Мнение

Поле боя — телевизор: как федеральные каналы встречают весну

Главные игроки телерынка стремительно теряют зрителя и активно ищут выход из сложившейся ситуации. В ход идет все: и смелые эксперименты, и возвращение к проверенным форматам

  • 20 марта
  • 2816
Сергей Ефимов

Куда уходит зритель


Шоу «Лучше всех!» Шоу «Лучше всех!» 

Достаточно сравнить свежую недельную сводку Mediascope (исследовательская компания, до 2017 года носила название «TNS Россия — прим.ред) и данные примерно за тот же период прошлого года, чтобы прийти к нехитрому выводу: крупные федеральные телеканалы потихоньку теряют аудиторию. Проще говоря, все меньше народу их смотрит. Выскочившее как черт из табакерки шоу Максима Галкина «Лучше всех!» на Первом канале, конечно, безусловный лидер телесмотрения. Но рейтинг* у выпуска, скажем, за 12 марта этого года составляет всего 7,8%. В 2016-м с таким результатом шоу не поднялось бы в сотне самых популярных программ недели выше четвертого места. 

(* Рейтинг: количество зрителей телепрограммы в процентах от общего количества потенциальных телезрителей в стране. Существует также понятие «доля»: это количество зрителей телепрограммы в процентах от общего количества телезрителей, включивших телевизор в данное время. Здесь и далее имеется в виду возрастная группа 4+) 

Принято считать, что зрители, во-первых, перетекают в Интернет, а во-вторых — уходят на маленькие нишевые каналы, количество которых в стране перевалило, страшно сказать, за четыре сотни.

Шоу «Голос. Дети»Шоу «Голос. Дети»

Но есть и другая беда: заканчивается запас прочности у масштабных проектов-кормильцев. Трудно поверить, но сдает позиции даже первоканальный проект «Голос. Дети». Он лидировал несколько лет подряд, а в этот раз (речь о выпуске за 11 марта) набрал жалкие 5,8% рейтинга против прошлогодних 9%. 

Да что говорить, даже такой гуру политических ток-шоу, как Владимир Соловьев, «уже не тот»: его «Воскресный вечер» все чаще оказывается где-нибудь на 35-м месте — а ведь было время, этот проект гордо красовался в первой десятке, вызывая зависть у конкурентов.
 

Что там в сундуках?


«Минута славы».Шоу «Минута славы»

Что делают продюсеры, когда земля начинает уходить из-под ног? Запускают новые проекты, конечно, и реанимируют хорошо забытые старые. Так, например, поступил Первый канал, который, достав из небытия и отряхнув от пыли, вернул в эфир шоу «Минута славы». Уж что-что, а развлекательные проекты канал делать умеет — особенно основанные на лицензионном зарубежном формате. Казалось бы, успех должен был быть гарантирован: ведь отличные цифры у «Минуты...» были в свое время! А поди ж ты. Праймовый проект, что называется, влачит жалкое существование: рейтинг 3,3% и 54-е место в сотне (выпуск от 11 марта) — явно не тот результат, на который рассчитывал генеральный директор Первого Константин Эрнст. Не помог даже старый добрый морально-этический скандал, так кстати разразившийся на проекте. Добрых две недели пресса страны мусолила обстоятельства унижения членами жюри сначала 8-летней девочки, потом взрослого танцора с ограниченными возможностями здоровья, но росту популярности шоу это никак не способствовало. 

Почему провалилась «Минута славы»? Публика больше не хочет удивляться талантам? Или ее удивляют как-то не так?  Ответы на эти вопросы вот так сразу не найти, так что продюсерам не позавидуешь.

Шоу «Прожекторперисхилтон» Шоу «Прожекторперисхилтон» 

С другой стороны, перезапущенный «Прожекторперисхилтон» держится огурцом. По итогам двух выпусков он уверенно обгоняет КВН и даже «Вечернего Урганта». Да что там, это шоу посмотрело столько же людей, сколько сериал «Мурка» на том же Первом канале. А ведь это «поздневечерняя» программа.
 

Атака клонов


Владимир Соловьев

В силу напряженной геополитической обстановки политические ток-шоу переживают расцвет, причем много лет удача тут сопутствует прежде всего «России 1». На канале в этом жанре царствует уже упомянутый Владимир Соловьев, однако это не помешало в прошлом году запустить еще и дневное ток-шоу «60 минут», которое ведут супруги Евгений Попов и Ольга Скабеева.  

Программа оказалась настолько успешной, что началась «атака клонов»: Первый запустил проект «Первая студия», по сути аналогичный ток-шоу «60 минут». Две программы идут примерно в одно время, говорят там об одном и том же. Но, увы, «Первой студии» повторить успех «60 минут» пока не удалось. А ведь все вроде сделали правильно: темы, гости, дизайн студии, харизматичный ведущий. Но зритель все равно нос воротит. 

Шоу «Первая студия»Шоу «Первая студия»

Вероятно, только потому, что еще одна точно такая же программа, да еще в то же время, зрителю просто не нужна. Странно, что такая простая мысль не пришла в голову авторам «Первой студии». 

Зато «России 1» который год не удается раскрутить «Прямой эфир». Вроде и популярное ток-шоу, а приблизиться по рейтингу к королю жанра — «Пусть говорят» Андрея Малахова — никак не удается. Такова судьба клонов, видимо («Прямой эфир» делает бывший продюсер «Пусть говорят» Наталья Никонова).
 

Война сериалов


Кадр из сериала «Екатерина. Взлет»Кадр из сериала «Екатерина. Взлет»

С политическим вещанием Первому всегда как-то не очень везло. Обиднее, когда третий месяц года на исходе, а канал проигрывает еще и сериальную битву. Пока канал с завидным упорством крутил в праймтайм мелодрамы самого низкого пошиба (одна 60-серийная «Гречанка» чего стоит), на «Россия 1» успели показать исторический сериал «Екатерина. Взлет», который имел феноменальный успех (рейтинг около 7% —  почти как у «Лучше всех!»). 

Теперь у Первого вся надежда на залежавшийся козырь: давно обещанный сериал «Мата Хари». Проект для нашего ТВ крайне нехарактерный. Во-первых, он очень дорогой (поговаривали о $1 млн за серию), в нем снимаются зарубежные звезды, и он уже продан в 30 стран мира. Но кабы не случился тут конфуз: не окажется ли драматическая история знаменитой шпионки и танцовщицы слишком сложной для аудитории, основательно отутюженной той же «Гречанкой»? Зацепит ли зрителя, привыкшего к незамысловатым мелодрамам про соотечественниц, судьба какой-то там иностранки? Ситуация интересная и непростая. 
 

Кто тут третий?!


Петросян


Первый канал, осторожно, но неутомимо экспериментирующий с новыми форматами и жанрами, борющийся против всего косного, неустанно воспитывающий нового зрителя ночными интеллектуальными эфирами, уступает своему злейшему конкуренту по среднесуточной доле телесмотрения. Даром что занимает шесть-семь мест в десятке самых популярных программ.

Но по среднесуточной доле, повторюсь, которую неделю победу с отрывом в несколько процентов празднует «Россия 1». Та самая «Россия 1», которую принято винить в консерватизме и даже ретроградстве (и вообще там до сих пор Петросян). 

Шоу «Ты супер!»Шоу «Ты супер!»

Одна из версий происходящего: возможно, в битву титанов вмешался третий игрок. НТВ! Пережив непростой «ментовский период», зеленая кнопка обзавелась новым менеджментом, серией новых развлекательных проектов и колоссальным рекламным бюджетом. «Неплохо зашли», как говорят телевизионщики, детское вокальное шоу «Ты супер!», проект «Секрет на миллион», новые сериалы. Среднесуточная доля НТВ за неделю 06.03-12.03.17 составила 9,9%. В то время как у Первого — 11.3%, у «России 1» — 13.3%. А год назад у НТВ было всего 6,8%. 
 
Другого зрителя у них нет. А значит, они за нас еще поборются.

 

 


Теги

Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Михаил Муравьев
    Ну грамотно вроде написано. Эдакий отчёт о положении дел на настоящий момент. Смягчённый словами типа "смелые эксперименты" "неплохо зашли".... Да бростье.  Деградация ТВ только набирает обороты. Всё что автор статьи видит как некие положительные моменты на самом деле барахтанье в навозе. Первой ласточкой для всех телевизионщиков должен был стать новогодний эфир. Давайте честно : обосрались ВСЕ. И дело не в деньгах какие канал способен вложить в интересный проект. Дело то в людях... Прихожу к мысли что их в принципе не осталось на ТВ. Креативных, думающих, интересных, образованных. Остались узкие специалисты. Настолько узкие что ничего кроме новостей не способны производить. Знаете... Это похоже на цирк в котором прошла оптимизация. Дрессировщиков, фокусников, обезьян и гимнастов мешалкой под сраку, оставили только клоуна и мотоциклистов в шаре. И вот эти самые мотоциклисты каждый вечер гоняют по шару, с права на лево, с лева на право и даже сверху вниз и снизу вверх. Когда у них кружится голова, выбегает клоун. И так на протяжении 10 - 15 последних лет. Я не знаю как себя чувствует другой зритель. Может быть его и увлекает процесс "коловращения" а меня это задрало по самые гланды, я не хочу включать ящик заранее зная конец тупейшего сериала, мне уже не интересны эмоции проигравших и победивших в шоу "петь-плясать", меня зодолбали Соловьёвы(именно во множественном числе) - я прекрасно нахожу свою нишу в интернете, я не могу смотреть "передачи о науке " которые дают мне некие "научные знания" которые мне были интересны лет 40 назад, в нежном младшешкольном возрасте. Типа -  что будет если на морозе разбрызгать вскипевший чайник...  Может быть работники ТВ и научились грамотно оформлять новости, они разучились развлекать зрителя, делать ему интересно... Разучились... И хорошенько прикинув понимаешь что никогда уже не научатся.. 
    Развернуть

    Смотрите также