Главная / Практика / Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии

Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии

Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был неправильный подход к монтажу фильмов.

После того, как через мои руки прошло огромное количество проектов, я начал разрабатывать собственный способ монтажа: опыт позволяет действовать быстрее, интуитивнее, с большим шансом на творческий успех.

Ноам КроллНоам Кролл

Подобно другим монтажерам, у меня есть свое видение материала, которым я занимаюсь. Особенно это касается тех случаев, когда монтажер, сценарист и режиссер — это один и тот же человек. Он снова и снова визуализирует свою историю в голове и может представить, как будет выглядеть фильм после того, как работа над ним подойдет к концу. Безусловно, это видение заставляет автора принимать все важнейшие решения на этапе монтажа: он стремиться приблизить материал, снятый на площадке, к изначальному тексту сценария.

На самом деле, этот подход очень вреден хотя бы по одной простой причине.

Помните, фильм будет менять свой облик на каждом этапе работы. Путь до постпродакшена, который проект проходит от изначальной задумки через многочисленные драфты и съемочный процесс, кардинально меняет форму картины, как бы вы ни старались избежать этого.

Чтобы сделать фильм как можно лучше, режиссер монтажа должен усмирить свои радикальные творческие решения и отталкиваться от отснятого материала. В идеале конечный продукт должен быть еще лучше того, что автор представлял себе изначально.

Многие, а в особенности — начинающие киношники строго придерживаются сценария и не дают своим фильмам стать живее и глубже. А ведь вносить правки в процессе работы, напротив, очень полезно: это позволяет проекту адаптироваться и изменяться со временем.

Тем не менее каждый фильм должен следовать определенному видению, чтобы работа над ним неизменно шла в едином ключе. Никогда нельзя радикально изменять настроение фильма, его персонажей и тон. Однако способ, при помощи которого вы воплощаете свои задумки на практике, практически всегда должен меняться.

Очевиднее всего этот принцип проявляется на монтаже.

Я очень долго не мог понять этого, а в особенности — усвоить следующее правило:

 

Нужно быть внимательным к материалу, с которым работаешь, — именно он, а вовсе не вы, диктует монтажные решения.
Как и большинство коллег, я начинаю работу над фильмом задом наперед, стараюсь приблизить отснятый материал к образу, который сформировался у меня в голове, когда все еще было на стадии сценария.

Главная проблема в том, что я занимаюсь не редактированием сценария, а монтажом материала, который много раз изменился после того, как появились его первые черновые варианты. Если я буду монтировать так, как задумывал задолго до начала съемок, то пойду по неправильному пути.

При этом нельзя утверждать, что этот вариант всегда неверен: со многими фильмами я работал по такому принципу. Однако в девяти из десяти случаев вы добьетесь гораздо лучшего результата, если возьметесь за работу со свежими решениями, словно перед вами неизвестный прежде проект.

Я приведу вам пример из художественного фильма, монтажом которого я занимался не так давно: в изначальном варианте проекта была сцена, в которой главный герой ловит попутную машину и знакомится с людьми в ней. Эту сцену я прописал очень точно, у нее была совершенно определенная цель и выглядела на бумаге она совершенно определенным образом. Актеры прекрасно ее отработали, в процессе съемок не возникло никаких трудностей, и я мог бы запросто ее склеить, следуя изначально продуманному плану. Именно так я, собственно, и поступил.

Во время первой попытки я старался максимально следовать сценарию, однако смонтированная сцена, хотя в определенных аспектах была вполне рабочей, не передавала той атмосферы, к которой я стремился изначально. Было очевидно, она не раскрывала свой потенциал, поэтому я не двинулся дальше, а решил подойти к процессу творчески.

Итак, я очень внимательно присмотрелся к материалу. Я рассматривал каждый кадр, работал с дублями, которые отличались от оригинальной задумки.

Я пытался найти самое интересное и подходящее.

В ход пошли различные материалы, в том числе крупные планы, измененные диалоги и импровизации актеров. Я даже отложил несколько естественных кадров, снятых между дублями, пока камера еще работала.

В конце концов в моем распоряжении было множество кусочков головоломки, и каждый был чем-то хорош, однако не подходил по сценарию — это было как раз то, что я искал. Оставалось лишь только склеить отрывки и посмотреть, что из этого выйдет.

Процесс создания альтернативной версии подразумевает использование кадров с реакцией актеров вместе с материалом из других дублей, нагнетание напряжения при помощи пауз, которых не было изначально, и даже переработку диалогов, в результате которой меняется порядок фраз.

Результат, который я получил, во много раз превзошел первоначальный вариант сцены. Несмотря на то, что альтернативная версия не соответствовала сценарию, она стала гораздо ближе фильму по духу.

Этот подход не только подарил мне не хорошую сцену, но еще и укрепил мнение, к которому я шел в течение долгих лет: «Не нужно мешать материалу проявлять собственный голос».

На этом все. Когда вы будете заниматься монтажом в следующий раз, попробуйте не заглядывать в сценарий и создать собственную версию истории. Отбросьте все свои предубеждения о том, как должна выглядеть сцена, дайте шанс самым интересным отрывкам — вы не пожалеете.
 

  Ноам Кролл — лауреат множества кинопремий, основатель продакшн-студии Creative Rebellion. Его работы показывают на международных кинофестивалях и на телевидении.
 
 

Источник: noamkroll.com

Еще по теме

сериалы тнт 2025
Самые ожидаемые сериалы канала ТНТ в 2025 году
В 2025 году телеканал ТНТ готовится представить своим зрителям целый...
Пила 10
Пила-10: что известно о продолжении культовой серии хорроров?
Успевший стать культовым, хоррор Пила насчитывает вот уже 9 фильмов....
11 важных фильмов новогодних каникул
01. «Рождественская ночь в Барселоне» (режиссер: Дани де ла Орден) В кино с...
Дорама это
Дорама: что это за жанр и почему он стал популярным
Дорама представляют собой сериалы, снятые в азиатских государствах. Изначально сериалы...
10 приложений для режиссеров
01. Shot Lister Удобное и функциональное приложение для планирования и менеджмента...
Сериалы декабря 2024
Премьеры сериалов в декабре 2024 года
Последний месяц года традиционно радует зрителей яркими премьерами. В том...
Фильмы про математиков
ТОП-10 фильмов про гениальных математиков
Предлагаем вам фильмы про математиков, обладающих незаурядными умственными способностями, после...
Правда о съемках постельных сцен в кино
Правда о съемках постельных сцен в кино
Чувственность и откровенность героев в кадре, близость тел способны создавать...