Практика

Скрипт-супервайзеры — невидимые герои кинопроизводства

Очень часто съемочный процесс не разваливается на части благодаря всего лишь одному человеку, о работе которого многие забывают

  • 14 апреля
  • 2362

Довольно просто стать режиссером, когда ты скрипт-супервайзер. По крайней мере, так утверждал Боб Баингтон на конференции, посвященной этой профессии, прошедшей на фестивале SXSW. К сожалению, многие не в курсе, чем занимается скрипт-супервайзер. Возможно, потому, что у него очень много обязанностей.

Лиза Фотерингем, скрипт-супервайзер, и Райан Линч, режиссер, на съемках веб-сериала «SanFranLand»Лиза Фотерингем, скрипт-супервайзер, и Райан Линч, режиссер, на съемках веб-сериала SanFranLand

«Мы похожи на отдел, состоящий из одного человека», — рассказывает Ив Баттерли. Главная задача скрипт-супервайзера невероятно важна: он должен следить за последовательностью в деталях отснятых кадров, а также за тем, возможно ли их будет склеить на монтаже. Профессиональный скрипт-супервайзер ответственен за правильное повествование, от него зависит вся работа команды над проектом и расписание съемок.

«Я самый дешевый из отделов, так как я одна, и знаю, как сэкономить деньги», — утверждает Баттерли.
 
«Каждый от тебя что-то хочет, и ты должен соответствовать их требованиям».

«Если ты скрипт-супервайзер, то это значит, что у тебя нет помощников. Самые лучшие в нашем деле похожи на незаметных ниндзя: они решают проблемы еще до того, как их обнаружили», — рассказывает Баттерли.

 
 

Скрипт-супервайзер должен быть на любом, даже самом дешевом проекте


Скрипт-супервайзер должен быть на любом, даже самом дешевом проекте


Всегда помните, что каким бы ни был масштаб вашего проекта, на нем обязательно должен быть скрипт-супервайзер. «Неважно, работаешь ли ты над двухсотдолларовым фильмом или над картиной с участием Криса Пайна с бюджетом 60 миллионов  — задача скрипт-супервайзера остается той же самой,поскольку касается всех аспектов производства и постпродакшна. Каждому участнику команды от тебя что-нибудь нужно, и ты обязательно должен помочь ему. Ты становишься чем-то вроде сердца проекта», — говорит Рои Мур.
 

Смотрите фильмы и работайте ассистентом, чтобы научиться делу


Кадр из сериала «Сообщество»Кадр из сериала «Сообщество»

Никто из присутствовавших на профессиональной панели фестиваля SXSW не изучал кино в университете. Рои Мур говорит, что она самоучка: «Я смотрела фильмы и анализировала, сколько крупных планов в той или иной сцене, сколько общих планов, двигается ли камера, следит ли она за персонажами. В каком-то смысле я распутывала производственный клубок фильма — брала сценарий и смотрела, как он перенесен на экран».
 
«Важно быть понятным и организованным в работе, чтобы во время монтажа не возникло никаких трудностей».

Баттерли считает, что если человек хочет стать сценарным супервайзером, то нужно действовать. Она предлагает попробовать поработать в этой сфере безвозмездно лишь однажды, в то время как Мур говорит, что в начале своего пути около 50 раз бесплатно участвовала в проектах AFI. Но все сходятся в одном: самый безотказный способ стать скрипт-супервайзером — работать ассистентом на съемках.
 

Скрипт-супервайзер спасает постпродакшн


Кадр из сериала «Сообщество»Кадр из сериала «Сообщество»

Важность работы скрипт-супервайзера становится  наиболее очевидна, когда отснятый материал попадает в монтажную студию. Джина Гранде объясняет, что благодаря правильной работе скрипт-супервайзера монтажер может разобраться, что происходило на съемочной площадке. Когда режиссер говорит монтажеру: «А помнишь тот кадр, где актер сделал такой-то жест рукой и мне очень понравилось?» — тот может обратиться к записям скрипт-супервайзера.
 

Поговорите с монтажером





Этот совет относится и к монтажеру — он тоже должен организовывать подобные встречи. Монтажер Джош Этье, единственный представитель другой профессиии на конференции скрипт-супервайзеров, время от времени появляется на съемочной площадке фильма, чтобы узнать, как движется работа над проектом и поговорить со всеми членами команды.

«Я прихожу на съемочную площадку, чтобы узнать, как справляются с работой скрипт-супервайзер и супервайзер звука на площадке. Этих людей я буду либо всем сердцем любить, либо ненавидеть, и я хочу сразу узнать, к какой категории они принадлежат», — говорит Этье.

Хотя многие скрипт-супервайзеры думают, что монтажеры не читают их записи, Этье изучает все комментарии к материалу и утверждает, что они бесценны в его ремесле.

Заметки супервайзера на сценарииЗаметки супервайзера на сценарии

«Сначала я просматриваю отснятый материал, составляю свое мнение, которое я впоследствии записываю в виде заметок. Затем, когда я начинаю монтаж, у меня есть свои пометки, а также пометки скрипт-супервайзера. Я сравниваю свои наблюдения с желанием режиссера и понимаю, что мне придется сделать выбор: возможно, он будет неудачный с точки зрения последовательности деталей, но об этом тоже важно знать, чтобы понять, как с этим справляться», — утверждает монтажер.
 

Актерское исполнение превыше всего


Бен Аффлек и скрипт-супервайзер Шейла Уолдрон на съемках фильма «Прощай, детка, прощай»Бен Аффлек и скрипт-супервайзер Шейла Уолдрон на съемках фильма «Прощай, детка, прощай»

Этье также говорит, что довольно часто делает выбор вопреки правильной последовательности. «Когда смотришь фильм или телешоу, то постоянно сталкиваешься с этим. Это не вина скрипт-супервайзера, а следствие того, что прекрасная актерская работа может быть как раз в тех кадрах, которые нарушают последовательность каких-то деталей. Монтажеры всегда выберут актерскую игру» — поделилась своими наблюдениями Джина Гранде.
 

Большинство ошибок в последовательности — не вина скрипт-супервайзера


Ронит Равик-Босс, скрипт-супервайзер, и Дэвид М. Розенталь, режиссер, на съемках фильма «Идеальный парень»Ронит Равик-Босс, скрипт-супервайзер, и Дэвид М. Розенталь, режиссер, на съемках фильма «Идеальный парень»

Баттерли не совсем уверена, что нарушение последовательности деталей лежит на плечах скрипт-супервайзера: «Художники по костюмам несут ответственность за то, во что одеты актеры, точно так же обстоит ситуация и с реквизиторами: если что-то пойдет не так с костюмами и вещами на площадке — это их ошибка. Но если эти ошибки попадут в кадр — это уже лежит на плечах скрипт-супервайзера. Я единственный человек на площадке, кто следит за кадрами, декорациями, количеством снятых страниц за смену, опущенными сценами. На съемках также очень важно знать — укладываемся ли мы в расписание или нет и нужно ли выбрасывать сцены».
 

Найдите общий язык с режиссером


Скрипт-супервайзер Эй Джей Кук и сценарист Айра Перлстайн на съемках фильма «Misconceptions»Скрипт-супервайзер Эй Джей Кук и сценарист Айра Перлстайн на съемках фильма Misconceptions

На скрипт-супервайзерах лежит огромная ответственность, и они должны докладывать режиссеру, если что-то идет не так. Проблема в том, что режиссеры не всегда рады это слышать.

«Я научилась одной хитрости: рассказав режиссеру о проблеме, уставьтесь взглядом в пол. Так можно избежать ощущения, что выходит конфликтная ситуация», — советует Мур.

У Баттерли свой особый подход к режиссерам: «Я всегда доношу информацию в виде вопроса. Получается что-то вроде этого: "Ничего страшного, что этот актер одет в голубую рубашку, а в прошлой сцене он носил красную?"»
 

«Ничего нельзя поделать, работая с режиссером, который не любят, когда ему указывают на ошибки. В таком случае тебя уволят».

 
Когда начинаешь работу над проектом, важно определить, с каким типом режиссера придется взаимодействовать. «Я поняла, что существует два типа режиссеров: уверенный и компетентный. Bногда приходится работать с новичками, которые не знают, что нужно делать. Однако они уверены в себе, советуются с тобой и потом объявляют команду группе. Так они будут выглядеть героями в глазах других и проникнутся к тебе теплыми чувствами, — объясняет Баттерли. — Но есть режиссеры, которые не слышат тебя: ты указываешь им на ошибку, а они отмахиваются и могут уволить. Меня увольняли множество раз не потому, что я плохой скрипт-супервайзер, а потому, что режиссеры понимали свои ошибки, но выходили из себя, когда им напоминали о них».

Кадр из фильма «Развлечение» Рика Альверсона, в котором Рои Мур была скрипт-супервайзером.Кадр из фильма «Развлечение» Рика Альверсона, в котором Рои Мур была скрипт-супервайзером
 

Поговорите с режиссером, прежде чем обращаться к актерам


Джун Рэндалл, скрипт-супервайзер фильма "Сияние"Джун Рэндалл, скрипт-супервайзер фильма «Сияние»

Учитывая сложные отношения скрипт-супервайзера и режиссера, всегда нужно советоваться с ними по поводу актеров. Иногда режиссеры не любят, когда супервайзер вмешивается в их работу. «Порой они хотят быть единственными, кто руководит актерами, и ошибки в последовательности их не волнуют. Однако бывают и такие, которые просят тебя исправить ситуацию и отправляют к актерам», — говорит Мур.

«Не подсказывай реплику актеру, если он этого не просит — это может все испортить. Вполне возможно, что он максимально сконцентрирован на своем образе, и в такие минуты нельзя нарушать его спокойствие. Вы только уничтожите самую многозначительную тишину на свете», — делится опытом Баттерли.
 

Цифровая съемка требует больше внимания





Электронные гаджеты не сильно облегчат вам работу. Самые лучшие инструменты для скрипт-супервайзера — это ручка и бумага. Чем больше вы пишете, тем меньше вам запоминать.

Если вы пользуетесь электронным планшетом и стилусом, то делаете то же самое, что и с обычными канцелярскими предметами, но с более дорогим оборудованием. Однако если продюсер спросит вас, пользуетесь ли вы современными технологиями, ответ должен быть утвердительным: они почему-то думают, что использование гаджетов каким-либо образом влияет на работу скрипт-супервайзера.
 

Больше камер — больше гонорар


Эмма Анна Блэк, скрипт-супервайзерЭмма Анна Блэк, скрипт-супервайзер

Многие участники конференции заметили, что на современных съемках используют все больше и больше камер, соответственно, скрипт-супервайзеру нужно следить за большим количеством мониторов. К счастью, эти трудности компенсируются повышенными гонорарами.

Баттерли рассказывает, что за работу с одной камерой она получает один гонорар, больше — за две, но если количество камер увеличивается до трех и более, деньги остаются прежними. Она собирается убедить продюсеров повышать ей гонорар за каждую камеру. Многие ее коллеги уже добились этого.

Источник: nofilmschool.com
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также