tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Тенденция

FM и онлайн: принципиальные различия

После появления форматов Dab и Dab+ и попыток Норвегии полностью перейти на цифровое вещание, тема «заката» эпохи FM-радио снова стала актуальной. Сможет ли оно пережить наступление конкурентов из онлайна — рассказывает Валентин Малюгов

Главные различия: аудитория и форматы



Как и раньше, чтобы выделить ядро своей аудитории, нужны тесты треков. После определения ядра хороший редактор должен сам понять, как развиваться дальше, поэтому на тестировании не стоит заострять внимание слишком долго.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Сделать федеральную радиостанцию, ориентируясь и на столицу, и на регионы вряд ли получится — потребности аудитории сильно разнятся, даже если речь идет о Москве и Московской области. Если вы хотите из региональной станции вырасти в федеральную, то, вероятно, без изменений в формате и адаптации не обойтись. Скорее всего, выходя в крупные мегаполисы, вам придется сжимать базу только до самых ярких и тестируемых треков.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Совсем другое — поиск зрителя в Интернете, там он самый капризный. Уже давно стало ясно, что федеральные FM-радиостанции не находят в Интернете такого успеха, как те проекты, которые изначально зарождались в сети. Почему так происходит?
 

Интернет-вещание: поиск темы и особенности программирования





Во всемирной паутине все меняется почти молниеносно и основной фактор успеха здесь — «нишевость» проектов. Нет никакого смысла создавать вторую «Европу Плюс», «Дорожное радио» или очередную информационную радиостанцию — нужно придумать что-то уникальное. Здесь есть и свои сложности — стремительное прослушивание, достаточно сложное таргетиретирование, большая конкуренция и специфическая доступность. Конкуренция тут в разы больше, но еще можно занять свое место под солнцем благодаря грамотному продвижению. «Выстрелить» может только уникальная идея при условии профессионального программирования.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

В регионах России до сих пор успешны станции, рассказывающие про свой край. Только рассказывать это они должны умно, интересно, грамотно и красиво. Региональному слушателю важнее то, что происходит вокруг, здесь радиостанция все еще играет роль информатора. Федеральные вещатели стремятся к фоновому звучанию (музыкальные) или к анализу той или иной проблемы (разговорные), но «быть первым» и «дать новость» для столичных проектов — уже не самое главное. Интернет-радиостанции чаще слушают фоном, в онлайн-радиопоток не добавишь много текста о регионе, но его можно сделать родным и близким за счет микроконтента (до 30 сек). Пропагандировать определенные регионы здесь можно только ненавязчиво, даже стремительно, чтобы слушатели из других частей России не успели переключить канал.
 

А что же дальше?





Тезисно о будущем радио в FM и Интернете, о конкуренции с музыкальными сервисами я бы высказался так:
 
  • FM и Интернет существуют вместе и будут существовать далее;
  • федеральный FM будут атаковать вкусы регионов;
  • приверженность к радиостанциям постепенно смещается от FM к Интернету;
  • главный тренд — повышение скорости подачи материала и мини-формат;
  • радио сохранит свои позиции именно за счет функции ротации контента, благодаря которой будет отличаться от музыкальных сервисов;
  • будущее за агрегаторами радио: много каналов в одном приложении, на одном сайте;
  • автоматизация процессов программирования;
  • визуализация радио с дальнейшей интеграцией в видеоподкаст (Digispot, Avra).

Поскольку все основные классические форматы существуют уже давным-давно, будущее и FM и Интернета — за уникальной и интересной компиляцией порой несовместимых элементов. Ведь главная задача радиопроекта сегодня — привлечь, заинтересовать и «не раздражать». Именно поэтому в одном потоке в Интернет-среде может быть, например, мелодичный дабстеп, старые мегахиты 80-х годов и современные мелодии (CHR).

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Когда вы едете в машине, ваш выбор ограничен примерно 50-60 радиостанциями FM-диапазона. В Интернете вы можете бродить в поисках нужного потока бесконечно и, я уверен, найдете то, что вам понравится, гораздо быстрее. Почему я верю в интернет-вещание? Потому что оно становится все доступнее и не ограничивает выбор. К сожалению или к счастью, это процесс не остановить.
 
 
Валентин Малюгов

Музыкальный редактор и программный директор, занимался синергией отделов радио и телевидения в Издательском доме «Комсомольская правда», музыкальный редактор Best FM, идеолог стартапа «Хорошее FM», многопотоковой станции Shtorm.FM, арт-директор «Радио 1», преподаватель.
 
 


 

Комментарии

Комментариев: 1

Спасибо за интересную информацию!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее