Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Аки Каурисмяки

Гуманист и классик абсурдной трагикомедии с финским колоритом Аки Каурисмяки делится списком необходимых к просмотру шедевров: три десятка проверенных временем авторских фильмов с пронзительными историями о простых людях

  • 9 апреля
  • 5402
Павел Орлов

01-02. «Золотая каска» (Жак Беккер, 1952) и «Наудачу, Бальтазар»  (Робер Брессон, 1966)


Кадр из фильма «Наудачу, Бальтазар»  (Робер Брессон, 1966)Кадр из фильма «Наудачу, Бальтазар»  (1966)

Две версии одной и той же истории. И обе — по-своему уникальные.
 

03-05. «Токийская повесть», «Поздняя весна» и «Вкус сайры» (Ясудзиро Одзу, 1953; 1949; 1962)


Кадр из фильма «Токийская повесть» (1953)Кадр из фильма «Токийская повесть» (1953)

Почти что невозможно найти четкие копии этих фильмов. И виноваты в этом слезы, которые вы не сможете сдержать во время просмотра. 
 

06-07. «Жить», «Красная борода» (Акира Куросава, 1952; 1965)


Кадр из фильма «Жить» (1952)Кадр из фильма «Жить» (1952)

Эти две картины дают вам прекрасную возможность сравнить актерское мастерство Такаси Симуры и Тосиро Мифунэ. И та, и другая — выше всяческих похвал. Загадка Куросавы для меня заключается в том, что это был режиссер, который никогда не отказывался от социального высказывания в своих фильмах, но в то же время всегда оставлял в них место зрелищности. 
 

08-09. «Слова, написанные на ветру» (Дуглас Серк, 1956) и «Страх съедает душу» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1974) 


Кадр из фильма «Слова, написанные на ветру» (1956)Кадр из фильма «Слова, написанные на ветру» (1956)

В «Словах, написанных на ветру» кадр с Дороти Мэлоун, спускающейся по лестнице, моментально сводит на нет усилия всех авторов рок-клипов. Настолько это круто. Что касается «Страх съедает душу», то Фассбиндер здесь оголяет всю нежность своего сердца, которая в других его работах прикрыта его внешними кинематографическими навыками.
 

10-14. «Тени», «Лица», «Женщина не в себе», «Убийство китайского букмекера» и «Премьера» (Джон Кассаветис, 1959; 1968; 1974; 1976; 1977)


Кадр из фильма «Лица» (1968)Кадр из фильма «Лица» (1968)

Нет смысла пытаться выбрать какой-то один из фильмов Джона Кассаветиса. Все его работы — это отражение работы гения и исключительного ума. 
 

15-18. «Нанук с Севера» (Роберт Флаэрти, 1922), «По поводу Ниццы», «Ноль за поведение» и «Аталанта» (Жан Виго, 1930; 1933; 1934)


Кадр из фильма «Аталанта» (1934)Кадр из фильма «Аталанта» (1934)

Жан Виго и Роберт Флаэрти всегда казались мне в чем-то родственными режиссерами. 
 

19-20. «49-я параллель», «Маленькая задняя комната» (Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, 1941; 1949)


Кадр из фильма «49-я параллель» (1949)Кадр из фильма «49-я параллель» (1949)

В контексте творчества тандема Пауэлла-Прессбургера эти два фильма могут показаться такими би-муви. Но может быть именно из-за этого в них до сих пор ощущается удивительная свежесть, даже невзирая на то, что «49-я параллель» делалась как пропагандистское кино. Но вообще все фильмы, снятые «Лучниками» (прозвище режиссерского тандема Пауэлла-Прессбургера — прим. tvkinoradio.ru) — в списке самых красивых картин мира.
 

21-22. «Второе дыхание», «Армия теней» (Жан-Пьер Мельвиль, 1966; 1969)


Кадр из фильма «Армия теней» (1969)Кадр из фильма «Армия теней» (1969)

Жан-Пьер Мельвиль — еще один режиссер, у которого трудно выбрать какую-то одну любимую работу. Остановимся на «Армии теней» и «Втором дыхании», поскольку на примере этих фильмов вы можете изучить гениальную игру Лино Вентуры и Поля Мерисса. 
 

23-24. «Набережная туманов» (Марсель Карне, 1938) и «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948)


Кадр из фильма «Набережная туманов» (1938)Кадр из фильма «Набережная туманов» (1938)

В мире есть только один Лино Вентура так же, как в мире есть только один Жан Габен. И мне никогда не доводилось видеть кого-либо похожего на Мишель Морган и Мишеля Симона. «Набережная туманов» — чистая актерская мелодрама, наполненная предвоенной атмосферой пессимизма. «Похитители велосипедов» доказывают, что даже самые скромные и крошечные мечты могут быть разорваны в клочья. Никогда больше в истории кино чувство надежды не было выражено такими минималистичными, но захватывающими дух средствами, как в финале этой картины. 
 

25-28. «Ночь охотника» (Чарльз Лотон, 1955), «Туз в рукаве» (Билли Уалдер, 1951), «Симеон столпник» (Луис Бунюэль, 1965), «Джимми Хендрикс на рок-фестивале в Монтерее» (Крис Хагадус и Д.А. Пеннебейкер, 1986)


Кадр из фильма «Джимми Хендрикс на рок-фестивале в Монтерее» (1986)Кадр из фильма «Джимми Хендрикс на рок-фестивале в Монтерее» (1986)

А все эти восхитительные картины связаны друг с другом сотнями едва уловимых нитей. 
 

29. «Это Spinal Tap» (Роб Райнер, 1984)


Кадр из фильма «Это Spinal Tap» (1984)Кадр из фильма «Это Spinal Tap» (1984)

Бонус!

Источники: Criterion

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее