Практика

Как это снято: «Энни Холл»

Ровно 40 лет назад состоялась премьера «Энни Холл», ставшей своего рода эволюционным скачком в творчестве Вуди Аллена, да и всей американской комедии в целом. Из каких же ингредиентов создавался новаторский ромком для интеллектуалов, обошедший в оскаровской гонке «Звездные войны»?


Драматургия: «больше, чем комедия» с нелинейной композицией и без четвертой стены


Вуди АлленВуди Аллен

Первый совет, который обычно дают мастера начинающим сценаристам, звучит так: «Пишите о себе». В 1977 году известный комик и режиссер самобытных кинопародий Вуди Аллен едва ли не впервые пошел по этому пути. Да, его многочисленные недотепы-очкарики, вечно влипающие в истории, по масштабу несоизмеримые с ними самими, были в какой-то степени альтер-эго самого Аллена. Тем не менее они служили исключительно двигателем одиозных комических сюжетов. Лишь в «Энни Холл» режиссер впервые решился рассказать подлинную человеческую историю. 

Центральный персонаж фильма, телевизионный автор-юморист Элви Сингер, не только близок Аллену по роду деятельности, но и имеет общие с ним личные биографические моменты, а также выражает многие алленовские размышления о любви, отношениях и смысле жизни. Собственно, сам режиссер в одном из интервью заявил: «Идея фильма состояла в том, чтобы без особого сюжета показать, что происходит у героя в голове. Но во время монтажа стало ясно, что лента — больше, чем комедия». Рискнем предположить, что, отсматривая материал для «Энни Холл», Вуди Аллен и его соавтор Маршалл Брикмен обнаружили нечто гораздо более весомое, чем привычный набор реприз — цельную историю живых людей, которой невозможно не сопереживать.

Вуди Аллен и Маршалл БрикманВуди Аллен и Маршалл Брикман

Чтобы итоговый вариант картины получился именно таким, сценаристам пришлось изрядно потрудиться над первой версией, сокращенной со 140 минут до полутора часов. Ряд эпизодов удалили, а композиция стала более нелинейной. Например, сцену знакомства Элви и Энни во время теннисного матча, первоначально открывавшую историю, отправили на 24-ю минуту, а ее место занял монолог Сингера, который он произносит уже спустя год после их расставания. Таким образом, импровизация на постпродакшне придала ленте новаторское звучание — четвертая стена и хронология рушатся с самого начала. В дальнейшем фильм выстраивается одновременно как постоянный диалог героя-рассказчика со зрителем и его же беспрерывный поток сознания, в котором воспоминания из разных времен наслаиваются друг на друга и соседствуют с актуальными переживаниями.
 

Любопытно, что конструкция, составленная из флешбэков и обращений к аудитории, не только отвечает тогдашним веяниям Нового Голливуда, стремившегося к уходу от кинематографической условности к жизнеподобию, но и перекликается с нарождавшейся литературой постмодернизма, напоминая произведения Ричарда Бротигана, в которых мысли-ассоциации возникают спонтанно, непоследовательно и парадоксально (то есть совсем как в жизни). Иными словами, интеллектуальная романтическая комедия «Энни Холл» оказалась очень современной и своевременной картиной — почему, по всей видимости, и получила «Оскар». Ну а эффект присутствия, достигнутый благодаря разрушению четвертой стены, нарочитой непостановочности, гениальному ходу с субтитрами, сообщающими реальные мысли героев во время их «светской беседы», и другим приемам, о которых мы поговорим позже, обеспечил фильму зрительскую любовь.
 

Кастинг: Китон, фрики, дебюты и камео


Неподдельность эмоций, за которую так ценят картину, — во многом результат грамотного кастинга. Актеры — Аллен, практически списавший Сингера с самого себя, и Китон, подарившая Энни свое прозвище, реальную фамилию и собственный гардероб в стиле «томбой», — не только близки по духу своим героям, но за несколько лет до съемок сами были влюбленной парой. Теплое отношение друг к другу и душевное родство исполнителей порой оборачивалось неконтролируемым хохотом на площадке, который, в частности, украсил эпизод с омарами.

Кадры из фильма «Энни Холл»Кадры из фильма «Энни Холл»

Конечно, импровизационный юмор — лишь часть комедийного арсенала ленты. Другая его составляющая — колоритные второстепенные персонажи-фрики с выразительной внешностью. Их сыграли такие актеры, как Кэрол Кейн (первая жена Элви — Эллисон Пучник), звезда «Сияния» Шелли Дювалл (журналистка Rolling Stone), Рик Петручелли (брутальный поклонник Сингера у кинотеатра), игравший, как и Китон, в «Крестном отце», и Кристофер Уокен (брат Энни). 


С «Энни Холл» связаны и первые шаги будущей примы «Чужого» Сигурни Уивер, мелькнувшей в качестве новой пассии Элви в финальном эпизоде, а также замечательных детей, которые сыграли одноклассников юного Сингера (Джонатан Мунк), но в большинстве своем не стали актерами впоследствии.

Кадры из фильма «Энни Холл»Кадры из фильма «Энни Холл»

Отдельная изюминка картины — два остроумных камео. Первое принадлежит Маршаллу Маклюэну, который приходит на помощь персонажу Аллена в споре с псевдоинтеллектуалом в очереди в кинотеатре. Известно, что вместо философа медиа режиссер хотел видеть в данном эпизоде маэстро Федерико Феллини, но того было значительно сложнее выписать из Италии, чем Маклюэна — из Канады. Второе камео еще комичнее, ведь в нем подлинный автор «Завтрака у Тиффани» гуляет в Центральном парке в образе «победителя конкурса двойников Трумена Капоте».
 
 

Локации: Нью-Йорк против Лос-Анджелеса, выход в город против павильона


К слову, Центральный парк и другие достопримечательности Нью-Йорка сыграли не последнюю роль в создании особой атмосферы фильма. Любимый город Аллена, который он считает идеальным местом для невротика, показан в «Энни Холл» и как отчий дом, сформировавший личность главного героя, и как место зарождения и развития его незабываемого романа с Энни, и как плацдарм для его карьеры комика. Основными же точками на карте алленовского Нью-Йорка становятся Кони-Айленд и расположенный на нем луна-парк Thunderbolt Ride, вблизи которого вырос Элви. Примечательно, что и сами аттракционы и дом Сингеров уже давно снесли.

Вуди Аллен Вуди Аллен 

Закрылся в 2002 году и теннисный клуб Уолл-Стрит, где впервые встречаются персонажи Вуди Аллена и Дайан Китон. Нет больше и двух любимых кинотеатров режиссера, показанных в ленте: The Beekman Cinema в Ист-Сайде, куда герои опаздывают на «Лицом к лицу» Бергмана, и The Thalia Cinema в Верхнем Вест-Сайде, где они дважды за фильм смотрят французскую «Скорбь и жалость». Саут-Стрит-Сипорт, в окрестностях которого снимался канонический поцелуй на закате с видом на Бруклинский мост, также изменился до неузнаваемости после урагана Сэнди.




А вот заведение на бульваре Сансет в ненавистном Аллену и его протагонисту Лос-Анджелесе (солнечный город с расслабленными жителями — ад для рефлексирующего интеллектуала), где снималась кульминационная сцена диалога Сингера и Холл, все еще функционирует. Правда, теперь это не вегетарианский ресторан, где можно полакомиться суслом, а мексиканская закусочная.
 
 

Визуальное решение: длинный кадр, субъективная камера, псевдополиэкран, двойная экспозиция и мизанабим


Снимать любимый город Аллен позвал такого же «певца Нью-Йорка» Гордона Уиллиса — оператора «Крестного отца», с которым у «Энни Холл» вообще немало иронических перекличек: от шутки Сингера про фильм Копполы до исполнительницы главной роли, сыгравшей в гангстерской саге супругу Майкла Корлеоне.

Вуди Аллен и Гордон УиллисВуди Аллен и Гордон Уиллис

В первой совместной работе с Вуди Алленом главной задачей Уиллиса было достигнуть жизнеподобия и максимально вовлечь зрителя в происходящее на экране. На это работают длинные кадры, подчеркивающие непрерывность течения жизни, и общие планы, позволяющие увидеть окружающую героев реальность во всей полноте и в то же время с несколько отдаленного, «наблюдательского» расстояния. 

Там же, где создатели хотят показать действительность так, как ее видят персонажи, используется субъективная камера. В эпизоде, где Элви выступает на сцене, мы наблюдаем за ним «глазами Эллисон Пучник», стоящей за кулисами. А, например, во время пляжной прогулки персонажей Аллена и Китон нам показывают природу с их точки зрения, фиксируя камеры на живописном предзакатном пейзаже. Причем догадаться, что в данный момент за природой наблюдают не только зрители, но и Элви с Энни, помогает закадровый диалог влюбленных.

Кадр из фильма «Энни Холл»Кадр из фильма «Энни Холл»

Еще один любопытный пример взаимодействия реплик/мыслей героев с визуальным рядом — сцена на балконе, в которой слова, произносимые собеседниками, сопровождаются субтитрами, сообщающими зрителю, что Холл и Сингер думают друг о друге на самом деле. Столкновение женского и мужского взглядов на отношения реализуется также в эпизоде, где Энни во время близости с Элви выходит из своего тела, наблюдает за происходящим со стороны и комментирует свое поведение. Душа героини в данном случае изображена с помощью двойной экспозиции. 
 

Похожая задача и у сцены приема у психотерапевта, которая показывает персонажей, делящихся со своими психоаналитиками мнением об одних и тех же проблемах в их паре. Все это снято при помощи импровизированного полиэкрана (съемка проходила в одной декорации, разделенной перегородкой).

Псевдополиэкран. Кадр из фильма «Энни Холл»Псевдополиэкран. Кадр из фильма «Энни Холл»

Вообще, в «Энни Холл» Аллен по полной использует возможности кинематографа расширять границы реальности, демонстрируя ее с разных точек зрения и давая героям шанс посмотреть на себя со стороны, причем не только в настоящем, но и в прошлом. Ярчайшие примеры — взрослый Элви переносится на 30 лет назад в свой школьный класс; Энни оказывается на прошлогодней вечеринке и видит себя тогдашнюю во время знакомства с экс-бойфрендом-актером; Сингер в компании друзей погружается в его воспоминание о семейных сборищах времен детства.
 

Еще один способ раздвинуть рамки действительности или видоизменить ее в соответствии с мечтой — мизанабим. Его можно наблюдать в остроумной анимационной сцене, где Элви встречается с «любовью юных лет» — злой королевой из «Белоснежки», а также — в эпизоде, где молодые актеры репетируют пьесу Сингера, в которой главные герои остаются вместе, а не расстаются. Кроме того, прием работает в картине и с другой, более утилитарной целью — показать профессиональную деятельность персонажа: в реальности фильма появляются телеэкраны, передающие программы с участием Сингера. Ну а представление о его кинематографических пристрастиях можно получить благодаря мелькающим в кадре афишам семейной драмы Бергмана «Лицом к лицу» и документальной французской ленты «Скорбь и жалость».
 
 

Саундтрек: джаз, ностальгия и «Касабланка»

 

Догадаться, какие фильмы повлияли на самого Вуди Аллена, можно по саундтреку. Первое выступление Энни Холл, исполняющей джазовый стандарт “It Had to Be You”, отсылает нас к «Касабланке» Майкла Кертиса, где эта романтическая песня, украсившая десяток любовных киноисторий, прозвучала в исполнении Дули Уилсона. Его персонаж из классической ленты 1942 года — тапер Сэм — также упомянут в названии мелодраматической комедии «Сыграй это еще раз, Сэм» (1972), давшей старт экранному дуэту и многолетней дружбе Аллена и Китон. При этом главный герой фильма Херберта Росса по алленовской пьесе является истинным фанатом «Касабланки» и даже общается с призраком Хамфри Богарта. Словом, значение канонической любовной драмы в творчестве Вуди Аллена трудно переоценить, а у «Энни Холл» с ней как минимум еще одна важная перекличка: обе ленты содержат попытки возродить яркие отношения из прошлого и неизбывную ностальгию по несбывшейся любви.


Ностальгия, в свою очередь, реализуется в «Энни Холл» и на уровне саундтрека — в композиции “Seems Like Old Times” («Как в старые добрые времена»). Джазовый стандарт Кармена Ломбардо, который в 1945 году написал его брат, Гай Ломбардо, звучит в картине Аллена в исполнении Дайан Китон дважды. Впервые — когда Энни поет его в джаз-клубе незадолго до расставания с Элви, таким образом сообщая зрителю, что вскоре она останется как для него (зрителя), так и для героя лишь воспоминанием. Второй раз композиция появляется в финальной сцене, где Сингер рассуждает о той роли, которую Холл сыграла в его судьбе, на фоне флешбэков из «старых добрых времен». Сочетание музыки, закадрового текста и изображения рождает таким образом один из самых пронзительных эпизодов в истории «интеллектуальной романтической комедии», ради которого киноманы раз за разом обращаются к старенькому фильму Вуди Аллена, воспевшему светлую грусть и выведшему американский ромком на принципиально новый уровень.
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 13754
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 11942
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5729
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4351
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее