Слова

«Я всегда себя виню в том, что легко могу снимать свои сценарии, но писать их мне сложно»

Работы режиссера Джузеппе Пиччиони номинировались на «Оскар», а также претендовали на призы Венецианского и Московского кинофестивалей. В рамках ежегодной недели итальянского кино он привез свою новую картину «Эти дни», а мы поговорили с ним о забракованных дублях, «услужливых» сценаристах и секретах работы с актерами

  • 21 марта 2017
  • 2561
Родион Чемонин

— Насколько известно, вы по образованию — социолог. Это вам как-то помогло в профессии режиссера и сценариста?

— Нет, нисколько. Почему я пошел на социолога? Не знаю, это сейчас уже неважно, это была ошибка молодости. Я вообще всю свою юность потратил напрасно, но я много читал. Например, я прочитал чуть ли не всего Льва Толстого, а также много литературы про кинорежиссеров.

Джузеппе Пиччиони  / Фото: Виктор ВытольскийДжузеппе Пиччиони / Фото: Виктор Вытольский

— Часто ли сценарист Пиччиони ругается с режиссером Пиччиони?

— Очень часто. Я всегда виню себя, что не могу сам написать. Снять — могу, а вот с написанием сценариев у меня часто возникают проблемы. Если говорить серьезно, то я часто, чуть ли не до смертоубийства дерусь с собой монтажером. Или просто с монтажером, который вырезает очень важные для меня куски. Но впоследствии понимаю, что он прав. 

Конечно, я часто сомневаюсь как художник. У меня есть друзья, профессиональные сценаристы, к которым я обращаюсь за поддержкой. Я считаю, что обязателен взгляд со стороны. Очень часто такие люди говорят правильные вещи, которые тебе и в голову бы не пришли. Мне нередко приходится перемонтировать фильм после таких обсуждений, находить вставки из других дублей. Когда ты сидишь на монтаже, то можешь пропустить тот или иной кадр, но если вернуться назад, можно увидеть интересные нюансы в, казалось бы, безнадежном дубле, и это только добавляет интерес к фильму.

Кадр из фильма «Эти дни»Кадр из фильма «Эти дни»

— У вас всегда отличные артисты, ваши фильмы нередко получали награды за актерские работы. Как вы с ними репетируете?

— Я очень люблю работать с актерами, подолгу репетировать с ними. Но, знаете, у длительного репетиционного периода есть несколько минусов. Во-первых, сами актеры могут заиграть свои роль, потерять кураж. И, во-вторых, режиссер, подолгу бывая с ними, поневоле сближается с труппой, что влечет за собой потерю субординации, уважения среди актеров, и это может вам потом аукнуться на съемочной площадке. Поэтому я стараюсь не заигрываться с артистами.

Джузеппе Пиччиони / Фото: Виктор Вытольский

— Вы говорите, что работаете чуть ли не в каждой стране мира. Вы специально не учите иностранные языки?

— Нет-нет, это журналисты все придумали. Мой второй язык — французский. И это дает некоторую свободу. Я могу делать все, что хочу, притворяясь, что я ничего не понимаю. То есть продюсеры разговаривают со мной через секретарей. Например, мне говорят: «Объект, который вы собираетесь снимать, невозможно снять. Это противоречит правилам». А я могу стоять и прикидываться, что не знаю этих правил. Мне дают день или неделю на раздумья и в результате все равно сдаются. Мол, что взять с безумного старика, пускай снимает. Как говорит мой продюсер: «Все, что происходит, — то и хорошо». Но и в этих ограничениях по локациям есть свой плюс. Если мне запрещают где-то снимать, то я ищу новые объекты, которые часто приводят к лучшим решениям, чем предыдущие. Я всегда открыт для таких возможностей. Иногда ты выбираешь лучшие варианты при худших условиях.

Джузеппе Пиччиони и Всеволод Коршунов / Фото: Виктор ВытольскийДжузеппе Пиччиони и Всеволод Коршунов / Фото: Виктор Вытольский

— Какие фильмы вы пересматриваете чаще всего?

— Ой, их так много… В первую очередь, свои. Меня очень радует, когда тот или иной мой фильм показывают по телевизору (смеется). Но если говорить серьезно, то я еще с детства почитаю творчество Куросавы, Джона Форда, Бергмана, Тарковского. Раньше итальянское телевидение могло себе позволить показывать такие фильмы. Не то, что сегодня. Но, несмотря на это, я люблю жанры, которые могут показаться синефилам странными: вестерны, боевики. И я не стыжусь этих моих увлечений. Наоборот, когда режиссеры втихую смотрят эти фильмы по ночам, а утром говорят: «Мы против боевиков», — я во всем этом не вижу ничего, кроме лицемерия.

Джузеппе Пиччиони / Фото: Виктор ВытольскийДжузеппе Пиччиони / Фото: Виктор Вытольский

— Фестивали зарубежного кино, вроде «Из Венеции в Москву», где показывают фильмы, которые, к сожалению, вряд ли увидишь не только по телевизору, но и на большом экране, — это просто праздник какой-то. Что вас заинтересовало в современном итальянском кино, и что бы вы нам посоветовали увидеть?

— Ну, про свои фильмы я уже сказал (смеется). В Италии сейчас работают много новых талантливых режиссеров. В первую очень, это Маттео Гарроне. Это не режиссер, это, как говорят англичане, "artist", мастер живописи в кино. Он настоящий кинематографист. Так же, как и Паоло Соррентино. Художник должен обладать таким качеством, как любопытство. И это как раз относится к Гарроне и Соррентино. У нас говорят, что «Великая красота» — это попса, но это относится ко всем режиссерам, мы все хотим понравиться любыми способами, но заметит ли это зритель — тот еще вопрос. У Соррентино есть эта смелость: снимать так, чтобы понравиться, и не скрывать этого.

Джузеппе Пиччиони / Фото: Виктор ВытольскийДжузеппе Пиччиони / Фото: Виктор Вытольский

Я — тоже из таких. Но для меня важнее хорошая история, а не красота в кадре. Я как сценарист люблю бросать персонажей в самые невероятные ситуации и наблюдать, как они оттуда будут выбираться. Я не люблю красоваться, ходить по красным ковровым дорожкам.

Мне вообще очень нравится писать, работать со сценаристами, но я не тот режиссер, который подписывает скрипты. Меня не очень заботит слава сценариста, у них, профессиональных драматургов, чаще всего стоит цель быть к вашим услугам. Прощупывать режиссера – это все, что им нужно. И за этим очень интересно наблюдать со стороны. Собственно, из-за этого я всегда снимаю фильмы по своим же сценариям. И это большая привилегия.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 7546
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 5439
Практика

Как начать снимать видео: 10 советов начинающим

Чтобы попробовать себя в мире видеосъемки, вам понадобится не только камера и микрофон. Рассказываем об основных принципах кадрирования, освещения и других аспектах хорошего ролика

  • 9 марта
  • 3008
Обзоры

Главные сериалы этой весны

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте)

  • 10 марта
  • 2678
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 2347
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 1762
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее