Слова

«Самая большая сложность однокадровых сцен — в актерах»

Режиссер фильма «После тебя» Анна Матисон о работе с актером и продюсером Сергеем Безруковым, о сложности и простоте съемок балета, о длинных кадрах и о работе с детьми во время долгих смен


— Почему в фильме «После тебя» главную роль гениального артиста балета Алексея Темникова сыграл именно Сергей Безруков?

— Я увидела его в роли Чичикова в спектакле «ПОХОЖДЕНИЕ» по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”» . Сергей там не танцует, конечно же, но в нем была невероятная пластика, которую нечасто можно увидеть даже у профессиональных танцоров. Сережа «слышит» музыку, каждую синкопу, каждый акцент. После спектакля я спросила его: неужели никто не использовал эти его возможности? Он ответил, что нет. Уже к утру у меня сформировалась идея фильма, а сценарий «После тебя» появился буквально за неделю.

Кадр из фильма «После тебя»Кадр из фильма «После тебя»​

— Насколько Сергей помогал в написании сценария?

— Он помогал во время читок сценария. Мы читали каждую версию. К примеру, как только мы придумали, что его герой будет заикаться, Сергей пробовал говорить по-разному. Мы обсуждали, на какую букву он будет запинаться: на гласную или на согласную. Когда мы остановились на гласной, то переписали реплики героя заново, потому что в этом случае его персонаж, Алексей Темников, должен был разговаривать по-другому.

Анна Матисон и Сергей Безруков на премьере фильма «После тебя»/ Фото: Виктор ВытольскийАнна Матисон и Сергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский

— Первая часть фильма снята с большим количеством длинных кадров. Чем было вызвано такое режиссерское решение?

— Вы второй человек, который заметил, что это только «часть фильма», а не вся картина. Спасибо вам за это, потому что многие критики пишут, что вот, мол, мы в «Бёрдмэна» решили поиграть, обращая внимание на появление этого приема, но пропуская его окончание. В фильме Иньярриту этот прием работает с начала до конца. У нас же это только первая часть, которая озаглавлена «День». Герой в ней не живет. Это существование, текучесть и бессмысленность которого мы должны почувствовать. Следующая часть, «Неделя», — это классический монтаж, неделя попыток начать действовать. И последняя, «Месяц», выполнена в клиповом монтаже, когда за 10 минут экранного времени происходит множество событий. Этот месяц Темникова наполнен работой, вдохновением, смыслом жизни. Я бы не хотела, чтобы зритель это видел, я за то, чтобы это считывалось на уровне подсознания.

Анна Матисон на премьере фильма «После тебя» / Фото: Виктор ВытольскийАнна Матисон на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский​

— Какая сцена с длинным кадром была наиболее трудной с точки зрения съемок? Наверное, «московская», с проездом от библиотеки имени Ленина до Большого театра и вылетом из окна троллейбуса?

— У нас не было бюджета, как у того же  «Бёрдмэна». Мы не могли полноценно перекрыть движение в центре Москвы, не могли долго репетировать эту сцену. Однако нам было важно, чтобы это была библиотека имени Ленина, чтобы была Моховая, Кремль, чтобы Москва была узнаваемая. Мы с дублером Сергея прошли все эти точки, просчитали все математически, но все равно эта смена оказалась самой дорогой. И именно по ней случилась отмена, потому что сотрудники ФСО нас остановили, так как нужно было пропустить кортеж. Мы ждали один раз два часа, второй раз  — еще полтора часа. В результате мы пропустили время, когда был поток машин, а снимать на полупустой улице не имело смысла, и мы были вынуждены отменить съемки и перенести на другой день.

Кадр из фильма «После меня»​Кадр из фильма «После тебя»​

Тем не менее самая большая сложность таких однокадровых сцен не в технике, а в человеческом факторе. Если хоть кто-то ошибется, то мы начинаем с самого начала. И это отображается на всех членах группы: от главного героя до артистов массовых сцен. Ответственность лежит на каждом человеке, потому что если, помимо актерских задач, вы идеально отрепетировали все точки с оператором, фокус-пуллером, звукорежиссером, то попадать в них надо очень точно. Я только сейчас понимаю, что с нашей стороны это очень дерзко — использовать такой прием. Мы снимали первую сцену, где главный герой выходит из дома, садится в «Феррари», доезжает до школы танца, мы видим в окнах, что там занимаются дети. В какой-то момент я поняла, что у нас есть технически чисто снятый первый рабочий дубль, потом второй, третий. Вы себе не представляете, какое я испытывала счастье!

Кадр из фильма «После меня»​Кадр из фильма «После тебя»​

— Как вы относитесь к сравнениям с «Бёрдмэном»? Обидно или, наоборот, гордитесь этим?

— Это комплимент. Другое дело, что многим кажется, что мы делали это ради моды, чтобы просто сделать, но в нашем случае это было снято осознанно, намеренно, а вопрос намерения в любом искусстве, в том числе и в кино, первичен. Нас еще сравнивают с «Одержимостью» — и это сравнение здесь тоже уместно, так как у нас в центре герой, фанатично преданный своей профессии. 

— Сергей Безруков выступает в фильме не только как исполнитель главной роли, но и как продюсер. Он же понимает, что длинные кадры — это дорогостоящее предприятие. Не пытался ли он отговорить вас от этого решения?

— Нет, совсем нет. Он понимал красоту этой идеи, он мне доверяет. Тем более что у меня экономическое образование, я никогда не придумываю то, что мы не сможем реализовать. Я бы могла прописать в сценарии, скажем, полет на Луну, но этого там, конечно, нет, потому что мы не смогли бы это воплотить на должном уровне. Я писала такие сцены, которые я знаю, как снять. Голливуд бы, наверное, вздрогнул, увидев наши «кулибинские придумки», но это сработало, этого не видно. 

Сергей Безруков на премьере фильма «После тебя» / Фото: Виктор ВытольскийСергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский

Во ВГИКе нам показывали, скажем, как снималась «Война и мир», где оператор проезжает на платформу крана на роликовых коньках, затем платформа поднимется и так далее. Или как над полем боя протягивают струну, вешают на нее камеру, и далее она «едет» сама. Когда ты видишь, что люди не боялись что-то придумывать, то ты сам заряжаешься этой смелостью, даже если с точки зрения Голливуда это, возможно, не технологично.

— Как монтировалась последняя часть фильма, где Сергей Безруков танцует, но на общем плане все сложные па исполняет дублер?

— Монтировалось очень просто. Мы изначально сделали тщательную раскадровку, буквально по секундам, и отрепетировали до мелочей каждую фазу. Из-за того, что мы очень хорошо подготовились, это сцена с финальным танцем была, наверное, одной из самых простых, если мы говорим именно о монтаже.

Анна Матисон и Сергей Безруков на премьере фильма «После тебя»/ Фото: Виктор ВытольскийАнна Матисон и Сергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский

— Большая часть времени «После тебя» проходит в танцевальном классе, где очень много зеркал. Я правильно заметил, что оператор прячется за учениками или за колоннами? Это какая-то маленькая камера?

— Нет. Обычная Alexa. Но вы же должны понимать, что там дело не только в камере. В классе находится не только оператор, но еще и ассистент по фокусу, режиссер, звукорежиссер. Мы пишем живой звук, следовательно, в помещении работает «бумщик», непосредственно стэдикам. Как минимум это шесть человек, не считая актеров. Плюс к этому мы должны не попасть в кадр с зеркалами и не отбрасывать тени. Это все очень сложно.

На съемках фильма «После тебя»На съемках фильма «После тебя»​

— Как на это реагировала актриса Настя Безрукова, сыгравшая дочь Темникова?

— Настя — безумно талантливая, красивая девочка с очень хорошим правильным воспитанием. Порой даже Сергей не выдерживал нервного напряжения, но Настя стойко отрабатывала все то, что мы с ней отрепетировали заранее. У нее была очень сложная роль, она должна была танцевать, потом сразу плакать, потом кричать — все это без «стопа». Сергей, конечно, помогал, порой специально доводил до такого состояния, но Настя справлялась. Порой у нас было 14 дублей, вся группа находилась уже на грани нервного истощения, но только не Настя. И, что еще важно, повторяла все эмоции на озвучании. В течение съемок я видела в ней моторику профессиональной актрисы.

— Ну признайтесь, наконец, Настя Безрукова имеет отношение к Сергею Безрукову?

— Нет, это простое совпадение. Мы нашли ее в процессе кастинга, у нее прекрасные родители. Даже Сергей искал какие-то корни, но она действительно однофамилица. Когда мы проводили кастинг, мы искали детей в том числе и через фонд Константина Хабенского, и мне в списке делали пометки. Допустим, «Катя», и в скобочках — «Хабенский»: имелось в виду, что мы ее нашли через Константина. Увидев «Настя Безрукова», я нисколько не удивилась, и спрашиваю: «Какая твоя фамилия?». Она отвечает: «Безрукова». «Я понимаю, что ты от Безрукова, фамилия-то какая?» — в общем, забавная была ситуация.

Настя Безрукова, актрисаНастя Безрукова, актриса​

— Можно ли еще про кастинг? У вас потрясающий актерский состав: Егоров, Меньшов, Газаров, Бабенко… Причем многие из них были заняты в эпизодах. Невозможно же уложиться в бюджет с такими артистами. Кто-нибудь снимался бесплатно?

— Абсолютно все в той или иной степени шли нам навстречу. Актерам понравился сценарий, понравился проект. Это полностью актерское кино, в котором ставка делалась на артистов. Это советская традиция, в хорошем смысле этого слова, в которой очень важны были именно актерские работы. Все шли нам навстречу, потому что все понимали, что наш бюджет не может себе позволить оплачивать их обычный гонорар. И огромное им спасибо за это.

Анна Матисон и Сергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский

У нас открытая информация по бюджету, так как деньги дал Минкульт, а часть — «Фонд Кино», и об этом все знали. Ни копейки лишней. Поэтому все съемки, например, в «Пусть говорят» также проводились на добровольной основе. А Большой театр? А Мариинский? А Гергиев? Это была удивительная творческая волна. Я сейчас смотрю и удивляюсь: как это у нас все получилось?

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 12502
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4376
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3046
Обзоры

8 «изгоев» Голливуда: от Марлона Брандо до Шайи ЛаБафа

«Сиротский Бруклин» стал первым появлением Эдварда Нортона на большом экране за три года — последнее время актера не жалуют в Голливуде. Разбираемся почему, а также вспоминаем другие случаи, когда популярные исполнители оказывались на фабрике грез не у дел

14 декабря 2655
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2408
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее