Практика

Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии

Иногда чтобы добиться наилучших результатов, нужно пожертвовать изначальным видением. В некоторых ситуациях и монтажеру приходится пренебречь сценарием, и этого вовсе не стоит бояться

  • 10 марта
  • 11851

Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был неправильный подход к монтажу фильмов.

После того, как через мои руки прошло огромное количество проектов, я начал разрабатывать собственный способ монтажа: опыт позволяет действовать быстрее, интуитивнее, с большим шансом на творческий успех.

Ноам КроллНоам Кролл

Подобно другим монтажерам, у меня есть свое видение материала, которым я занимаюсь. Особенно это касается тех случаев, когда монтажер, сценарист и режиссер — это один и тот же человек. Он снова и снова визуализирует свою историю в голове и может представить, как будет выглядеть фильм после того, как работа над ним подойдет к концу. Безусловно, это видение заставляет автора принимать все важнейшие решения на этапе монтажа: он стремиться приблизить материал, снятый на площадке, к изначальному тексту сценария.

На самом деле, этот подход очень вреден хотя бы по одной простой причине.

Помните, фильм будет менять свой облик на каждом этапе работы. Путь до постпродакшена, который проект проходит от изначальной задумки через многочисленные драфты и съемочный процесс, кардинально меняет форму картины, как бы вы ни старались избежать этого.




Чтобы сделать фильм как можно лучше, режиссер монтажа должен усмирить свои радикальные творческие решения и отталкиваться от отснятого материала. В идеале конечный продукт должен быть еще лучше того, что автор представлял себе изначально.

Многие, а в особенности — начинающие киношники строго придерживаются сценария и не дают своим фильмам стать живее и глубже. А ведь вносить правки в процессе работы, напротив, очень полезно: это позволяет проекту адаптироваться и изменяться со временем.

Тем не менее каждый фильм должен следовать определенному видению, чтобы работа над ним неизменно шла в едином ключе. Никогда нельзя радикально изменять настроение фильма, его персонажей и тон. Однако способ, при помощи которого вы воплощаете свои задумки на практике, практически всегда должен меняться.




Очевиднее всего этот принцип проявляется на монтаже.

Я очень долго не мог понять этого, а в особенности — усвоить следующее правило:
 
Нужно быть внимательным к материалу, с которым работаешь, — именно он, а вовсе не вы, диктует монтажные решения.

Как и большинство коллег, я начинаю работу над фильмом задом наперед, стараюсь приблизить отснятый материал к образу, который сформировался у меня в голове, когда все еще было на стадии сценария.

Главная проблема в том, что я занимаюсь не редактированием сценария, а монтажом материала, который много раз изменился после того, как появились его первые черновые варианты. Если я буду монтировать так, как задумывал задолго до начала съемок, то пойду по неправильному пути.




При этом нельзя утверждать, что этот вариант всегда неверен: со многими фильмами я работал по такому принципу. Однако в девяти из десяти случаев вы добьетесь гораздо лучшего результата, если возьметесь за работу со свежими решениями, словно перед вами неизвестный прежде проект.

Я приведу вам пример из художественного фильма, монтажом которого я занимался не так давно: в изначальном варианте проекта была сцена, в которой главный герой ловит попутную машину и знакомится с людьми в ней. Эту сцену я прописал очень точно, у нее была совершенно определенная цель и выглядела на бумаге она совершенно определенным образом. Актеры прекрасно ее отработали, в процессе съемок не возникло никаких трудностей, и я мог бы запросто ее склеить, следуя изначально продуманному плану. Именно так я, собственно, и поступил.

Во время первой попытки я старался максимально следовать сценарию, однако смонтированная сцена, хотя в определенных аспектах была вполне рабочей, не передавала той атмосферы, к которой я стремился изначально. Было очевидно, она не раскрывала свой потенциал, поэтому я не двинулся дальше, а решил подойти к процессу творчески.




Итак, я очень внимательно присмотрелся к материалу. Я рассматривал каждый кадр, работал с дублями, которые отличались от оригинальной задумки.

Я пытался найти самое интересное и подходящее.

В ход пошли различные материалы, в том числе крупные планы, измененные диалоги и импровизации актеров. Я даже отложил несколько естественных кадров, снятых между дублями, пока камера еще работала.

В конце концов в моем распоряжении было множество кусочков головоломки, и каждый был чем-то хорош, однако не подходил по сценарию — это было как раз то, что я искал. Оставалось лишь только склеить отрывки и посмотреть, что из этого выйдет.




Процесс создания альтернативной версии подразумевает использование кадров с реакцией актеров вместе с материалом из других дублей, нагнетание напряжения при помощи пауз, которых не было изначально, и даже переработку диалогов, в результате которой меняется порядок фраз.

Результат, который я получил, во много раз превзошел первоначальный вариант сцены. Несмотря на то, что альтернативная версия не соответствовала сценарию, она стала гораздо ближе фильму по духу.

Этот подход не только подарил мне не хорошую сцену, но еще и укрепил мнение, к которому я шел в течение долгих лет: «Не нужно мешать материалу проявлять собственный голос».



На этом все. Когда вы будете заниматься монтажом в следующий раз, попробуйте не заглядывать в сценарий и создать собственную версию истории. Отбросьте все свои предубеждения о том, как должна выглядеть сцена, дайте шанс самым интересным отрывкам — вы не пожалеете.
 
 
Ноам Кролл — лауреат множества кинопремий, основатель продакшн-студии Creative Rebellion. Его работы показывают на международных кинофестивалях и на телевидении.
 
 

Источник: noamkroll.com


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 5512
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 3875
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3582
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 3078
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 2614
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 2267
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее