Слова

«Мне нравится работать в одиночестве, не появляясь на съемочной площадке»

Хьюз Уинборн, обладатель премии «Оскар» и член Американской ассоциации монтажеров — о своей карьере, о работе над «Оградами» и «Стражами Галактики» и проблемах первых сборок

  • 13 апреля
  • 1937

В мире киномонтажа Хьюз Уинборн занимался практически всем: начиная с инди-фильмов («Острое лезвие» 1996 года) и зрелищных блокбастеров («Стражи Галактики» 2014 года), заканчивая «Столкновением» 2005 года, благодаря которому он получил «Оскар».

Новый фильм, над которым работал Уинборн — драма «Ограды», получившая множество номинаций на премию «Оскар». Это адаптация одноименной пьесы писателя Огаста Уилсона. Главные роли здесь исполнили Дензел Вашингтон, который по совместительству является режиссером проекта, а также Виола Дэвис, получившая за фильм «Оскар»

Кстати, Уинборн монтирует в Avid Media Composer.

Хьюз Уинборн​Хьюз Уинборн​

— Как ты пришел в кинематограф?

— Я вырос в Северной Каролине, в городе Роли, затем поступил в колледж. Когда я получил диплом историка, я понятия не имел, что делать дальше. Мне не хватало фантазии, так как я вырос в семье адвокатов, и мне казалось, что я должен был продолжить их дело. Проработав совсем немного помощником адвоката в юридической конторе, я понял, что это не мое, и пошел работать маляром.

— Серьезно?

— Три года я занимался малярным бизнесом с друзьями. Надо сказать, что я всегда был большим поклонником кино. Когда я учился в старших классах, то проводил все время в кинотеатре, а после колледжа смотрел в кино 5–10 фильмов в неделю. Мне никогда не приходило в голову работать в киноиндустрии, так как в Роли для этого нет предпосылок.

Однажды я увидел рекламу в The New York Times, где говорилось о шестинедельных курсах при Нью-Йоркском университете, посвященных кинематографу. Так, я переехал в Нью-Йорк, и там начался мой путь режиссера монтажа. Поначалу я много монтировал рекламу и документальные фильмы, а затем был ассистентом по монтажу фильма «Девушка из Индии».
 
С тех пор я больше никогда не был ассистентом. Оно и к лучшему — я был ужасным помощником.

— А что было потом?

— Отец мне рассказал об Эй Би Купере-младшем, парне с побережья Северной Каролины, который хотел снять слэшер. Я предложил ему найти человека, который занимался бы монтажом, при условии, что я буду его ассистентом. Он согласился и вскоре уволил монтажера, а я занял его место. Это был второй раз в жизни, когда мое имя появилось в титрах к фильму. С тех пор я больше никогда не был ассистентом. Оно и к лучшему — я был ужасным помощником.

— Как у тебя получалось зарабатывать деньги, занимаясь монтажом?

— Я начал получать полноценный заработок в компании AT&T за промышленные ролики. Потом я устроился на «48 часов», где в свободное время мог заниматься независимыми фильмами за небольшие гонорары, а потом вновь возвращаться назад — все это с позволения крайне лояльного руководства.

Спустя некоторое время я перебрался в Лос-Анджелес, где брался за любую подработку: ТВ-фильмы, в некоторой степени инди-проекты, которые я по-настоящему открыл для себя благодаря «Острому лезвию». После «Столкновения» я начал работать на киностудии. Я меняю место работы время от времени.

Кадр из фильма «Столкновение» (2005)Кадр из фильма «Столкновение» (2005)

— Ты сказал, что очень любишь кино. Какие истории вдохновляют тебя?

— Благодаря «Барри Линдону» я понял, что хотел бы работать в киноиндустрии. Хотя, на самом деле, все началось раньше. Я вырос на фильмах Франсуа Трюффо. Как по мне, каждый его фильм восхитителен. Кино в некотором смысле было для меня чем-то вроде религии, в нем я находил пищу для размышлений. Я вырос на «Фотоувеличении», «Выпускнике» и «Полуночном ковбое».
Фильмы выходят лучше, когда в работе над ними команда сплачивается.

Нет какой-то особенной истории, которая могла бы меня привлечь. Просто я знал, что мне будет интересно заниматься монтажом того или иного фильма. Мне нравится работать в одиночестве, у меня есть возможность никогда не появляться на съемочной площадке — там слишком суматошно и многолюдно. Мне нравится возможность находиться в монтажной и пробовать новое. Другими словами, это увлекательно. Возможно, к тебе будут относиться жестко, обстоятельства будут давить на тебя, однако самый лучший опыт я получил, когда работал в команде, и всем было интересно заниматься своим делом. Фильмы выходят лучше, когда в работе над ними команда сплачивается.

— Как проходила совместная работа команды над «Оградами»? Сработался ли ты с актером и режиссером Дензелом Вашингтоном?

— Я работал с Дензелом прежде над фильмом «Большие спорщики» и поэтому знал, что ему нравится. Я не присутствовал на съемках «Оград», которые проходили в Питтсбурге. Первые шесть недель нам не приходилось тесно контактировать друг с другом, потому что я был в курсе его требований.

На съемках фильма «Ограды»На съемках фильма «Ограды»

Мне не приходилось советоваться с Дензелом, каким должен получиться фильм, так как у меня были материалы со съемочной площадки, где он говорил, куда должна быть направлена камера, как должна выглядеть та или иная сцена. Как всегда, первой сборкой фильма я занимался самостоятельно. С картиной не возникло больших трудностей, и результат оказался очень близок к тому, каким его видел режиссер. Затем мы с Дензелом исправили некоторые детали, чтобы еще больше приблизить фильм к его задумке, однако к тому моменту картина уже была готова примерно на 85 процентов: это заслуга актеров, а не моя. Они проделали прекрасную работу, и у меня было, из чего выбрать.
 
Смонтировать прекрасно исполненные актерами сцены — гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

— Что ты думаешь о монтаже адаптации пьесы?

— Уилсон получил Пулитцеровскую премию благодаря этому произведению. Во многом из-за первоисточника мне не пришлось перерабатывать историю. Мне требовалось лишь смонтировать прекрасно исполненные актерами сцены — на самом деле, это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Мне приходится работать, исходя из ограниченного количества материала, который я не мог самостоятельно изменить или доработать. Да я этого, честно говоря, и не хотел. Ты уже видел фильм?

— Да, мне очень понравилось. Каждый день я вспоминаю о нем и о многом размышляю.

— Тогда ты помнишь, что события первого часа развиваются очень стремительно. Я мог бы смонтировать фильм не в таком энергичном ключе, но ведь картина очень ритмична, хотя это не бросается в глаза сразу. Монтаж — это тоже в некотором роде ритмичный процесс, однако здесь его мощность увеличена в пятьдесят раз.
 
В фильме, в отличие от театра, благодаря монтажу всегда можно контролировать ритм.

В фильме мало музыкальных вставок, мы не старались подстраиваться под музыку. Когда Марк Эванс (глава отдела Motion Pictures Group студии Paramount Pictures) впервые увидел «Ограды», он сказал, что сама речь здесь стала музыкой — так оно и есть.

— Мне кажется, здесь диалоги заменили ноты. Они очень музыкальны, у них особый такт и тембр, вызывающие эмоции у зрителя не меньше самих слов. Например, во фрагменте, в котором герой Дензела сначала бодро разговаривает, потом его прерывает появление Лайонса, и сцена становится напряженной и замедленной, а затем снова становится веселой и легкой.

— Верно. Тебя бы цитировать (смеется). Это прекрасно описывает фильм.

Кадр из фильма «Ограды»Кадр из фильма «Ограды»

— В какой-то мере это настроение берет свое начало на съемочной площадке, вытекает из указаний режиссера, однако надо сказать, что в создании этой атмосферы не менее важен монтаж. Ты всегда это осознавал во время работы над фильмом?

— Я всегда держал это у себя в голове. В отличие от пьесы, моменты, когда что-то кажется неестественным, всегда можно вырезать. Когда смотришь театральную постановку, ты наблюдаешь за всеми одновременно. В фильме все иначе: благодаря монтажу его ритм всегда можно контролировать. Нельзя концентрировать все внимание на героях Дензела или Виолы, ведь вокруг также происходят события. Нужно разнообразить повествование без потери темпа, это очень трудно осуществимая задача. Я так работал, когда Дензел присоединился к монтажу. Мы потратили много времени только на то, чтобы удержать ритм.

Кадр из фильма «Ограды»Кадр из фильма «Ограды»

— По-моему, самой большой дилеммой для монтажера является решение, когда показывать говорящего, а когда — реакцию на сказанное. Как, например, в сцене, в которой Трой рассказывает о своем отце, и зритель видит только его.

— Да, все верно.

— С другой стороны, можно вспомнить фрагмент, в котором Трой раскрывает Розе свой секрет, и мы видим ее реакцию. Волна эмоций захлестывает и уносит ее. Когда я смотрел фильм, то подумал, что благодаря этой сцене Виола Дэвис завоевала «Оскар».

— Да-да, все так.
 
Я пытаюсь делать много склеек, чтобы найти стержень сцены.

— Мне кажется, одна из самых трудных задач монтажера — это умение определить уместность того или иного действия в определенный момент. Можешь рассказать об этом?

— Сперва я переборщил со склейками, а после предпринял вторую попытку, чтобы больше погрузиться в детали. Я пытаюсь делать много склеек, чтобы найти стержень сцены. Я делаю так даже с самыми лучшими актерами. Потом я пробираюсь сквозь получившиеся заросли и придаю им форму, стараюсь сделать так, чтобы результат вышел наиболее интересным и непредсказуемым.

Кадр из фильма «Ограды»Кадр из фильма «Ограды»

Сцены, о которых ты говорил, сконцентрированы на реакции Виолы. Гораздо интереснее видеть, как она воспринимает услышанное, чем то, что ей говорят. Эта реакция захватывает и Дензел это знал, поскольку уже играл эту пьесу в театре.

— Я наблюдал за этой реакцией у зрителей в кинотеатре. Это великолепно!

— Да, это однозначно великолепно. Во время спектакля зрители кричали Дензелу: «Постыдился бы! Ужасно!». А затем в сцене появилась Виола — и все. Я никогда не видел прежде ничего подобного. Честно, меня сразило наповал.

Я плакал, когда занимался монтажом этой сцены у себя дома. Жена в это время была рядом и не сразу поняла, в чем дело. У этой сцены было восемь дублей, и финальный был потрясающим. Думаю, немногие актеры способы на то, что смогла воплотить в своем персонаже Виола. Это обязательно нужно увидеть.
 
Забавно выбирать между планами двух говорящих палок на зеленом фоне, которые потом должны были превратиться в персонажей фильма

— Монтажом «Стражей Галактики» занималось три человека: ты, Фред Раскин и Крейг Вуд. Как это происходило?

— На съемку и монтаж фильмов Marvel уходит год. Я занимался «Стражами Галактики» в течение восьми месяцев. Затем Крейг занял мое место. Безусловно, складывается трудная ситуация, когда монтажом фильма занимаются двое или более человек. Вам приходится чуть ли не драться за сцену. Из-за этого мы решили дать Фреду продолжить работу над фильмом. Кстати, меня взяли на этот проект благодаря ему. Мы знакомы уже 25 лет, он был моим стажером в фильме «Алкаши».

Кадр из фильма «Стражи Галактики»Кадр из фильма «Стражи Галактики»

Фред лучше знал режиссера «Стражей» Джеймса Ганна. Поэтому я полагался на Фреда, когда мы решали, как смонтировать ту или иную сцену, потому что не был знаком с Джеймсом до этого. Я никогда прежде не занимался блокбастером с применением компьютерной графики, для меня это было открытием. Было забавно выбирать между планами двух говорящих палок на зеленом фоне, которые потом должны были превратиться в персонажей фильма, Грута и енота Ракету.

— Насколько важно участие ассистентов в монтаже фильма? Было ли у тебя много помощников в «Оградах»?

— На монтаже «Оград» у меня было двое ассистентов: я начинал монтаж, а помощник выполнял физическую работу. В наши дни они занимаются такими сложными и технологичными процессами, в которых я сам ничего не смыслю. За всю свою карьеру у меня была всего лишь пара помощников. Джон Брейнхолт и Хизер Маллен работали вместе мной над «Оградами». Я знаю Хизер уже больше тридцати лет.
Я не хочу думать, что происходило за кадром, а особенно во время монтажа, поскольку это требует огромных умственных усилий.

— Каков ваш идеальный ассистент?

— Тот, который будет помогать организовывать мою жизнь, когда я работаю — у меня с этим большие трудности. Он не должен позволять работе застопориться. Я не хочу думать, что происходило за кадром, а особенно во время монтажа, поскольку это требует огромных умственных усилий: иногда мне приходится сидеть над фильмом по десять часов в день, пытаясь соединить материал в полноценную историю.

Мне нужен человек, который будет критиковать мои решения. Очень важно знать точку зрения других.

Кадр из фильма «Стражи Галактики»Кадр из фильма «Стражи Галактики»

— Ты говорил, что занимался монтажом «Стражей Галактики» в течение восьми месяцев. Я читал, что на работу над «Оградами» у тебя ушло полгода. Что ты делаешь в такие периоды, чтобы оставаться в строю и не свихнуться?

— Интересный вопрос. Во-первых, это очень трудно. Когда я занимался «Оградами», я работал в студии Paramount. У них есть тренажерный зал, и я ходил туда каждый день. У меня был очень длинный рабочий день, поэтому мне приходилось приезжать на работу рано утром, однако сорок пять минут на беговой дорожке или на тренажерах заметно облегчали ситуацию.

Кадр из фильма «Стражи Галактики»Кадр из фильма «Стражи Галактики»

— Ты бы мог бы что-то посоветовать монтажерам, которые находятся в начале пути?

— Наверное, не останавливаться — это один из важнейших советов. Это очень помогает, когда ты знаешь свою цель и стремишься к ней. Многие не выдерживают и ломаются. Нужно быть готовым к трудным временам, особенно в начале карьеры: например, первые десять лет мне было очень тяжко. Нельзя выбывать из игры, даже если занимаешься не тем, чем хочешь. Очень важно продолжать работать. Также огромную роль играет практика.

Не забывайте веселиться, ведь это кино. Старайтесь наслаждаться своим занятием — будучи расслабленным, можно получить самый лучший результат.

Источник: postperspective.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6306
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5340
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4481
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4426
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4289
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3978
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее