Слова

«Шокировать зрителя было одной из наших целей»

Композитор Клифф Мартинес о создании музыки к «Больнице Никербокер», сочетании исторического кино и электроники и запасах кофе, необходимых при работе над сериалом

  • 5 ноября 2014
  • 596
Павел Орлов

Пару недель назад завершился 1-ый сезон «Больницы Никербокер», и мы все еще пребываем под впечатлением от саундтрека сериала. Если вы тоже, то не пропустите любопытное интервью c композитором Клиффом Мартинесом.

Клифф Мартинес, композитор
Клифф Мартинес, композитор

— Как возникла идея создания столь необычного сочетания: исторического сериала и электронного музыкального решения?

— Идея принадлежит не мне. Она возникла на этапе чернового монтажа нескольких эпизодов, где в качестве сопровождения попробовали поставить мою музыку из «Драйва», «Заражения», «Отвязных каникул» и «Только Бог простит». До тех пор пока я не посмотрел в таком виде эти эпизоды, мы даже не общались со Стивеном (Содербергом, режиссером – прим. tvkinoradio.ru), и поначалу подобное сочетание мне казалось излишне смелым, если не сказать неудачным. Кто его предложил – не знаю, может кто-то из продюсеров, может сам Стивен, может он перед этим насмотрелся «Огненных колесниц» (британская спортивная драма 1981 года, известная нью-эйдж саундтреком Вангелиса – прим. tvkinoradio.ru). Тем не менее, несмотря на все сомнения, сейчас мне кажется, что эта музыка идеально дополняет действие. И я думаю, если бы мы решили делать стилизацию под музыку того времени, а наиболее прогрессивным в те годы был регтайм, у нас бы ничего не получилось.
 
— Мне кажется, при мысли о том времени на уровне подсознания всплывает Скотт Джоплин (афроамериканский композитор рубежа XIX-XX веков, крупнейший автор регтаймов – прим. tvkinoradio.ru).

— Наверное. Я думал о звуке инструментов того периода, представлял себе звучание каллиопа (паровой орган с пароходными и локомотивными гудками – прим. tvkinoradio.ru). Пытаясь воспроизвести их ретро-звук, я использовал синтезатор и хрустальный орган Баше. Но в то же время я не особенно усердствовал в соответствии эпохе.

Если говорить о фоновом звуке, то со Стивеном я уже сделал два фильма о прошлом. Один из них — это «Царь горы», действие которого разворачивается в 1933 году, когда уже была развита возможность записи и воспроизведения музыки. Но в 1900 году не думаю, что в обиходе были записывающие устройства, поэтому звуковое пространство фильма нельзя было заполнить, к примеру, звучащим на фоне радио. В одном из эпизодов у нас кто-то играет на пианино в борделе. То ли в девятой, то ли в десятой серии звучит пение. В остальном же – электронная музыка в духе Kraftwerk.


 

— В чем разница в написании музыки для сериала по сравнению с полнометражным кино?

— Самая большая разница для меня оказалась в скорости, с которой пришлось работать. У меня были определенные сроки, и чтобы в них уложиться, пришлось запастись изрядным количеством кофе. С другой стороны, как заметил мой агент, поскольку это десятичасовой фильм, большинство тем повторяются, и в итоге писать понадобилось не так много, как я ожидал. Часть материала я использовал повторно. Например, для создания новой темы заимствовал звуки, аккордовые последовательности, мелодии из других, и добивался того, чтобы в измененном виде они подходили разным эпизодам. До этого мне не доводилось перерабатывать собственную музыку в таком количестве, ну это тоже оказался полезный опыт. Центральный персонаж фильма – герой Клайва Оуэна доктор Текери, однако помимо его сюжетной линии много побочных, больше чем в обычном игровом кино. И каждую из них нужно было по-своему аранжировать.

Мы живем в эпоху, когда телевидение производит такие сериалы, как «Родина», «Во все тяжкие», «Клан Сопрано», «Клиент всегда мертв» и «Карточный домик». Современное телевидение обладает действительно большой художественной силой. Работать с сознанием того, что существует множество других замечательных телепроектов, для меня было волнительно. Я понимал, что не могу ударить в грязь лицом и что должен относиться к работе над 10-часовым фильмом с теми же трепетом и вниманием, что и к 2-часовому кино.
 
— Один момент, который меня смутил еще при просмотре пилота – отсутствие музыки в сценах в операционной. Были ли у вас какие-то дискуссии о том, нужна ли там аранжировка или нет?

— На самом деле именно эти сцены были первыми, за которые я взялся. На этапе чернового монтажа Стивен отметил, где бы он хотел, чтобы звучала музыка. Обычно он видит очень скупые возможности для ее использования. Но затем подключаюсь я, и предполагаемое 15-минутное сопровождение разрастается до 40-минутного. Когда началась работа над первыми эпизодами, музыки предполагалось очень мало, но я был убежден, что она нужна в сценах операций. Я предложил одну из тем – она не подошла, пришлось использовать ее в других эпизодах. До сих пор я уверен, что музыкальное сопровождение в этих сценах нужно, но, так или иначе, они остаются эффектными и без него. Кажется, один из первых отрывков, что я написал, задумывался для сцены операции, открывающей сериал. В итоге 4-минутный трек там не подошел, но оказался необходим во многих других эпизодах, например, когда мы только знакомимся с Текери, и он делает себе укол кокаина в экипаже по пути на работу.
 
— В этой сцене именно музыка во многом позволяет прочувствовать то, что чувствует Текери.

— Я старался с помощью музыки как бы проникнуть внутрь героя. Но сам я кокаин не употреблял — только кофе. 




Еще эта композиция стоит первой в издании саундтрека. Кстати, было ли трудно собрать всю написанную для сериала музыку в один альбом?

— Да. Если для полнометражного кино у меня обычно получается 40-50-минутная запись, то для «Больницы Никербокер» было создано около 3 часов музыки. Так что для альбома пришлось выкинуть довольно много, но, насколько я знаю, планируется издание двухчастной пластинки с 80-минутным вариантом саундтрека, специально для особо фанатичных меломанов.
 
— Возвращаясь к сценам в операционной – вас не смущала их радикальность?

— Ну, только на протяжении первых пятисот просмотров (смеется). Я пересматривал эти эпизоды так много раз, что запомнил каждый кадр. Помню, я показывал подруге эпизод первой операции в сопровождении музыки – я был так горд своей работой, а она, спустя 5 секунд после того, как на экране появились хирургические приборы, сказала: «Выключи это» (смеется). И так повторялось со многими другими, кому я показывал эту сцену – люди просто отказывались смотреть. Меня, на самом деле, это не очень волнует. Я знаю, что шокировать зрителя было одной из целей нашего шоу.
 
— Какие у вас проекты в дальнейшем?

— Я не был приглашен во второй сезон «Больницы Никербокер», так что там, наверное, будет другой саундтрек. Сейчас я работаю над музыкой к видеоигре под названием Redacted. Раньше мне ни разу не удавалось довести до конца саундтреки видеоигр – то компания обанкротится, то меня уволят и заменят на Брайана Ино. Еще я делаю музыку к рекламе автомобилей Lincoln, которую снимает Николас Виндинг Рефн с участием Мэттью МакКонахи. Ну и еще я пишу рингтоны. Так что я полностью продался, да.
 
Источник: Films on Wax

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Скрытый смысл в монтажной фразе

Диалоги, акценты на деталях, метафоры, ассоциации, ритм и рефрен — разбираемся, как с помощью монтажа в кино выражают скрытые смыслы 

  • 26 ноября
  • 3417
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3320
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2810
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2332
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2235
Практика

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Несколько полезных советов от художника по костюмам Ирины Жигмунд о пластических свойствах материала и нестандартном мышлении

  • 26 ноября
  • 1925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее