Репортаж

Новые технологии на службе у спортивного телерадиовещания

Выставка Broadcasting in Sports, прошедшая недавно в Москве, представила новые и обновленные технологии и системы, способные помочь профессионалам в спортивном телевещании, а также определила тенденции ближайших лет

  • 28 апреля
  • 386
Родион Чемонин

Спортивное телевещание: настоящее, прошлое, будущее


Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Генеральный директор НАТ Александр Широких, открывающий выставку, сразу дал понять, что в его докладе «Спорт как катализатор развития телевизионных технологий», вряд ли можно будет услышать что-то кардинально новое. Его выступление, скорее, стало предисловием к крупнейшей выставке NAB (National Association of Broadcasters), которая проходит в Лас-Вегасе в 2017 году в 96-й раз. Но Александр сделал несколько важных выводов, которые доказали, что спортивное телевещание сегодня позволяет отследить главные тренды в области технологий.

Накануне выставки NAB ведущие бродкастеры мира ответили на опрос, показывающий, какие приоритеты задают вектор производителям на ближайшие два-три года. В тройку лидеров предсказуемо вошли технологии, усовершенствующие мультиплатформенные виды доставки контента, на втором месте — использование IP, третьим приоритетом телепродюсеры назвали развитие 4K и UltraHD.
 

Объем, разрешение и цветовой диапазон


Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Стоит отметить неудачную попытку с 3D-телевидением. Еще несколько лет назад эта технология испытывала настоящий бум. В конце концов она оказалась успешной в кинотеатральном прокате, но обернулась полным крахом в домашнем телепросмотре. «Когда на одном из матчей НХЛ из экрана телевизора чуть не “вылетела” хоккейная шайба, то некоторые телезрители оказались в психушке и, кажется, до сих пор там и пребывают», — шутливо прокомментировал причину падения популярности 3DTV гендиректор НАТ. Стоит отметить и еще одну причину, влиявшую на снижение спроса на стереоформат, — это очки. Покупатель не захотел смотреть любимые передачи, сидя в них на диване — это неудобно.

Но не станет ли таким же провалом пресловутый формат 4K/UHD? Пока динамика спроса не падает, появляются новые спутниковые каналы, включая российские, но до полной победы телевидения сверхвысокой четкости еще очень далеко. Причиной этому Александр Широких назвал практически полное отсутствие эфирного телевидения в 4K. Что касается спортивных программ в UHD, то по неподтвержденным сведениям у «Матч ТВ» уже есть проапгрейженная до качества UHD ПТС№11 (в любом случае, «Матч» уже делал трансляции нескольких игр «Зенита», а также эфиры из Мариинского театра).

ПТС канала «Матч ТВ»ПТС канала «Матч ТВ»

Однако ажиотажа вокруг телевидения высокого разрешения все равно не наблюдается. Широких склонен считать лучшим путем развития спортивного телевидения формат HDR: такие телевизоры уже есть на рынке и стоят недорого. «Проблема с HDR, как мне кажется, заключается в войне форматов. Сейчас существует как минимум три стандарта. Когда я готовился к выставке NAB, я наткнулся на конвертор, который позволяет работать с несколькими HDR-форматами», — добавил Широких.
 

Облачные технологии, дроны и VR


Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский

В развитых странах все популярнее становятся облачные технологии, которые сегодня уже «умеют» кодировать и раскодировать сигнал, а также «научились» работать с рекламой, что также немаловажно. Интересным трендом Александр называет интегрированные устройства, когда в одной «коробке» компактно совмещены несколько функций. Начиналась эта тенденция с небольших вендоров (PlayBox, Cinegy, Vectorbox), сегодня же систему Channel-in-Box, позволяющую содержать в одном корпусе как минимум пять функций (система автоматизации, видеосервер, графику, хранилище) взяли на вооружение все крупные производители.




Появление дешевых ПТС — еще одна хорошая новость. Также генеральный директор НАТ не забыл упомянуть и использование дронов, приведя в пример CNN, который создал целый департамент для дрон-журналистики. Это не новый тренд, но с появлением дешевых коптеров китайской компании DJI, он становится все заметнее.

Все чаще на спортивных мероприятиях появляются мобильные передатчики, которые, благодаря компактности и простоте в использовании, позволяют оператору залезть в любое тесное помещение и вести трансляцию по сотовым сетям с небольшой задержкой.

Александр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Широких, генеральный директор НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Однозначно среди трендов находятся и такие уже привычные для телевидения явления, как OTT, выход в социальные сети, VR-технологии (Sky уже работает на «Формуле-1», NextVR показывает NBA: с помощью VR зритель может «оказаться» пилотом болида или зрителя, сидящим на стадионе). Как пример последней тенденции — растущая не по дням, а по часам популярность камер 360º, которые были успешно опробованы на Чемпионате Европы 2016 года и уже состоят не из четырех синхронизированных камер, а из восьми.

Не за горами само собой разумеющееся появление камер 8K. Так, японские телепродюсеры обещают снимать в разрешении 7680х4320 пикселей трансляции Олимпиады в Токио в 2020 году.
 

Тросовые системы


Алексей Ермишин, представитель компании JoyMechanix / Фото: Виктор ВытольскийДенис Ермишин, представитель компании JoyMechanix / Фото: Виктор Вытольский

О еще одной технологичной новинке рассказал представитель компании JoyMechanix Денис Ермишин. Это технология добавленной реальности на базе тросовых систем. Ей всего четыре года, но она уже применяется на самых различных мероприятиях: от студий до спортивных соревнований.
Тросовая система JoyMechanix

Тросовая система JoyMechanix

Тросовая система JoyMechanix

Тросовая система JoyMechanix

Тросовая система JoyMechanix

Тросовая система JoyMechanix

Система начала работать с 2008 года, но в 2013 году появилась технология, позволяющая спайдерам летать и снимать на низкой высоте, развивать скорость до 4 м/с, работать в студиях 45х45м с минимальной высотой 5 метров. Есть и более серьезная разновидность — с лебедкой весом 280 кг, позволяющая летать с диагональю до 600м и скоростью 20 м/с.

JoyMechanix / Фото: Виктор Вытольский

При этом система имеет три уровня безопасности, которые позволяют добиться максимальной отказоустойчивости и ограничивают влияние человеческого фактора. Также большим преимуществом является наличие системы геостабилизации, позволяющей подвешивать камеру не за центр массы. Оператору, к тому же, не нужно лишних «гаджетов», кроме пульта.
 

Тросовые технологии можно применять и в кинопроизводстве. По словам Ермишина, они уже работали на фильме Федора Бондарчука «Притяжение». «В декабре выходит фильм студии Михалкова “Движение вверх” про баскетбол. Там порядка 40-50% хронометража – это съемки при помощи нашей системы. Правда, там была камера ARRI и очень причудливая запись траектории. Представьте себе: это большая камера должна была облететь голову одного зрителя, вылететь на поле и попасть в баскетбольное кольцо. При этом запись траектории была задана с точностью до сантиметра, и никто из массовки даже не дернулся».

Алексей Ермишин, представитель компании JoyMechanix / Фото: Виктор ВытольскийДенис Ермишин, представитель компании JoyMechanix / Фото: Виктор Вытольский

В общем, говоря словами одного из выступавших на конференции, «технологии в спорте еще только развиваются, и мы себе представить не можем, что появится на следующей конференции Broadcasting in Sports».


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 8218
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 7642
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 6672
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 5551
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4357
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

До новогодних каникул осталось меньше месяца, а между тем у многих каналов запустились новые сериалы или новые эпизоды уже любимых проектов. Если вам трудно сориентироваться в мире ТВ-шоу, то вот вам телепрограмма на всю зиму

  • 8 декабря
  • 3956
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее