Майский ПрактикУм

Как управлять временем в кино

Художественный руководитель киношколы «Свободное кино» Дмитрий Куповых — о манипуляциях со временем и воздействии на зрителя

  • 2 мая
  • 3191

Предлагаем вам посмотреть небольшой видеоурок «Сжатое и растянутое время» из цикла обучающих видео, подготовленных киношколой «Свободное кино» для студентов-режиссеров.
 

Кинематограф является поистине властелином времени. Режиссеры могут уместить десятилетия в два часа, а секундное событие растянуть на несколько минут. Как они это делают, а главное – зачем?  
 

Сжатое время


Альфред Хичкок говорил: «Кино — это жизнь, из которой вырезано все скучное».  Добиться этого режиссеру помогает как раз сжатое время, т.е. Протекающее на экране быстрее, чем в жизни.  Сжатое время используют 99,9% всех фильмов, что логично: как иначе за отведенное экранное время показать зрителю то, что действительно важно?

Приемы реализации:

1. Эллипсис, или опущение. Это пропуск событий, несущественных для развития действия. Чем ярче эллипсис, тем эффектней он воздействует на зрителя. 

Пример: «Миллионер из трущоб», реж. Дэнни Бойл

Кадры из фильма «Миллионер из трущоб»Кадры из фильма «Миллионер из трущоб»

Братья Джамаль и Салим прыгают с проезжающего поезда мальчишками, катятся вниз по горке и поднимаются уже подростками. Эта сцена занимает 20 секунд. При этом режиссер не просто эффектно выбрасывает пару лет их скитаний, которые для истории совсем не важны, а еще и рассказывает, чем они занимались все эти годы. Зритель понимает, что ничего значительного, кроме воровства в поездах, у героев в жизни за это время не произошло.



2. Замедленная съемка. Для простоты восприятия прием замедленной съемки мы будем называть ускоренным воспроизведением (аналогично перемотке вперед на плеере). Чтобы на экране при стандартной частоте показа в 24 к/с получить эффект ускоренного воспроизведения, необходимо снимать фильм с меньшей частотой., например — 12 к/c. Чем меньше кадров в секунду, тем быстрее можно будет прокрутить действие на экране потом. 

Пример 1: фильмы Леонида Гайдая

Кадр из фильма «Кавказская пленница» Кадр из фильма «Кавказская пленница»

Придавая своим героям неестественную ускоренность, режиссер утрировал их нелепость, от чего они выглядели еще забавней. 

Пример 2: «Реквием по мечте», реж. Даррен Аронофски

При помощи ускорений и клипового монтажа Аронофски передает сложное психологическое изменение героини, показывая, как она под воздействием психотропных препаратов постепенно сходит с ума.

Кадр из фильма «Реквием по мечте»Кадр из фильма «Реквием по мечте»

Благодаря развитию цифровых технологий, замедленная съемка сейчас не обязательная процедура: добиться нужного эффекта можно цифровым способом в любой монтажной программе.

3. Цейтраферная съемка или таймлапс. Это съемка с равными, заранее заданными интервалами. Например, один кадр в минуту или один кадр в час или даже в день. Чем более редкую частоту съемки мы выберем, тем быстрее потом будет идти время у нас на экране. Цейтраферная съемка позволяет за короткое время увидеть то, что в реальности может занимать дни, месяцы и даже годы. Например, восход и заход солнца, наступление весны или таяние ледников.

Пример: «Койяанискаци», реж. Годфри Реджио

Кадр из фильма «Койяанискаци»Кадр из фильма «Койяанискаци»

Этот фильм снимали и монтировали шесть лет, а зритель, благодаря ускоренному воспроизведению, за два часа может увидеть быстротечность современной урбанистической жизни, ее хаос и безумие.

Назначение сжатого времени:
 
  • опускать лишнее, менее важное;
  • передать за короткое время длительный отрезок времени;
  • передать ритм современной жизни.
 

Растянутое время


Приемы реализации:

1. Ускоренная съемка, или рапид. Чтобы замедлить время, надо снимать быстрее, т.е. с частотой кадров больше, чем стандартные 24 кадра в секунду. Например, 48, 72 или 96. Чем больше кадров в секунду мы снимем, тем медленнее сможем показать действие на экране. Например, замедлить и рассмотреть в деталях то, что в жизни происходит очень быстро.  

Пример: «Матч-пойнт», реж. Вуди Аллен
 

Главный герой убивает любовницу, а затем избавляется от улик и выбрасывает в реку ее кольцо. Кольцо летит по воздуху, ударяется о заграждение, отскакивает и падает в течение 25 секунд. В реальности это заняло бы не больше трех. Однако режиссеру важно сделать акцент на этой детали. Именно кольцо в кульминации истории сыграет ключевую роль.

2. Параллельно развивающиеся сцены

Пример: «Броненосец Потемкин», реж. Сергей Эйзенштейн

Чтобы поддержать восставших матросов на корабле, мирное население Одессы выходит на улицы города. В это время вызванные правительственные войска прибывают на Одесскую лестницу, чтобы разогнать толпу. Они не церемонятся и начинают массовый расстрел людей. В реальности солдаты и люди спустились бы по лестнице меньше чем за минуту, но у Эйзенштейна сцена длится шесть с половиной минут. 

Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»

Режиссер намеренно растягивает время за счет параллельно развивающегося действия. Например: по лестнице бежит женщина, держа за руку мальчика. Солдаты стреляют в толпу. Мальчик падает на ступеньки, а мать продолжает бежать. Толпа топчет убитого. Мать берет мертвого сына на руки и идет вверх навстречу солдатам. И другая история: женщина закрывает собой коляску от бегущих людей. Солдаты стреляют. Коляска с ребенком стоит на самом краю площадки лестницы. У женщины проступает кровь на животе, она падает, толкнув коляску. Коляска с ребенком катится вниз по лестнице и переворачивается. 

Параллельные действия с одной стороны растягивают время, с другой — концентрируют внимание зрителя на страдании конкретных людей. И это усиливает драматизм сцены. Так, при помощи укрупнения времени режиссер расширяет личные трагедии в трагедию целого города.

3. Переход в мысли героя: его сны, воспоминания, фантазии

Пример 1: «Летят журавли» реж. Михаил Калатозов 

Кадр из фильма «Летят журавли» Кадр из фильма «Летят журавли» 

Сцена смерти Бориса. В момент падения время замедляется, и мы видим его самую заветную мечту — свадьбу. Падение занимает несколько секунд, а эпизод длится две с половиной минуты.

Пример 2: «Забриски-пойнт», реж.  Микеланджело Антониони 
 

Главная героиня узнает о гибели любимого. Она доезжает до резиденции своего босса, виновного в смерти возлюбленного, и с такой ненавистью смотрит на нее, что та взрывается. Резиденция и все вещи внутри нее в течение нескольких минут разлетаются в воздухе в рапиде. Потом героиня, как ни в чем не бывало, садится в машину и уезжает, а дом остается целым и невредимым. Мы понимаем, что взрыв произошел лишь в воображении героини и длился на экране значительно дольше, чем это было бы в жизни. 

4. Сверхрапид или «Лупа времени». Реализуется за счет съемки не 24 кадров в секунду, а во много раз больше. Скорость может превышать 10 000 кадров в секунду. С такой съемкой зритель может увидеть то, что человеческому глазу недоступно. Например, полет пули или движение мышц во время прыжка спортсмена.

Назначение растянутого времени
 
  • Акцент на важной детали, сцене, чувстве героя, мыслях героя.
  • Замедленное время помогает напрямую воздействовать на эмоции зрителя: например, сделать трагический момент еще более трагичным, как в сцене расстрела Бонни и Клайда в фильме Артура Пенна — мы видим в замедлении, как кончается великая история любви двух преступников. 
  • Помогает передать психологическое напряжение, саспенс.

Таким образом, зная эти несколько приемов монтажа, можно управлять временем и вниманием вашего зрителя. 
 

Задание





Ознакомившись с материалами урока, снимите короткий этюд на сжатое и растянутое время. Отправьте этюд на почту до 15 июня 2017 года и получите скидку на обучение на курсе «Автор кино» киношколы «Свободное кино». Каждый из присланных этюдов разберут и прокомментируют педагоги курса «Автор кино».

Условия этюда:
 
  • хронометраж строго не более 5 мин;
  • не более 2 актеров в кадре;
  • в этюде должны присутствовать фрагменты как сжатого, так и растянутого времени. 

См. пример этюда

* Видеоурок «Сжатое и растянутое время» и этюд «Достали» на эту же тему были созданы в рамках кинокампуса киношколы «Свободное кино», на IV Тарковских чтениях в поселке Мясной Рязанская области. Выкладывается впервые специально для «Майского практикума» портала tvkinoradio.ru.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Алексей Старостин Москва
    пример этюда отсутствует, по ссылке ошибка 404 ((
    Развернуть

    Смотрите также