Практика

Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии

Иногда чтобы добиться наилучших результатов, нужно пожертвовать изначальным видением. В некоторых ситуациях и монтажеру приходится пренебречь сценарием, и этого вовсе не стоит бояться

  • 10 марта 2017
  • 12092

Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был неправильный подход к монтажу фильмов.

После того, как через мои руки прошло огромное количество проектов, я начал разрабатывать собственный способ монтажа: опыт позволяет действовать быстрее, интуитивнее, с большим шансом на творческий успех.

Ноам КроллНоам Кролл

Подобно другим монтажерам, у меня есть свое видение материала, которым я занимаюсь. Особенно это касается тех случаев, когда монтажер, сценарист и режиссер — это один и тот же человек. Он снова и снова визуализирует свою историю в голове и может представить, как будет выглядеть фильм после того, как работа над ним подойдет к концу. Безусловно, это видение заставляет автора принимать все важнейшие решения на этапе монтажа: он стремиться приблизить материал, снятый на площадке, к изначальному тексту сценария.

На самом деле, этот подход очень вреден хотя бы по одной простой причине.

Помните, фильм будет менять свой облик на каждом этапе работы. Путь до постпродакшена, который проект проходит от изначальной задумки через многочисленные драфты и съемочный процесс, кардинально меняет форму картины, как бы вы ни старались избежать этого.




Чтобы сделать фильм как можно лучше, режиссер монтажа должен усмирить свои радикальные творческие решения и отталкиваться от отснятого материала. В идеале конечный продукт должен быть еще лучше того, что автор представлял себе изначально.

Многие, а в особенности — начинающие киношники строго придерживаются сценария и не дают своим фильмам стать живее и глубже. А ведь вносить правки в процессе работы, напротив, очень полезно: это позволяет проекту адаптироваться и изменяться со временем.

Тем не менее каждый фильм должен следовать определенному видению, чтобы работа над ним неизменно шла в едином ключе. Никогда нельзя радикально изменять настроение фильма, его персонажей и тон. Однако способ, при помощи которого вы воплощаете свои задумки на практике, практически всегда должен меняться.




Очевиднее всего этот принцип проявляется на монтаже.

Я очень долго не мог понять этого, а в особенности — усвоить следующее правило:
 
Нужно быть внимательным к материалу, с которым работаешь, — именно он, а вовсе не вы, диктует монтажные решения.

Как и большинство коллег, я начинаю работу над фильмом задом наперед, стараюсь приблизить отснятый материал к образу, который сформировался у меня в голове, когда все еще было на стадии сценария.

Главная проблема в том, что я занимаюсь не редактированием сценария, а монтажом материала, который много раз изменился после того, как появились его первые черновые варианты. Если я буду монтировать так, как задумывал задолго до начала съемок, то пойду по неправильному пути.




При этом нельзя утверждать, что этот вариант всегда неверен: со многими фильмами я работал по такому принципу. Однако в девяти из десяти случаев вы добьетесь гораздо лучшего результата, если возьметесь за работу со свежими решениями, словно перед вами неизвестный прежде проект.

Я приведу вам пример из художественного фильма, монтажом которого я занимался не так давно: в изначальном варианте проекта была сцена, в которой главный герой ловит попутную машину и знакомится с людьми в ней. Эту сцену я прописал очень точно, у нее была совершенно определенная цель и выглядела на бумаге она совершенно определенным образом. Актеры прекрасно ее отработали, в процессе съемок не возникло никаких трудностей, и я мог бы запросто ее склеить, следуя изначально продуманному плану. Именно так я, собственно, и поступил.

Во время первой попытки я старался максимально следовать сценарию, однако смонтированная сцена, хотя в определенных аспектах была вполне рабочей, не передавала той атмосферы, к которой я стремился изначально. Было очевидно, она не раскрывала свой потенциал, поэтому я не двинулся дальше, а решил подойти к процессу творчески.




Итак, я очень внимательно присмотрелся к материалу. Я рассматривал каждый кадр, работал с дублями, которые отличались от оригинальной задумки.

Я пытался найти самое интересное и подходящее.

В ход пошли различные материалы, в том числе крупные планы, измененные диалоги и импровизации актеров. Я даже отложил несколько естественных кадров, снятых между дублями, пока камера еще работала.

В конце концов в моем распоряжении было множество кусочков головоломки, и каждый был чем-то хорош, однако не подходил по сценарию — это было как раз то, что я искал. Оставалось лишь только склеить отрывки и посмотреть, что из этого выйдет.




Процесс создания альтернативной версии подразумевает использование кадров с реакцией актеров вместе с материалом из других дублей, нагнетание напряжения при помощи пауз, которых не было изначально, и даже переработку диалогов, в результате которой меняется порядок фраз.

Результат, который я получил, во много раз превзошел первоначальный вариант сцены. Несмотря на то, что альтернативная версия не соответствовала сценарию, она стала гораздо ближе фильму по духу.

Этот подход не только подарил мне не хорошую сцену, но еще и укрепил мнение, к которому я шел в течение долгих лет: «Не нужно мешать материалу проявлять собственный голос».



На этом все. Когда вы будете заниматься монтажом в следующий раз, попробуйте не заглядывать в сценарий и создать собственную версию истории. Отбросьте все свои предубеждения о том, как должна выглядеть сцена, дайте шанс самым интересным отрывкам — вы не пожалеете.
 
 
Ноам Кролл — лауреат множества кинопремий, основатель продакшн-студии Creative Rebellion. Его работы показывают на международных кинофестивалях и на телевидении.
 
 

Источник: noamkroll.com


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7797
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 6416
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6065
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3458
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2774
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 2725
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее