Репортаж

Снимается кино: «Эбигейл»

Мы снова на площадке — на этот раз в «сказке в стиле стимпанк». Окуляр вместо глаза, невидимые детали, съемки в сгоревшей церкви, бездомные на площадке и другие интересные подробности съемки фильма «Эбигейл» — в нашем материале

  • 24 апреля
  • 1026
Родион Чемонин

Стимпанк «по-русски»: как это придумано


На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Мы заходим под своды огромного павильона, который каким-то образом нашли среди арт-пространств Москвы. Судя по всему, сюда не ступала нога человека с тех пор, как Винзавод стал «Винзаводом». Подходит большой высокий мужчина: «А вы правда из tvkinoradio?» Я начал беспокоиться: сейчас или будут бить или лизнут в ухо. В конце концов он радостно улыбается и жмет руку. Ну и как не очароваться проектом с такими симпатичными людьми! Я интересуюсь, кто он: актер или каскадер? Он отвечает, что работает коучем по английскому языку. Я тут же хватаю его за рукав, чтобы он рассказал о своей редкой профессии, но преподаватель показывает жестами, что не готов об этом говорить.

Зато режиссер Александр Богуславский оказывается более сговорчивым и кратко рассказывает сюжет «Эбигейл»: «Мы снимаем историю про девочку Эбигейл, которая живет в волшебном мире и ищет своего отца. Когда она была маленькой, его, как и многих добрых волшебников, забрали и увезли в неизвестном направлении. Власти убеждают всех, что проявления магии — это опасная болезнь, которая может погубить город, поэтому волшебников усыпляют как неизлечимо больных. Но Эбигейл в это не верит. Она ищет папу и уверена, что он жив».
Александр Богуславский на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Александр Богуславский на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Александр Богуславский на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Александр Богуславский на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Новый проект Kinodanz, как и несколько последних фильмов кинокомпании, изначально снимается с расчетом не только на Россию, но и на Европе. Кинокомпания, кажется, решила открыть жанры, до сих пор не изученные (или позабытые) отечественным кинематографом. После апокалипсис-драмы («Танцы насмерть») и сай-фая («Проект “Gemini”»), продюсеры взялись за стимпанк, то есть соединение исторического кино, параллельных миров и «what if». 

Тем не менее участники съемочной группы предпочитают называть фильм «сказкой с элементами стимпанка». Рассказывает художник по костюмам картины Татьяна Патрахальцева,  двукратный лауреат премии «Золотой орел» за работу художника в фильмах «Сталинград» и «Дуэлянт» (а кому, как не костюмерам, нести на себе груз ответственности за чистоту или, наоборот, смешение жанров).
Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам / Фото: Виктор Вытольский

«Сложно придумать что-то новое, но очень важно определиться со стилем фильма в целом и костюмами в частности. Режиссер решил сделать кино в стиле 30-х годов XX века. Действие разворачивается в неком европейском городе этого времени, и в этом стиле одеты жители и повстанцы, но главную героиню мы немного осовременили», — говорит Татьяна.
 

Сказочные персонажи: маги, сумасшедшие изобретатели и грустные европейцы


Александр Богуславский продолжает: «У нас не чистый стимпанк. По сюжету существуют два мира: один, реальный, в котором магия запрещена, и другой — "подпольный" волшебный. Во всем, что касается последнего, мы пытаемся обыграть стилистику стимпанка. А реальный мир — это грустная довоенная Европа в некой абстрактной стране».

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Актеров выбирали долго. По словам Александра, лишь с Тинатин Далакишвили, исполнительницей роли Эбигейл, он не испытывал никаких сомнений: «Все равно в процессе кастинга мы просмотрели очень много актеров, в том числе и выпускников театральных вузов и студентов. С Риналем Мухаметовым мы определились еще задолго до выхода “Притяжения”. Он мой давний друг, и я знаю все его достоинства как актера. Мы уже снимали с ним четырехсерийный проект “Погружение”. Он давно хотел сняться в чем-то ярком, сказочном. И мы придумали под него этого героя — полусумасшедшего изобретателя».

На так называемой «улице изгоев» живут маги и волшебники, но по просьбе режиссера они похожи на бездомных. Татьяна Патрахальцева рассказывает о создании образов: «Режиссер показал, что ему нравится, и мы приступили к пошиву. Что-то мы, правда просто покупали в магазинах модной одежды, чтобы герои нравились современным молодым зрителям. Художник-постановщик разработал герб города и эмблему инспекторов и чиновников, которая в виде шевронов присутствует в костюмах.

Тинатин Далакишвили на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор ВытольскийТинатин Далакишвили на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

У нас много грубой шерсти, есть и брезент. Зима — суровое время года, поэтому одежда соответствующая. На прохожих пальто, шляпы, а маги у нас носят не шапки, а капюшоны. Пусть у нас и неголливудский бюджет, но мы старались делать так, чтобы все выглядело максимально качественно». 

Спустя сутки мы поняли, что имела в виду Татьяна. В следующую смену снималась последняя сцена, в которой десятки магов, наконец-то, выходят из заточения. Волшебники и простые жители в своих костюмах и гриме производят сильное впечатление. 
Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Татьяна Вавилова, художник по гриму на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Мы попросили художника по гриму Татьяну Вавилову рассказать о подготовке актеров. Татьяна — один из наиболее опытных профессионалов, работающих в группе «Эбигейл». В ее послужном списке чуть ли не все значимые проекты последнего времени, включая «Викинга». 

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

«Поскольку у нас совершенно фантастическая история, то все рождалось спонтанно. Подготовительный процесс был очень короткий, но нам многие помогали: и Саша (Богуславский), и сами актеры. Саша хотел, чтобы главные герои были необычными. Все это рождалось эмпирически, путем проб и ошибок. В сценарии герои были другими. Например, изначально Маркус был таким странным человеком растаманского вида. В результате он получился с ярко-синей чалмой и рыжей бородой, потому что я предложила сделать его еще более ярким», — рассказала Татьяна. 

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На вопрос, не смущает ли ее такой коллегиальный метод работы, она ответила, что персонажей всегда делают несколько человек: «С Норманом вариантов было сразу очень много. Предложения поступали ото всех, включая самого Риналя Мухаметова. И Риналь увидел такую зеленую штуку, похожую на парик, примерил на себя и решил оставить ее для своего персонажа. Художники еще сделали замечательное устройство, типа стимпанковского глаза. Ему он очень идет. Так и рождается образ».
 

Сказочный мир: от мелких деталей до масштабных декораций


Мрачные подвалы «Винзавода» играют роль тренировочной базы магов. Обшарпанные кафельные стены, оказывается, прекрасно сочетаются с холщовыми мешками, мешки — с флуоресцентными лампами, лампы — с манекенами, которые используют для тренировок магов. И везде, абсолютно везде мы натыкаемся на таинственные предметы разных размеров: есть вещи примерно с ладонь, есть по локоть. Мы не решаемся прикасаться ни к чему: это же стимпанк, что-нибудь может рвануть. Эти гаджеты называются «энджины» и выглядят одновременно и как современные приспособления, и как архаика, но никак не предметы родом из 30-х годов. В любом случае, без них трудно представить вселенную фильма «Эбигейл».
На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Александр Богуславский делится принципами создания визуальной составляющей фильма: «Мы придумывали весь фантастический мир и уникальные детали, из которых он создан, совместно с кинокомпаний Kinodanz. Садились, устраивали мозговой штурм и писали-писали-писали. Драфтов сценария у нас было около пятнадцати-двадцати. Это не так много, но все равно довольно прилично». 

На съемках фильма «Эбигейл». Раскадровки / Фото: Виктор Вытольский

«Все эти “энджины”, которые вы видите, мы придумали специально, чтобы отказаться от всяких волшебных палочек. Нас часто сравнивают с “Гарри Поттером”, но когда видят эти фантастические приспособления, параллели сразу отпадают. Конечно, есть что-то общее с “Фантастическими тварями”, но по концепции это совершенно другой фильм» — продолжил режиссер.

Наконец, мы ловим главного по визуализации — художника-постановщика Владислава Огая: «Безусловно, в жанре “сказка в стиле стимпанк” сняли уже много всего, но наш фильм — ни на что не похожий. Для этого мы его и делали».
На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Нас приятно удивило обилие именно деталей: удивительным образом переплетенные трубы на стенах, пробирки с дымом, какие-то шарики, колесики и прочие мелочи, которые могут быть даже не видны на заднем плане. Мы делимся этим наблюдением с Владом, и тот отвечает: «Это сложно, но важно. Актеры, которые попадали в это пространство, хотели, чтобы мы им помогали освоиться в нашем мире еще и с помощью деталей. Они очень хорошо понимают фоновые вещи, состояние, атмосферу. Неважно, что он держит в руках и что еле виднеется вдалеке. Важно то, что все это работает на результат, на вдохновение актера.

Мы пытались создать плотный, насыщенный мир. “Энджинами” занимались реквизиторы, но до этого мы создавали концепт-арт, в котором было прописано абсолютно все, от мелких деталей до крупных объектов. Важно было не только наличие энджинов, важно было, что носит героиня, что она ест, что на голове у персонажа. Это был долгий процесс создания нового мира».

Александр Богуславский на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор ВытольскийАлександр Богуславский на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

От мелочей переходим к более крупным формам, то есть к декорациям. 

«Локация, в которой мы сейчас снимаем, — это наименее странный объект нашего проекта. Вы бы видели остальные! Например, для штаба повстанцев мы выбрали сгоревшую церковь Святой Анны, бывший кинотеатр “Спартак”!» — не скрывает радости режиссер.

Церковь Святой АнныЦерковь Святой Анны

Художник Владислав Огай более сдержан в эмоциях, но не может не похвастаться уже отснятой локацией в Санкт-Петербурге: «Церковь Святой Анны в Питере — это один из первых объектов, который мы увидели и поняли, что он нам нужен. Для команды это было очень важно, поскольку это были первые съемочные дни и объект начал диктовать условия всего проекта. Подготовка была очень плотной и очень короткой, мы до конца не понимали, что это будет, но когда мы увидели церковь Святой Анны, то точно решили, что будем здесь снимать, но не в том состоянии, в котором она находилась. Мы очень много туда принесли своего. И именно от этого мы и двигались дальше.

Церковь показала нам, какой плотности должны быть декорации, подсказала что-то с режиссерской, актерской точки зрения и так далее. Церковь — это штаб, при штабе есть тренировочный зал, в нем еще есть комнаты. Этот храм подсказывал нам, какие локации нам нужны в дальнейшем». 
Владислав Огай на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Владислав Огай на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Владислав Огай на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Владислав Огай на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Владислав также охотно рассказал о взаимодействии концепт-арта и производственных реалий:  «Концепт-арт в первую очередь работал на сценарий. Но потом это все менялось под натуру. Чаще всего объекты косвенно диктовали нам условия сценария, который мог жить и меняться с этой локацией. Многие объекты мы находили за неделю или месяц до съемок. Если мы не находили то, что нужно, приходилось строить. Большую часть интерьеров и множество натурных объектов мы совмещали с хромакеем. Пока что все важные натурные сцены мы перенесли на конец года, когда мы будем работать в Таллинне».
 

Процесс не прекращается: каскадеры, спецэффекты, голливудская звезда


на съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Когда мы впервые приехали на площадку, снималась сцена с главной героиней и главным героем. «Это очень личная сцена. Героиня демонстрирует, что уже умеет пользоваться магией. И этому она научилась, благодаря герою», — комментирует во время перестановки Богуславский. 

Пока мы общаемся с режиссером, Тинатин учится метать огромные ящики, и, судя по расположению камеры, мы узнаем, в кого она их кидает, уже на посте. Опрокидыванием ящиков занимается труппа каскадеров, которые должны так натянуть и отпустить тросы, чтобы три объекта упали на четко обозначенные места. Для этого каскадерам приходится прыгать на маты с высоты нескольких метров. Репетиция идет уже около часа, но реквизит упорно не хочет падать на свои крестики. Принимается решение работать с одним ящиком, остальные дорисуют на посте.
На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Вообще надо заметить, что каскадеры на этом проекте часто играют роли нейтрализаторов общего раздражения. Особенно когда что-то не удается выполнить дубль за дублем. Например, они организуют флэшмоб «Тает лед», разыграют кого-то или расскажут шутку, понятную профессионалам.

В остальном все сосредоточены на процессе и работе на результат. Александр Богуславский интригует: «Мы уже отсняли семь смен в Питере и около 20 — в Москве. Еще будут смены в Таллинне. А потом мы будем снимать голливудскую звезду. Но какую — секрет. Это будет что-то вроде появления Бандераса в еще одном фильме Kinodanz “За гранью”. Но на этот раз другой актер  Официального заявления по этому поводу мы пока не готовили».
 
На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Эбигейл» / Фото: Виктор Вытольский

Спрашиваю у Татьяны Вавиловой, возможно ли сделать у нас полноценный стимпанк, сравнимый с западными аналогами.

«У нас не хуже, поверьте, — отвечает она. — Очень здорово сделано. Энджины очень хорошо создают стимпанковскую атмосферу. Никто не летает на метлах и не размахивает волшебными палочками — у нас другие приспособления».


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6306
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5340
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4481
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4426
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4289
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3978
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее