Обзоры

12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Порой писатели убеждены, что их произведения лучше них самих никто не экранизирует. К чему приводит смена карандаша и листа бумаги на камеру и «мотор» — узнаете в подборке tvkinoradio.ru

  • 27 апреля 2017
  • 3184
Павел Орлов

01. Жан Кокто


12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие / 01. Жан Кокто


Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он играючи совмещал увлечения живописью, поэзией, литературой и кинематографом. Центральным образом всего его творчества был образ Орфея, олицетворявшего могущество искусства. Мифологическому персонажу и в целом феномену искусства и творчества Кокто посвящал как свои литературные работы, так и знаменитую кинотрилогию «Кровь поэта», «Орфей» и «Завещание Орфея». Кокто справедливо называют «поэтом экрана» — к созданию фильмов он подходил, как к созданию стихов, то есть, прежде всего, опираясь на силу образа. 
 

02. Ален Роб-Грийе


02. Ален Роб-Грийе  / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Ален Роб-Грийе совершил революцию в мире литературы, став идеологом «нового романа» и первопроходцем стилистики шозизма. При этом сам писатель считал не менее важной, чем литературную, свою кинематографическую деятельность. Он поставил десять картин, в которых смело экспериментировал с кинодраматургией, жанровыми канонами и провокационными образами. Впрочем, режиссерские заслуги Роб-Грийе обычно остаются в тени его самой первой работы в кино — сценария фильма Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (за него он даже номинировался на «Оскар»). Здесь все особенности творчества автора представлены в наиболее концентрированном виде: бессюжетность, повторяемость событий, мотивы двойничества, вуайеризма и секса.
 

03. Василий Шукшин


03. Василий Шукшин / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Определенно Василий Шукшин равновелик как писатель, как актер и как режиссер. Эти таланты развивались в нем примерно параллельно под воздействием богатого жизненного опыта. Общим был и мотив всего творчества — жизнь обычных русских людей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не такими уж и обычными. Писать Шукшин начал в армии, а спустя десятилетие во время учебы во ВГИКе стал публиковаться. Все пять полных метров он поставил по собственным рассказам и повестям. Примечательно, что последнюю картину Шукшина «Калина красная» высоко оценивал сам Райнер Вернер Фассбиндер, называя ее в десятке своих любимых фильмов. 
 

04. Майкл Крайтон


04. Майкл Крайтон / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Влияние Майкла Крайтона настолько велико, что без преувеличения можно сказать, что он определил лицо современной кино- и телефантастики. Помогло в этом наличие нескольких высших образований (в том числе в области медицины и антропологии) и работа в IT-сфере. В литературе Крайтон прошел путь от детективных рассказов до запутанных фантастических рассказов. Как режиссер он получил популярность уже с дебютом «Мир Дикого Запада» (прародителя недавнего одноименного сериала Джонатана Нолана). А в 90-е годы его имя было у всех на слуху в связи с экранизацией его романа «Парк Юрского периода», режиссером которой стал Стивен Спилберг. Также  Крайтон писал сценарии для сериала «Скорая помощь». И все это — не отрываясь от IT-разработок. 
 

05. Уильям Питер Блэтти


05. Уильям Питер Блэтти / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Уильям Питер Блэтти больше всего известен как создатель романа «Изгоняющий дьявола». Он же написал и сценарий одноименного культового хоррора Уильяма Фридкина, за что удостоился «Оскара», «Золотого глобуса» и научно-фантастической премии «Сатурн». Окрыленный успехом, Блэтти дебютировал в кино экранизацией собственного философского романа «Девятая конфигурация». Чуть позже он же снял третью часть «Изгоняющего дьявола». Фильм оказался не слишком успешным у зрителя, зато оба режиссерских опыта Блэтти также были награждены премией «Сатурн». То есть у знатоков и поклонников хоррора и сай-фая Блэтти в особом почете. 
 

06. Евгений Евтушенко


06. Евгений Евтушенко / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Недавно ушедший Евгений Евтушенко помимо поэзии и литературы оставил небольшой след и в кино. Две снятых им в 80-е годы картины во многом автобиографичны (даже главных героев в обоих случаях зовут Женями), и охарактеризовать их можно как фильмы-воспоминания. «Детский сад» повествует о детстве автора и годах войны, а «Похороны Сталина» связаны с юностью — сюжет фильма строится вокруг событий марта 1953 года. По замечанию критиков, фильмы, как и поэзия Евтушенко, противоречивы и полны диссонансов. Не случайно однозначного отношения к ним до сих пор нет. Одни считают его работы любопытными творческими экспериментами, другие — просто неудачными опытами.
 

07. Стивен Кинг


07. Стивен Кинг /  12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


У Стивена Кинга давние и плотные связи с кинематографом. Он легко предоставляет права на экранизации своих произведений любому желающему всего за доллар (благодаря чему и является самым экранизируемым писателем современности), охотно пишет сценарии, а также продюсирует и периодически появляется в эпизодических ролях. Пробовал Кинг себя и в качестве режиссера. Техногенный хоррор по собственному рассказу «Максимальное ускорение» громко заявляли как «правильную экранизацию» произведения Короля ужасов. Однако грузовики-убийцы, нападающие на людей под бодрые аккорды AC/DC ни зрителей, ни критиков не впечатлили. Более того, за фильм Кинга даже номинировали на «Худшего режиссера» премией «Золотая малина». Больше в режиссерское кресло писатель не возвращался. Возможно, зря. Несмотря на холодный прием современников, спустя годы нельзя не отметить специфический винтажный шарм картины. 
 

08. Клайв Баркер


08. Клайв Баркер / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


И еще один автор, нашедший применение своим творческим силам в самых разных областях: живопись, фотография, дизайн, театр и, наконец, литература и кино. Специализируется Клайв Баркер в основном на фантастическом хорроре с крайне специфической и узнаваемой стилистикой. Именно ему многие из нас обязаны своими ночными кошмарами, так как самая известная картина в фильмографии Баркера — «Восставший из ада». Он же писал и продюсировал остальные части жуткой франшизы, а также приложил руку к таким кровавым хитам, как «Кэндимэн» и «Полуночный экспресс». 
 

09. Том Стоппард


09. Том Стоппард / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Том Стоппард попробовал себя в кино лишь однажды с тем, чтобы перенести на экран свою главную работу и одно из краеугольных произведений постмодернизма — абсурдистскую пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». В фильме, как и в первоисточнике, переосмысливается шекспировский «Гамлет» — главные герои отводятся на второй план, а в центр внимания помещается эпизодический дуэт недотеп, благодаря чему действие приобретает скорее комический оттенок. Фильм был неоднозначно встречен критикой, упрекавшей авторов в излишнем количестве диалогов и чересчур условном действии. Однако это никоим образом не помешало ленте взять главный приз Венецианского кинофестиваля.
 

10. Павел Санаев


10. Павел Санаев / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


В отличие от большинства героев этого списка Павел Санаев не экранизирует собственные книги (хотя и самостоятельно пишет сценарии). В середине 90-х годов его автобиографическая повесть «Похороните меня за плинтусом» получила широкую популярность и даже номинировалась на Букеровскую премию. Экранизация книги, сделанная позже Сергеем Снежкиным, стала одной из самых громких картин своего времени. Санаев же активно снимал в 2000-е годы. После ряда драм он сделал дилогию «На игре» — по сути, первый отечественный киберпанк-экшн.
 

11. Владимир Козлов


11. Владимир Козлов / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Исследователь судеб перестроечного и пост-перестроечного поколения Владимир Козлов в отечественном кинематографе занял место пропагандиста и практика безбюджетного кинопроизводства. В его фильмографии три игровых картины в жанре молодежная драма, снятых в провинции на минимальные средства с участием непрофессиональных актеров. Съемки нового фильма, «Как мы захотим», совсем недавно партизанскими методами проходили в Москве. 
 

12. Фредерик Бегбедер


12. Фредерик Бегбедер / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие


Один из ключевых романтиков и одновременно сатириков нынешней литературы Фредерик Бегбедер на данный момент снял два фильма. Оба по его собственным произведениям, но оба разных. Если дебют «Любовь живет три года» тяготел к жанру ромкома, то новый, «Идеаль», по сути, продолжение нашумевших «99 франков», — это черная сатирическая комедия. Киноработы Бегбедера встречает прохладная критика, однако у европейского зрителя они пользуются популярностью. Что примечательно для нас в случае «Идеаль», так это центральный мотив ленты — высмеивание стереотипов о России, а среди актеров можно заметить нашего соотечественника Алексея Гуськова.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как заполнить туманом локацию под открытым небом

Несколько относительно простых способов сделать кадры атмосфернее, не покупая дым-машину

  • 9 июня
  • 3466
Мнение

«Лето»: на самом деле этого не было

Фильм «Лето» может взбесить старых поклонников Виктора Цоя и Майка Науменко, но может влюбить в себя юных пионеров. Он про музыку или про любовь? Или про любовь к музыке? А если про любовь и влюбленность, то к кому именно? Ответ надо искать в сценарии 

  • 8 июня
  • 2826
Практика

5 советов ассистентов оператора

Члены съемочной группы, которых обычно обходит стороной внимание журналистов, советуют режиссерам, как работать с подчиненными, чтобы следующий проект добился успеха

  • 9 июня
  • 2534
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2358
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2354
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Домогаров играет в японской военной драме, Петров и Машков устроили экшн в фильме «Герой», а победитель короткометражного «Кинотавра» готовит дебют

  • 13 июня
  • 2005
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее