для режиссера-новичка, который только начал строить свою карьеру. Главная задача алгоритма — привлечь новых пользователей на сервис, поэтому мы наблюдаем масштабные рекламные кампании дорогих сериалов и оскароносных документальных фильмов. Именно так Netflix старается выделиться среди конкурентов. В то же время, по мнению многих, зритель не станет тратить без малого восемь долларов каждый месяц, чтобы посмотреть новый инди-фильм, о котором неплохо отзывались на фестивале «Санденс».
 

Может ли этот алгоритм работать во благо?


Amazon Prime


Netflix и Amazon собирают много данных о предпочтениях пользователей, в том числе и о том, что, где и когда они смотрят. У этого подхода есть множество плюсов. Дэнни Фишер, глава компании FilmRise, представляющей около 7500 фильмов, в том числе продемонстрированный недавно на «Санденс» «Манифесто» с Кейт Бланшетт в главной роли, экспериментировал с программой Amazon Video Direct, которая помогает независимым кинематографистам получить доступ к Amazon Prime.

Фишер загрузил 1000 наименований, которые прошли через алгоритм AVD, на Amazon Prime, и увидел следующее: программа отдает предпочтение фильмам с наиболее позитивными отзывами и с наибольшим количеством просмотров. Со временем популярность отдельно взятого фильма увеличивается, и алгоритм с большей вероятностью предложит его зрителям с похожими вкусами — это похоже на эффект снежного кома.

Кадр из фильма «Манисфесто»Кадр из фильма «Манисфесто»

Исследования Фишера основаны лишь на небольшом количестве фильмов, но что, если режиссеры могли бы открыто использовать подобные инструменты для продвижения на правильных платформах? Современные технологии позволили бы авторам направить ядро своей аудитории из соцсетей на SVOD-сервисы, таким образом создав наиболее эффективный метод поиска зрителя и создания своего личного бренда. Хорошо отлаженный алгоритм крупной SVOD-платформы мог бы стать отличным подспорьем в управлении сарафанным радио, на которое так часто опирается фестивальное кино.

Сейчас Netflix остается огромной черной дырой, засасывающей информацию, а по поводу корректности экономической структуры AVD не утихают споры. Недавно Институт «Санденс» запустил кампанию, призванную помочь работам начинающих режиссеров, получающим невыгодные предложения дистрибьюторов, не кануть в лету и найти своего зрителя и правильную финансовую модель. Исследователи экспериментируют с идеей самостоятельной дистрибуции и смотрят, есть ли для этого подходящая инфраструктура и инструменты. Им приходится вести переговоры с Amazon, Hulu и Netflix. Среди первых фильмов, распространяемых таким образом, будет «Колумб» Когонады и драма Unrest Дженнифер Бреи.

Надеемся на удачный исход этого эксперимента. А пока скромные фильмы должны либо стремиться к большему, либо становиться еще более дешевыми.

Источник: indiewire.com


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9544
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2129
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1983
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2047
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1788
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1687
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее