Тенденция

Радиовещание: о том, чего у нас не будет

Пытаемся понять, чем привлекательны форматы DRM и спутникового радиовещания, которые активно развиваются за рубежом, но у нас никогда не появятся

  • 24 мая
  • 805
Василий Гуляев

За бодрыми пресс-релизами о победном шествии в мире радиовещания в стандарте DAB+, кажется, забылось когда-то не менее перспективное направление — DRM (Digital Radio Mondiale). С нашей страной все ясно: этот вид трансляций, которому не так давно предрекали большое будущее, после прекращения вещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн, больше не фигурирует ни в каких планах. То же самое, кстати говоря, можно сказать и о DAB+. В ближайшее время нам светит только FM-вещание.

FM вещание в России


Но что происходит в мире? Везде ли отвергли DRM или он все-таки развивается? А как обстоят дела с одной из главных проблем в свое время — приемниками? Удалось ли наладить их серийное производство и можно ли их приобрести? А что насчет спутникового радиовещания, набирающего популярность в США и некоторых других странах? На эти вопросы мы и постараемся ответить.
 

DRM

 
Где внедряют DRM

Некоторые гиганты радиовещательной индустрии, стоявшие у истоков DRM-консорциума (к примеру, «Немецкая волна»), к проекту охладели и свернули работу в этом направлении. Огромные средства, вложенные ими на исследовательскую работу, рекламу и продвижение ушли в прошлое, хотя в эфире по-прежнему транслируются DRM-передачи нескольких международных вещателей — Radio New Zealand Int., Radio France Int., KBS World Radio и т.д. Самое интересное, что не самые богатые страны Азии и Южной Америки проявляют огромный интерес к развитию этого направления. Приведем всего лишь несколько примеров.

Radio New Zealand Int.


 «Радиовещательная корпорация Пакистана» (Pakistan Broadcasting Corporation, PBC), недавно рассказала, что во время визита генерального директора «Радио Пакистана» Хуршида Малика в Дом радио в Исламабаде ему продемонстрировали результаты подготовительных работ по внедрению доработанного стандарта DRM Plus, который позволит довести качество эфирного сигнала «до совершенства».

Отмечалось также, что все средневолновые передатчики «Радио Пакистана» смогут работать в новом стандарте после небольшой модернизации. Главный довод в пользу использования DRM Plus — существенное снижение расходов на распространение эфирного радиосигнала, а также доступ радиослушателей к текстовым сообщениям.




Не самая богатая страна Индия недавно завершила первый этап большого процесса внедрения стандарта DRM. В ходе работ запустили в эксплуатацию 37 DRM-передатчиков по всей территории страны. 35 из них предназначены для вещания в диапазоне средних волн, а еще два — в диапазоне коротких. Коротковолновые передатчики транслируют программы иновещания в стандарте DRM. Из 35 средневолновых передатчиков два работают только в стандарте DRM, а остальные — в режиме параллельного вещания. Обратите внимание на мощности средневолновых передающих устройств: 1000 кВт (два передатчика), 300 кВт (шесть), 200 кВт (10), 100 кВт (11) и 20 кВт (шесть). Коротковолновые передатчики работают с мощностями 500 кВт и 250 кВт.

В ходе второго этапа предполагается запустить текстовые сообщения на самые разные темы. Слушатели смогут читать их на экранах радиоприемников. 

DRM Radio in India


На третьем этапе все радиовещание в Индии должно полностью перейти на цифровую платформу DRM, что даст возможность улучшить качество звучания радиопрограмм и предоставить дополнительные функции, экономя при этом немало электроэнергии на мощности передатчиков.

Интересно, что в Пакистане средневолновое государственное радиовещание развивается, как и в соседней Индии, а вот в Европе оно сворачивается или прекращено совсем, например, в Германии, России и Белоруссии.




Бразильский общественный вещатель Radio Nacional da Amazônia пока что ведет тестовые радиотрансляции в диапазоне коротких волн с использованием подстандарта DRM30. Тесты организовала Бразильская ассоциация цифрового радио (ABRADIG) при поддержке Консорциума DRM.

Для вещания используется маломощный передатчик (150 Вт), установленный в столице страны, городе Бразилиа, для оценки работы оборудования, качества передаваемого сигнала и стабильности работы системы. По состоянию на сегодняшний день тестовые передачи можно принимать на территории Бразилии и эпизодически даже за ее пределами.
 

Что и на чем слушать





К сожалению, любителям DRM-трансляций на русском языке слушать особо и нечего: к ежедневным коротковолновым программам «Интеррадио Румыния» и «Всеиндийского радио» можно добавить разве что выходящую раз в неделю передачу «Радио Япония». Негусто.

Что касается радиоприемников, то желающие могут найти несколько вариантов зарубежного производства, которые позволяют принимать DRM-вещание, как правило, на вторичной основе (главное для них — DAB+). 

Дальше всех в разработке и изготовлении радиоприемников, способных принимать DRM-передачи, продвинулась Индия: речь идет о компании Communications Systems Inc., изготавливающей продукцию под торговой маркой «Авион» (Avion). Радиоприемник AV–DR–1401 может принимать сигнал в диапазонах средних, коротких (с перекрытием всего вещательного участка) волн, а также в FM-диапазоне. Помимо аналоговых станций, AVION может запомнить частоты 40 DRM-радиостанций, транслировать на экране тексты, изображения, радиожурналы, слайды, а также воспроизводить mp3-файлы с карт памяти. Приемник укомплектован довольно мощным аккумулятором и блоком питания для работы от сети. 




Устройство можно приобрести на сайте компании, его цена составляет 189 долларов США (без расходов на пересылку). Согласитесь, что это довольно-таки дорого для большинства населения Индии и соседних азиатских стран, да и в некоторых регионах России это практически месячная зарплата.

Как видно, DRM поддерживают и развивают только в Индии: по крайней мере, там четко прорисованы планы, которые планомерно выполняют. Румыния и Пакистан находятся на втором и третьем места. Все остальные вещатели (а их не так уж и много) до сих пор не вышли из стадии тестового вещания.
 

Спутниковое радио


Зачем это нужно

Проект цифрового мобильного радиовещания предназначался, прежде всего, для автомобилистов. Немного истории: в 1997 году лицензии Федеральной комиссии по связи США на вещание в стандарте SDARS (Satelitte Digital Audio Radio Services) на территории США получили две соперничавшие американские компании: Sirius Satellite Radio Inc. и XM Satellite Radio Inc.

Sirius Satellite Radio Inc.


В конце 2001 года практически одновременно запустили в эксплуатацию две национальные сети спутникового непосредственного цифрового радиовещания — Sirius Satellite Radio и XM Satellite Radio. Хотя компании и были конкурентами, но единый стандарт вещания привел к тому, что их приемная аппаратура стала взаимозаменяема. 

Специально для этих сетей разработали принципиально иную бизнес-модель: существование и развитие без традиционной радиорекламы. Программы должны быть доступны для прослушивания по подписке (аналогично кабельному ТВ). Кроме того, предлагались услуги по программированию и выбору содержания принимаемых передач самим слушателем. Проект гарантировал также высокое качество звучания. Весь этот спектр удовольствий изначально стоил слушателю 9 долларов 95 центов в месяц.

За эти деньги пользователь Sirius Satellite Radio получал доступ к более чем сотне круглосуточных тематических каналов. В отличие от обычного радио, каждый из них транслировал определенные его тематикой программы: музыкальные (отдельно по каждому жанру), информационно-новостные, образовательные, развлекательные, а также программы на иностранных языках.

XM Satellite Radio


Слушатель XM Satellite Radio получал пакет из 71 музыкального и нескольких информационно-новостных каналов, причем репертуар музыки был самый разнообразный — от классики до рока.

Как это работает

Первая из компаний запустила три низкоорбитальных спутника, покрывающих сигналом практически всю территорию Северной Америки — с тем расчетом, чтобы два из них находились над регионом постоянно. XM Satellite Radio запустила всего два спутника (с именами Rock и, конечно же, Roll), которые, однако, находятся на геостационарной орбите, т.е. постоянно «висят» над экватором, охватывая территорию США от восточного до западного побережья. Позже к ним добавились спутники Rhythm и Blues.

Спутниковое радио


В дополнение к этому в районах с многоэтажной застройкой развернули сеть наземных ретрансляторов из-за неизбежных «провалов» сигнала при проезде через тоннели и т.д. Приемники автоматически перенастраиваются на частоты наземных репитеров в отсутствие сигнала со спутника. Кроме того, ресиверы имеют так называемый буфер, в котором накапливаются данные, которые воспроизводятся только после его полного заполнения. Все эти меры позволяют практически полностью избежать провалов в звучании, когда приемник временно теряет связь со спутником. Помимо этого появляются опции паузы и повтора. Также становится доступна информация  о погоде и ситуации на дорогах в режиме реального времени в текстовом режиме.

Спутниковые радиоприемники разрабатывали специально для этого проекта, а на полках магазинов они появились в начале 2001 года. Основное их отличие от обычных ресиверов — дешифратор, код к которому слушатель получает после внесения абонентской платы. Прием программ возможен на антенну диаметром 20 – 30 сантиметров, причем, в отличие от спутникового ТВ, не требуется особо точная направленность на спутник. Стоимость аппаратов в зависимости от комплектации стартует от 50 долларов. В настоящее время радиоприемники для цифрового спутникового приема выпускают практически все ведущие производители, например, Kenwood, JVC, Blaupunkt, Sony и т.д. 

Современное положение формата

"Sirius Ready" или "ХМ Ready"


Цифровыми спутниковыми радиоприемниками оснащены многие модели автомобилей в США: Audi, BMW, Chrysler, Dodge, Ford и т.п.  На месте установки радиоприемника в автомобиле может быть написано "Sirius Ready" или "ХМ Ready". Это означает, что самого цифрового ресивера здесь нет, но существует возможность его подключения. В принципе, такие аппараты не составляет труда приобрести и отечественным автолюбителям, но в этом нет никакого смысла: Россия не попадает в зону действия спутников цифрового радиовещания и деньги будут потрачены впустую.

Sirius XM Radio, Inc.


29 июля 2008 года произошло слияние двух компаний в одну – Sirius XM Radio, Inc. В настоящее время есть возможность слушать передачи не только в автомобиле, но и на портативных устройствах, а также на компьютере. Зона покрытия спутникового вещания сегодня — США (включая Аляску), Канада и Мексика. В последних двух государствах услугу начали оказывать с 2004 и 2009 года соответственно. Также в зону входит 200-мильная морская зона вдоль побережья США (для любителей морских прогулок). Количество подписчиков в прошлом году превысило 30 миллионов человек по всему миру.

Не станем гадать, как бы развивался подобный проект, будь он запущен в России: территория у нас гораздо больше и протяженнее, поэтому пришлось бы увеличить количество спутников и наземных ретрансляторов, что неизбежно привело бы к увеличению абонентской платы. Поэтому, скорее всего, спутниковое радиовещание, как и DRM, у нас никогда не появится.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6306
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5340
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4481
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4426
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4289
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3978
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее