Репортаж

Как создавалась весенняя айдентика телеканала «Москва 24»

Отправляемся на экскурсию по студии Vizart, где генеральный директор и шеф-редактор отдела моушн-дизайна компании покажут, как работают их отделы на примере одного конкретного проекта

  • 16 марта
  • 4248
Евгений Белов

Структура студии


Марина Глущенко, генеральный директор Vizart: Наша студия занимается оперативной графикой, моушн-дизайном, делает проекты по картографии и разрабатывает программное обеспечение, которое позволяет сокращать время на изготовление дизайна. В компании много отделов и каждый имеет свою цель. Их синергия позволяет нам каждый раз добиваться лучшего результата. Дизайн — вещь субъективная, кому-то нравится, а кому-то нет, но если заказчику по душе то, что мы сделали, — значит, мы достигли цели. 

Марина Глущенко, генеральный директор Vizart / Фото: Виктор ВытольскийМарина Глущенко, генеральный директор Vizart / Фото: Виктор Вытольский

Управление проектом происходит с точки зрения его длительности и наших возможностей. Рабочий процесс построен так же, как и в других хороших студиях, – каждый специалист занимается своей задачей. Это такая большая цепочка, грубо говоря, большая графическая фабрика. Когда возникает какая-то идея, можно один и тот же проект делать долго и дорого, а заказчику нужно быстро и дешево. Мы придумаем, как оптимизировать процесс за счет использования технологий, имеющихся в компании или на рынке. 

В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

Например, мы стали использовать Unity 3D для телевизионных нужд. Это игровой движок, который позволяет делать быструю динамику трехмерных персонажей, моделей и объектов. С его помощью мы ускорили все процессы относительно моделирования каких-то участков на карте. Москва у нас частично замоделена, и за счет программного обеспечения Vizrt, которое написали наши ребята, и движка Unity мы создали проект, который позволяет сделать карту за пять минут и вывести ее по кнопке режиссеру выпуска. Наши коллеги из BBC очень удивились, когда мы рассказали им о наших технологиях, поскольку решение это неочевидное.

В студии Vizart / Фото: Виктор ВытольскийВ студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

Дмитрий Глущенко, шеф-редактор отдела моушн-дизайна студии дизайна Vizart: У нас несколько площадок: одна занимается телеканалом «Матч ТВ», другая — телеканалом «360», третья — каналом «Москва 24». Есть отдел моушн-дизайна, который разрабатывает сложную графику, принимает заказы от «Москвы 24» и телеканала «Москва. Доверие» и создает контент для сайтов. Еще одна площадка находится на РИКе (ВГТРК): там работает наш главный дизайнер, с которым мы принимаем стратегические решения и перед которым мы отчитываемся. 

Дмитрий Глущенко, шеф-редактор отдела моушн-дизайна студии дизайна Vizart / Фото: Виктор ВытольскийДмитрий Глущенко, шеф-редактор отдела моушн-дизайна студии дизайна Vizart / Фото: Виктор Вытольский

По структуре каждая площадка занимается своим направлением: это тяжелые проекты, на изготовление которых уходит от двух-трех дней, либо эфирная графика, которую нужно выдать за 10-15 минут. Я преклоняюсь перед ребятами, которые работают в эфире — там события происходят моментально и нужно очень быстро реагировать. Например, произошла катастрофа и нужно срочно показать оторвавшийся хвост самолета. Они очень много работают по шаблонам, это рутина, которая надоедает, и при этом они находятся в постоянном стрессе, потому что заказы идут и идут. Однако никто не требует от них гиперсложной графики, потому что все понимают, что быстро и хорошо получается очень редко. 

В студии Vizart / Фото: Виктор ВытольскийВ студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский

Второе направление — моушн-дизайн и работа с заказами. Это внешняя и внутренняя графика для телепрограмм. Иногда мы занимаемся VFX, как это было с новогодним поздравлением «Москвы 24» — затирание тросов, добавление различных спецэффектов в кадре и т.д.

В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

Специфика работы на телевидении такова, что человек работает одновременно на трех-четырех проектах. Что-то идет в приоритете, и мы стараемся всем раздать работу, чтобы никто не сидел без дела. Для координации проекта мы используем разные средства. На одних площадках предпочитают «Битрикс», в моем же отделе координация происходит при помощи главы отдела менеджеров и Google-таблиц. Открываю доступ к таблице сотрудникам и над каждым пунктом-задачей пишется имя исполнителя. 

В студии Vizart / Фото: Виктор ВытольскийВ студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский

Финальная сборка происходит постепенно. Иногда доходило до того, что мы выполняли пять-шесть проектов одновременно. Мы расписывали на стене все наши задачи и чуть ли не аплодировали каждый раз, когда закрывали одну из них.
 

ID


В студии Vizart / Фото: Виктор ВытольскийВ студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

Дмитрий Глущенко: Айди, айдентика — это идентификация канала, его брендирование, показывающее основную направленность. Это может быть прямое указание или же игра с деталями. Например, осенние айди телеканала «Москва 24» навеяны Днем города, городскими праздниками, инсталляциями. Мы хотели, чтобы у людей продлился праздник. Зимняя айдентика — отсылка к информационной составляющей. Хотелось передать, что канал собирает информацию по городу, подсвечивает ее, дает какие-то свои световые и цветовые установки. Весенняя айди — расцвет жизни в городе: город просыпается, отряхивается от зимней скуки, расцветает новыми красками и цветами, поднимается вверх. 

Есть общая тенденция, внутри которой мы рассказываем о том, что хотим показать. Москва очень разная, поэтому основой визуального ряда выступили «Москва-Сити» и центр столицы, представленный низкоэтажной застройкой. Центр мы используем в качестве дневной айдишки, а «Москву-Сити» — в качестве ночной, когда горят огни и она предстает в самом выигрышном ракурсе. Такие архетипы, как Большой театр или Красную площадь, – не берем, сейчас этого достаточно на других телеканалах. 
Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Этапы создания айдентики


В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский

Дмитрий Глущенко: Креативная группа канала дает нам установку, куда двигаться, что в этом сезоне модно, что нравится начальству. В предыдущие годы основным направлением «Москвы 24» были кристаллы, преломление, зрители смотрели на город через некую призму. Потом мы переключились на игривость и сделали объемные буквы, которые путешествовали по Москве, собирали информацию и добавляли цвет согласно слогану «Все цвета города». «Москва 24» позиционировала себя как канал, который показывает город в хорошем свете, но не исключает того, что столица может быть разной. В данном сезоне, начиная с осени, основным направлением являются световые эффекты, мы «освещаем» столицу. Внутри этой метафоры формируются различные настроения. Свет очень активно участвует в городской среде, в инсталляциях, на Дне города было много лазерных шоу, пиротехнических эффектов и т.д. То, что видели москвичи на улицах, попало в айдентику телеканала.

В студии Vizart / Фото: Виктор ВытольскийВ студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский

После того, как мы получаем направление, создаются скетчи, и каждый рисует их в своем софте. Это могут быть почеркушки, которые сразу передаются в работу, потому что и так всем все понятно, либо более детальные скетчи, почти готовые картины, которые можно взять в портфолио. Скетчи по айдентике создаются за три-четыре дня,  иногда дольше. Айди могут быть дневные, ночные, настроенческие, информационные, инсталляционные. Мы всегда просим давать побольше времени на создание скетчей, но часто законы телевидения и структура работы не позволяют делать так, как нам как хочется. Приходиться спускаться с небес на землю, и выполнять задание быстро и качественно. Мне кажется, что наша студия с этим справляется, потому что мы очень часто делаем сложную работу в сжатые сроки. Когда ты находишься в четких временных сроках, то начинаешь меньше мыслить категориями эстетического качества, а думаешь, как удовлетворить потребности заказчика, сделать все вовремя, чтобы оно ушло в эфир. Например, на создание айдентики «Весна» нам дали всего полторы недели.

Видео обычно предоставляет телеканал, но бывало проще выехать с собственной камерой и отснять его самим. Так было, когда мы делали айдентику с шагающими по городу буквами. Для нас были интереснее те локации, которые мы сами смогли себе подобрать. Но нужно помнить, что нельзя просто прийти в центр Москвы с коптером и начать снимать: обязательно кто-то подойдет и спросит, с какой целью вы это делаете. С разрешением от канала это сделать проще. 

Иногда мы залезаем в архивы и берем нужные кадры там. За последние годы у нас накопились терабайты видео, и переснимать одни и те же локации заново просто бессмысленно. 

В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

Следующий этап — создание аниматиков, которые мы утверждаем с заказчиком. Исходя из временных сроков, мы начинаем настраивать материал, подготавливать рендер. Как только приходит фидбек от заказчика, мы отправляем материал на рендер-ферму и просчет. Стараемся оптимизировать процесс настройки и все делать в сжатые сроки. Большой процент времени уходит на композ, ведь световые эффекты изготовить на таком материале, как съемочная Москва, достаточно сложно. Необходимо нарисовать 3D-поверхности, которые отражали бы свет или принимали его, если это стена дома, фонарь и т.д. На видео очень часто не хватает экспозиции, чтобы высветить данные участки, поэтому приходиться прибегать к каким-то ухищрениям и уловкам, так как там цвета нет в принципе. Создается 3D-модель с отражениями, а потом мы сводим все воедино в композе, добавляем эффекты частиц и т.д. 

В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

Сложнее всего сделать дневные световые эффекты так, чтобы они выглядели органично. Неоновая вывеска днем просто кажется яркой — не видно, что это неон. Обычные эффекты — например, появление дерева или ростков — часто выглядят уж совсем компьютерно. Однако перед нами не стояло задачи добиться фотореализма, поэтому мы сделали стилизованные расцветающие деревья. Для дневной айди мы использовали желтый, оранжевый цвета и немного зеленого, потому что столица у нас, по большей части, желтая. В ночной айди цвета больше холодноватые, тон задает «Москва-Сити». 
Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Большую часть контента мы делаем в After Effects — это универсальная программа, очень простая и гибкая. Я считаю, что обычные инструменты позволяют сделать очень много, и качество картинки зависит не от того, в чем ты работаешь, а от рук и от умения найти выход из сложной ситуации при помощи простых средств. Иногда я осаживаю ребят и говорю, чтобы они были проще. Не нужно все пихать в одну сцену, логичнее и проще разделить эффекты на несколько. 

В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

В работе я стараюсь разграничивать обязанности и дать волю ребятам в исполнении того, что у них лучше всего получается. Изначально мы берем универсальных специалистов, но если у человека хорошо получается анимация, а не рендер, зачем его мучить? Поэтому у нас есть люди, которые занимаются трекингом, 3D-моделированием, рендером, композом и т.д.
Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Создание айди телеканала «Москва 24»

Мы стараемся решать постоянную проблему с нехваткой места на общем сервере, вычищая каждый проект после его завершения, оставляя только самое нужное и отправляя его в архив. Иногда мы можем вообще «убить» все рендеры и оставить только ключевые сцены — при желании заказчик может к нам вновь обратиться, мы просто поднимаем их из архива и заново высчитываем. 
 

Конечный продукт

 
Пятнадцатисекундный ролик «Весна» для дневного эфира

Дмитрий Глущенко: В итоге у нас получилось четыре ролика — короткие вставки между программами: две дневные айдишки и две ночные, по 5 и 15 секунд. Плюс целый комплекс вещей, созданных для узнаваемости канала: единое стилистическое решение информационных программ, шапки, плашки, перебивки. У нас есть некая стилистика, внутри которой мы работаем и за рамки которой выходим только по согласованию с каналом или производителем, который хочет выделиться на фоне остальных программ. 

В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский​

Последние несколько лет телеканал «Москва 24» ушел в сквозное вещание, когда заставка не очень выделяется на фоне содержания программы. При сквозном вещании видеоряд плавно перетекает из одного информационного русла в другое, зрителю показывают плашку, которая сообщает, что сейчас идет определенная программа. Только что говорили о транспортных проблемах или о здоровье, и тут же идет переход к кулинарии. Нет 15-секундных заставок на программах с крупными жирными 3D-титрами со стекляшечками и хромом, «Москва 24» от этого отошла. Они позиционируют себя на рынке, уделяя больше внимания не внешним атрибутам, а содержанию, работе журналистов и съемке. 
 
Пятнадцатисекундный ролик «Весна» для вечернего эфира

На канале с периодичностью примерно раз в месяц проходят тематические дни: например, «День с полицией» или «День здоровья», когда превалирует определенная тематика. Нас попросили сделать шаблон графики, в котором можно было бы менять некие элементы внутри в зависимости от тематики. Было принято решение, что эти элементы будут в виде «дорожных знаков», иконок, такие унифицированные значки. Это напрямую касается айдентики канала — это унификация, сквозное вещание, минимум оригинальной графики, шаблонизация, стандартизация. Но тем не менее есть и оригинальные передачи, в которых мы отходим от стандартов и предлагаем свежие решения, например, используем стилистику Flat (2D-анимация). 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее