Практика

Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии

Иногда чтобы добиться наилучших результатов, нужно пожертвовать изначальным видением. В некоторых ситуациях и монтажеру приходится пренебречь сценарием, и этого вовсе не стоит бояться

  • 10 марта
  • 11481

Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был неправильный подход к монтажу фильмов.

После того, как через мои руки прошло огромное количество проектов, я начал разрабатывать собственный способ монтажа: опыт позволяет действовать быстрее, интуитивнее, с большим шансом на творческий успех.

Ноам КроллНоам Кролл

Подобно другим монтажерам, у меня есть свое видение материала, которым я занимаюсь. Особенно это касается тех случаев, когда монтажер, сценарист и режиссер — это один и тот же человек. Он снова и снова визуализирует свою историю в голове и может представить, как будет выглядеть фильм после того, как работа над ним подойдет к концу. Безусловно, это видение заставляет автора принимать все важнейшие решения на этапе монтажа: он стремиться приблизить материал, снятый на площадке, к изначальному тексту сценария.

На самом деле, этот подход очень вреден хотя бы по одной простой причине.

Помните, фильм будет менять свой облик на каждом этапе работы. Путь до постпродакшена, который проект проходит от изначальной задумки через многочисленные драфты и съемочный процесс, кардинально меняет форму картины, как бы вы ни старались избежать этого.




Чтобы сделать фильм как можно лучше, режиссер монтажа должен усмирить свои радикальные творческие решения и отталкиваться от отснятого материала. В идеале конечный продукт должен быть еще лучше того, что автор представлял себе изначально.

Многие, а в особенности — начинающие киношники строго придерживаются сценария и не дают своим фильмам стать живее и глубже. А ведь вносить правки в процессе работы, напротив, очень полезно: это позволяет проекту адаптироваться и изменяться со временем.

Тем не менее каждый фильм должен следовать определенному видению, чтобы работа над ним неизменно шла в едином ключе. Никогда нельзя радикально изменять настроение фильма, его персонажей и тон. Однако способ, при помощи которого вы воплощаете свои задумки на практике, практически всегда должен меняться.




Очевиднее всего этот принцип проявляется на монтаже.

Я очень долго не мог понять этого, а в особенности — усвоить следующее правило:
 
Нужно быть внимательным к материалу, с которым работаешь, — именно он, а вовсе не вы, диктует монтажные решения.

Как и большинство коллег, я начинаю работу над фильмом задом наперед, стараюсь приблизить отснятый материал к образу, который сформировался у меня в голове, когда все еще было на стадии сценария.

Главная проблема в том, что я занимаюсь не редактированием сценария, а монтажом материала, который много раз изменился после того, как появились его первые черновые варианты. Если я буду монтировать так, как задумывал задолго до начала съемок, то пойду по неправильному пути.




При этом нельзя утверждать, что этот вариант всегда неверен: со многими фильмами я работал по такому принципу. Однако в девяти из десяти случаев вы добьетесь гораздо лучшего результата, если возьметесь за работу со свежими решениями, словно перед вами неизвестный прежде проект.

Я приведу вам пример из художественного фильма, монтажом которого я занимался не так давно: в изначальном варианте проекта была сцена, в которой главный герой ловит попутную машину и знакомится с людьми в ней. Эту сцену я прописал очень точно, у нее была совершенно определенная цель и выглядела на бумаге она совершенно определенным образом. Актеры прекрасно ее отработали, в процессе съемок не возникло никаких трудностей, и я мог бы запросто ее склеить, следуя изначально продуманному плану. Именно так я, собственно, и поступил.

Во время первой попытки я старался максимально следовать сценарию, однако смонтированная сцена, хотя в определенных аспектах была вполне рабочей, не передавала той атмосферы, к которой я стремился изначально. Было очевидно, она не раскрывала свой потенциал, поэтому я не двинулся дальше, а решил подойти к процессу творчески.




Итак, я очень внимательно присмотрелся к материалу. Я рассматривал каждый кадр, работал с дублями, которые отличались от оригинальной задумки.

Я пытался найти самое интересное и подходящее.

В ход пошли различные материалы, в том числе крупные планы, измененные диалоги и импровизации актеров. Я даже отложил несколько естественных кадров, снятых между дублями, пока камера еще работала.

В конце концов в моем распоряжении было множество кусочков головоломки, и каждый был чем-то хорош, однако не подходил по сценарию — это было как раз то, что я искал. Оставалось лишь только склеить отрывки и посмотреть, что из этого выйдет.




Процесс создания альтернативной версии подразумевает использование кадров с реакцией актеров вместе с материалом из других дублей, нагнетание напряжения при помощи пауз, которых не было изначально, и даже переработку диалогов, в результате которой меняется порядок фраз.

Результат, который я получил, во много раз превзошел первоначальный вариант сцены. Несмотря на то, что альтернативная версия не соответствовала сценарию, она стала гораздо ближе фильму по духу.

Этот подход не только подарил мне не хорошую сцену, но еще и укрепил мнение, к которому я шел в течение долгих лет: «Не нужно мешать материалу проявлять собственный голос».



На этом все. Когда вы будете заниматься монтажом в следующий раз, попробуйте не заглядывать в сценарий и создать собственную версию истории. Отбросьте все свои предубеждения о том, как должна выглядеть сцена, дайте шанс самым интересным отрывкам — вы не пожалеете.
 
 
Ноам Кролл — лауреат множества кинопремий, основатель продакшн-студии Creative Rebellion. Его работы показывают на международных кинофестивалях и на телевидении.
 
 

Источник: noamkroll.com


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3965
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2417
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2380
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1930
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1411
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1294