Тенденция

FM и онлайн: принципиальные различия

После появления форматов Dab и Dab+ и попыток Норвегии полностью перейти на цифровое вещание, тема «заката» эпохи FM-радио снова стала актуальной. Сможет ли оно пережить наступление конкурентов из онлайна — рассказывает Валентин Малюгов

  • 23 мая 2017
  • 806
Александра Гагарина

Главные различия: аудитория и форматы



Как и раньше, чтобы выделить ядро своей аудитории, нужны тесты треков. После определения ядра хороший редактор должен сам понять, как развиваться дальше, поэтому на тестировании не стоит заострять внимание слишком долго.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Сделать федеральную радиостанцию, ориентируясь и на столицу, и на регионы вряд ли получится — потребности аудитории сильно разнятся, даже если речь идет о Москве и Московской области. Если вы хотите из региональной станции вырасти в федеральную, то, вероятно, без изменений в формате и адаптации не обойтись. Скорее всего, выходя в крупные мегаполисы, вам придется сжимать базу только до самых ярких и тестируемых треков.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Совсем другое — поиск зрителя в Интернете, там он самый капризный. Уже давно стало ясно, что федеральные FM-радиостанции не находят в Интернете такого успеха, как те проекты, которые изначально зарождались в сети. Почему так происходит?
 

Интернет-вещание: поиск темы и особенности программирования





Во всемирной паутине все меняется почти молниеносно и основной фактор успеха здесь — «нишевость» проектов. Нет никакого смысла создавать вторую «Европу Плюс», «Дорожное радио» или очередную информационную радиостанцию — нужно придумать что-то уникальное. Здесь есть и свои сложности — стремительное прослушивание, достаточно сложное таргетиретирование, большая конкуренция и специфическая доступность. Конкуренция тут в разы больше, но еще можно занять свое место под солнцем благодаря грамотному продвижению. «Выстрелить» может только уникальная идея при условии профессионального программирования.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

В регионах России до сих пор успешны станции, рассказывающие про свой край. Только рассказывать это они должны умно, интересно, грамотно и красиво. Региональному слушателю важнее то, что происходит вокруг, здесь радиостанция все еще играет роль информатора. Федеральные вещатели стремятся к фоновому звучанию (музыкальные) или к анализу той или иной проблемы (разговорные), но «быть первым» и «дать новость» для столичных проектов — уже не самое главное. Интернет-радиостанции чаще слушают фоном, в онлайн-радиопоток не добавишь много текста о регионе, но его можно сделать родным и близким за счет микроконтента (до 30 сек). Пропагандировать определенные регионы здесь можно только ненавязчиво, даже стремительно, чтобы слушатели из других частей России не успели переключить канал.
 

А что же дальше?





Тезисно о будущем радио в FM и Интернете, о конкуренции с музыкальными сервисами я бы высказался так:
 
  • FM и Интернет существуют вместе и будут существовать далее;
  • федеральный FM будут атаковать вкусы регионов;
  • приверженность к радиостанциям постепенно смещается от FM к Интернету;
  • главный тренд — повышение скорости подачи материала и мини-формат;
  • радио сохранит свои позиции именно за счет функции ротации контента, благодаря которой будет отличаться от музыкальных сервисов;
  • будущее за агрегаторами радио: много каналов в одном приложении, на одном сайте;
  • автоматизация процессов программирования;
  • визуализация радио с дальнейшей интеграцией в видеоподкаст (Digispot, Avra).

Поскольку все основные классические форматы существуют уже давным-давно, будущее и FM и Интернета — за уникальной и интересной компиляцией порой несовместимых элементов. Ведь главная задача радиопроекта сегодня — привлечь, заинтересовать и «не раздражать». Именно поэтому в одном потоке в Интернет-среде может быть, например, мелодичный дабстеп, старые мегахиты 80-х годов и современные мелодии (CHR).

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Когда вы едете в машине, ваш выбор ограничен примерно 50-60 радиостанциями FM-диапазона. В Интернете вы можете бродить в поисках нужного потока бесконечно и, я уверен, найдете то, что вам понравится, гораздо быстрее. Почему я верю в интернет-вещание? Потому что оно становится все доступнее и не ограничивает выбор. К сожалению или к счастью, это процесс не остановить.
 
 
Валентин Малюгов

Музыкальный редактор и программный директор, занимался синергией отделов радио и телевидения в Издательском доме «Комсомольская правда», музыкальный редактор Best FM, идеолог стартапа «Хорошее FM», многопотоковой станции Shtorm.FM, арт-директор «Радио 1», преподаватель.
 
 


 


Комментарии

Комментариев: 1

Спасибо за интересную информацию!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Бар „На грудь“»: как снять популярный веб-сериал и успешно его монетизировать

Мы пообщались с режиссером веб-сериала «Бар „На грудь“» Ириной Вилковой и генеральным продюсером проекта Георгием Шабановым, чтобы узнать, насколько сложно было получить финансирование от RuTube, чем написание веб-сериала отличается от «обычного» сценария, и почему Питер – вдохновляет

  • 5 февраля
  • 3544
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса

К выходу «Фаворитки» знакомимся со списком лучших кинокартин по мнению одного из самых необычных режиссеров наших дней, который к тому же стал лидером оскаровской гонки этого года: от греческого и японского арт-хауса до современного экшна

  • 4 февраля
  • 2297
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1586
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1537
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1413
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1348
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее