Главная / Профессия / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

01. Жан Кокто

12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие / 01. Жан Кокто

Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он играючи совмещал увлечения живописью, поэзией, литературой и кинематографом. Центральным образом всего его творчества был образ Орфея, олицетворявшего могущество искусства. Мифологическому персонажу и в целом феномену искусства и творчества Кокто посвящал как свои литературные работы, так и знаменитую кинотрилогию «Кровь поэта», «Орфей» и «Завещание Орфея». Кокто справедливо называют «поэтом экрана» — к созданию фильмов он подходил, как к созданию стихов, то есть, прежде всего, опираясь на силу образа.

02. Ален Роб-Грийе

02. Ален Роб-Грийе  / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Ален Роб-Грийе совершил революцию в мире литературы, став идеологом «нового романа» и первопроходцем стилистики шозизма. При этом сам писатель считал не менее важной, чем литературную, свою кинематографическую деятельность. Он поставил десять картин, в которых смело экспериментировал с кинодраматургией, жанровыми канонами и провокационными образами. Впрочем, режиссерские заслуги Роб-Грийе обычно остаются в тени его самой первой работы в кино — сценария фильма Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (за него он даже номинировался на «Оскар»). Здесь все особенности творчества автора представлены в наиболее концентрированном виде: бессюжетность, повторяемость событий, мотивы двойничества, вуайеризма и секса.

03. Василий Шукшин

03. Василий Шукшин / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Определенно Василий Шукшин равновелик как писатель, как актер и как режиссер. Эти таланты развивались в нем примерно параллельно под воздействием богатого жизненного опыта. Общим был и мотив всего творчества — жизнь обычных русских людей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не такими уж и обычными. Писать Шукшин начал в армии, а спустя десятилетие во время учебы во ВГИКе стал публиковаться. Все пять полных метров он поставил по собственным рассказам и повестям. Примечательно, что последнюю картину Шукшина «Калина красная» высоко оценивал сам Райнер Вернер Фассбиндер, называя ее в десятке своих любимых фильмов.

04. Майкл Крайтон

04. Майкл Крайтон / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Влияние Майкла Крайтона настолько велико, что без преувеличения можно сказать, что он определил лицо современной кино- и телефантастики. Помогло в этом наличие нескольких высших образований (в том числе в области медицины и антропологии) и работа в IT-сфере. В литературе Крайтон прошел путь от детективных рассказов до запутанных фантастических рассказов. Как режиссер он получил популярность уже с дебютом «Мир Дикого Запада» (прародителя недавнего одноименного сериала Джонатана Нолана). А в 90-е годы его имя было у всех на слуху в связи с экранизацией его романа «Парк Юрского периода», режиссером которой стал Стивен Спилберг. Также  Крайтон писал сценарии для сериала «Скорая помощь». И все это — не отрываясь от IT-разработок.

05. Уильям Питер Блэтти

05. Уильям Питер Блэтти / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Уильям Питер Блэтти больше всего известен как создатель романа «Изгоняющий дьявола». Он же написал и сценарий одноименного культового хоррора Уильяма Фридкина, за что удостоился «Оскара», «Золотого глобуса» и научно-фантастической премии «Сатурн». Окрыленный успехом, Блэтти дебютировал в кино экранизацией собственного философского романа «Девятая конфигурация». Чуть позже он же снял третью часть «Изгоняющего дьявола». Фильм оказался не слишком успешным у зрителя, зато оба режиссерских опыта Блэтти также были награждены премией «Сатурн». То есть у знатоков и поклонников хоррора и сай-фая Блэтти в особом почете.

06. Евгений Евтушенко

06. Евгений Евтушенко / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Недавно ушедший Евгений Евтушенко помимо поэзии и литературы оставил небольшой след и в кино. Две снятых им в 80-е годы картины во многом автобиографичны (даже главных героев в обоих случаях зовут Женями), и охарактеризовать их можно как фильмы-воспоминания. «Детский сад» повествует о детстве автора и годах войны, а «Похороны Сталина» связаны с юностью — сюжет фильма строится вокруг событий марта 1953 года. По замечанию критиков, фильмы, как и поэзия Евтушенко, противоречивы и полны диссонансов. Не случайно однозначного отношения к ним до сих пор нет. Одни считают его работы любопытными творческими экспериментами, другие — просто неудачными опытами.

07. Стивен Кинг

07. Стивен Кинг / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

У Стивена Кинга давние и плотные связи с кинематографом. Он легко предоставляет права на экранизации своих произведений любому желающему всего за доллар (благодаря чему и является самым экранизируемым писателем современности), охотно пишет сценарии, а также продюсирует и периодически появляется в эпизодических ролях. Пробовал Кинг себя и в качестве режиссера. Техногенный хоррор по собственному рассказу «Максимальное ускорение» громко заявляли как «правильную экранизацию» произведения Короля ужасов. Однако грузовики-убийцы, нападающие на людей под бодрые аккорды AC/DC ни зрителей, ни критиков не впечатлили. Более того, за фильм Кинга даже номинировали на «Худшего режиссера» премией «Золотая малина». Больше в режиссерское кресло писатель не возвращался. Возможно, зря. Несмотря на холодный прием современников, спустя годы нельзя не отметить специфический винтажный шарм картины.

08. Клайв Баркер

08. Клайв Баркер / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

И еще один автор, нашедший применение своим творческим силам в самых разных областях: живопись, фотография, дизайн, театр и, наконец, литература и кино. Специализируется Клайв Баркер в основном на фантастическом хорроре с крайне специфической и узнаваемой стилистикой. Именно ему многие из нас обязаны своими ночными кошмарами, так как самая известная картина в фильмографии Баркера — «Восставший из ада». Он же писал и продюсировал остальные части жуткой франшизы, а также приложил руку к таким кровавым хитам, как «Кэндимэн» и «Полуночный экспресс».

09. Том Стоппард

09. Том Стоппард / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Том Стоппард попробовал себя в кино лишь однажды с тем, чтобы перенести на экран свою главную работу и одно из краеугольных произведений постмодернизма — абсурдистскую пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». В фильме, как и в первоисточнике, переосмысливается шекспировский «Гамлет» — главные герои отводятся на второй план, а в центр внимания помещается эпизодический дуэт недотеп, благодаря чему действие приобретает скорее комический оттенок. Фильм был неоднозначно встречен критикой, упрекавшей авторов в излишнем количестве диалогов и чересчур условном действии. Однако это никоим образом не помешало ленте взять главный приз Венецианского кинофестиваля.

10. Павел Санаев

10. Павел Санаев / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

В отличие от большинства героев этого списка Павел Санаев не экранизирует собственные книги (хотя и самостоятельно пишет сценарии). В середине 90-х годов его автобиографическая повесть «Похороните меня за плинтусом» получила широкую популярность и даже номинировалась на Букеровскую премию. Экранизация книги, сделанная позже Сергеем Снежкиным, стала одной из самых громких картин своего времени. Санаев же активно снимал в 2000-е годы. После ряда драм он сделал дилогию «На игре» — по сути, первый отечественный киберпанк-экшн.

11. Владимир Козлов

11. Владимир Козлов / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Исследователь судеб перестроечного и пост-перестроечного поколения Владимир Козлов в отечественном кинематографе занял место пропагандиста и практика безбюджетного кинопроизводства. В его фильмографии три игровых картины в жанре молодежная драма, снятых в провинции на минимальные средства с участием непрофессиональных актеров. Съемки нового фильма, «Как мы захотим», совсем недавно партизанскими методами проходили в Москве.

12. Фредерик Бегбедер

12. Фредерик Бегбедер / 12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Один из ключевых романтиков и одновременно сатириков нынешней литературы Фредерик Бегбедер на данный момент снял два фильма. Оба по его собственным произведениям, но оба разных. Если дебют «Любовь живет три года» тяготел к жанру ромкома, то новый, «Идеаль», по сути, продолжение нашумевших «99 франков», — это черная сатирическая комедия. Киноработы Бегбедера встречает прохладная критика, однако у европейского зрителя они пользуются популярностью. Что примечательно для нас в случае «Идеаль», так это центральный мотив ленты — высмеивание стереотипов о России, а среди актеров можно заметить нашего соотечественника Алексея Гуськова.