
«Все, что мы делаем, мы делаем вопреки сложившимся обстоятельствам»
Анонимные инвесторы, международные фестивали и будни творческой команды: о трудностях и успехах первого благотворительного медиабренда «Летающие звери» из первых рук
- 7 марта 2017
- 1282
- Александра Гагарина


За прошедшее время нам удалось заработать более 14 миллионов рублей и помочь 49 детям.
— Как появилась идея благотворительного проекта?
Марина Бейлина: Он родился в 2008 году в Петербурге в Городской Больнице №31. Это было первое анимационное занятие с детьми, находящимися на лечении в детском онкологическом отделении. Вместе с ними мы придумали историю о зверях, которые больше всего на свете мечтали о крыльях, чтобы научиться летать.

После этого занятия прошло несколько лет, но придуманные тогда летающие звери продолжили свою жизнь на значках и магнитах, с помощью которых благотворительный фонд AdVita пытался заработать средства на лечение.

Наша студия продолжает жить и развиваться благодаря всего одному человеку. Его настоящее имя никто не знает, а его псевдоним — Капитан Немо. Думаю, что он не открывает своего имени, потому что ему не нужны аплодисменты, но именно Капитан Немо в 2011 году поверил, что мы сможем сделать первый в мире благотворительный детский анимационный сериал, который реально будет приносить необходимые фонду деньги через продажу лицензии на название и образы персонажей. Так началась новая, уже коммерческая, история «Летающих зверей».
«Со всех сторон нам говорили, что ни студию собрать, ни сериал сделать у нас не выйдет. В итоге мы создали студию и сделали сериал».
— С какими трудностями пришлось столкнуться во время работы над проектом?
Михаил Сафронов: Все, что мы делаем, мы делаем вопреки сложившимся трудным обстоятельствам. Так было в самом начале проекта, когда со всех сторон нам говорили, что ни студию собрать, ни сериал сделать у нас не выйдет. В итоге мы создали студию и сделали сериал. Года три-четыре назад в ответ на отказ Минкульта помочь нам мы запустили второй сериал «Малыши и Летающие звери». Этот сериал стал еще популярнее, чем первый. Сейчас, вопреки кризису во всех отраслях бизнеса, мы запускаем несколько новых сериалов и готовимся к запуску полнометражного фильма.

— Как появилась анимационная студия, которая рисует мультсериал?
Марина Бейлина: Анимационная студия «ДА», с который мы работаем — также благотворительный проект, который существует с 2008 года. Она более 7 лет работает с детьми-инвалидами, детьми с онкологическими заболеваниями, а также подопечными интернатов и кризисных детских центров. Студия практикует авторский метод «Мульт-терапия», направленный на реабилитацию и творческую социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Придумывая сценарии, рисуя персонажей, анимируя, записывая звук, дети включаются в творческий процесс, который играет важную роль в оказании психологической поддержки ребенку, на долю которого выпали непростые испытания.
За годы работы студия создала более 250 мультфильмов, многие из которых были отмечены на международных и российских фестивалях анимации и медиа. Студия проводит более 400 занятий в год и около 120 ребят получают возможность учиться и общаться, избегая изоляции.

— Кто и как пишет сценарии, рисует материал, озвучивает его? Как создается новая серия: цепочка создания — от задумки до готового мультфильма?
Михаил Сафронов: Все зависит от технологии производства — какие-то процессы добавляются или исчезают, но я попробую рассказать о создании в общем. Все начинается с определения творческой группы (как минимум, там должны быть художник, режиссер-постановщик и сценарист), которая будет делать это кино. Затем идет заявка (обычно ее создает режиссер), которая должна содержать художественные и технические характеристики будущего проекта, а также визуальные материалы и первые эскизы. Идея будущего мультфильма должна всех пленить: и художников, и продюсеров (раз речь идет о коммерческом проекте), и будущего зрителя.

Помимо этого заявка должна отражать технические характеристики и особенности серии: какие технологии планируется использовать, какой будет хронометраж и т.д. Все это должно быть настоящей бомбой, чтобы люди сразу же захотели делать кино. А это довольно сложно.
После заявки составляют развернутый синопсис или «поэпизодник» будущего сценария. Затем идет сценарий, который проходит через множество правок и доработок. Художник параллельно занимается общей концепцией. Конечно, это не сразу финальный вариант — общая картина создается поэтапно. Потом режиссер и художник делают раскадровку по сценарию. Мой учитель, Константин Эдуардович Бронзит, однажды побывал на студии Dreamworks и там видел плакат с надписью: «Мы пишем сценарий, делаем раскадровку, делаем аниматик и снова переписываем сценарий». То есть каждый последующий этап — это проверка предыдущего.

Анимационные фильмы очень дорогие в производстве, поэтому никто не хочет отправлять какую-то часть материалов в корзину. Это просто выброшенные на ветер время, деньги и кропотливый труд.
За раскадровкой следует аниматик — по сути, монтажный эскиз будущего фильма. Его отличает от настоящего фильма лишь внешний вид, но по хронометражу и картинкам — это уже утвержденный незыблемый план, конечная точка препродакшена.

Важно, что в анимационном кино сначала пишут звук и актеров, а потом уже подгоняют под них артикуляцию персонажей. Иногда бывает, что сначала есть черновой вариант озвучки. Ее записывает, например, режиссер, чтобы удостоверится, что все фразы четко выверены, и потом уже приглашает актеров.
Процесс продакшена начинается с создания layout: художники должны нарисовать финальные версии персонажей и фоны с учетом всех тонкостей и требований. После этого так называемый лаутист расставляет в каждой сцене несколько компоновок действий каждого персонажа. Например, первая компоновка — герой сидит на стуле, вторая — встает проходит по комнате, третья — открывает дверь и выходит. Потом аниматоры берут сцены, аниматики и компоновки и делают непосредственно анимацию.

В какой-то момент к производству подключают композитора, но это в каждом проекте происходит по-разному. Мы стараемся привлекать его еще в самом начале проекта, но кто-то, наоборот, любит оставить музыкальное оформление «на десерт». Один из отличительных моментов сериала «Летающие звери» — у нас в конце каждой серии идет песня, что создает определенные сложности с песенниками и согласованием, но зато так интереснее.
Далее отрисованный материал согласовывают между ведущим аниматором и режиссером, за этим следует череда уточнений и правок. Когда все принято, ведущий аниматор делает финальный монтаж и чистовой вариант фильма, который уже отправляют на «ошумление». Звукорежиссер, который записывал актеров и музыку с композитором, вставляет дополнительные шумы в мультфильм. Последний этап продакшена — сведение звука. Все соединяется с изображением и получается полноценный готовый мультипликационный фильм.
— В чем состоит работа художника в этом проекте?

Следующий этап — разработка концепций локаций, если речь не идет о совершенно новом мультфильме. Если проект новый, то сначала создаются эскизы персонажей, согласуются, дорабатываются и утверждаются. Далее идет их «крутка», покраска, артикуляция, эмоции — то есть весь спектр создания живого героя.

Затем — среда и мир героя. Начинается все с грубых настроенческих эскизов, которые постепенно детализируются и доводятся до совершенства. В проекте участвует много художников и все стараются, чтобы «разную руку» не было видно зрителю, чтобы все было в едином ключе, единой стилистике. Очень важно правильно вписать персонажа в окружающую среду, которая не перетягивает на себя взгляд зрителя.
При производстве единого материала сначала отрисовываются предметы, с которыми герой будет взаимодействовать: книги, мячи, мороженое, которое он будет есть, и так далее. После мелочевки отдельно по каждой сцене отрисовываются полноразмерные фоны. При финальной сборке иногда что-то меняется и перерисовывается, накладываются спецэффекты: например, салют в ночном небе.
— Какими программами вы пользуетесь?
Михаил Сафронов: Мы создаем своих персонажей в перекладке с сетапом (когда все части нужно объединить в одном персонаже, чтобы он правильно двигался). Юрий Норштейн тоже делает в перекладке, но сетапа там нет, так как у него все «живое», на станке. Мы же используем компьютерную перекладку и создаем все в программе Animation Studio. Там надо просто «навешать» кости и правильно их соединить между собой, чтобы получился скелет персонажа. Этим в нашей студии занимается отдельный специалист. Мы пробовали разные программы и выбрали эту, потому что нам так удобнее. Я считаю, что технология анимационного производства должна, прежде всего, быть удобной. Пусть каждый работает в той программе, в которой ему комфортно.
— Сколько примерно времени занимает этот процесс?
— Сложно сказать, все зависит от продолжительности фильма. На мультфильм хронометражем 6 минут уходит около полугода от самого первого этапа до последнего. У нас мультсериал, это немного другая история. После заявки следует написание «библии» — руководства по данному проекту, так как над проектом работает сразу несколько режиссеров, художников, сценаристов и т. д. Это необходимо для идейной целостности: для всех нужно свое руководство.

— Какие каналы задействованы в распространении сериала и его популяризации?
Марина Бейлина: YouTube, ТВ (15 каналов), социальные сети (группы ВК, FB, Instagram), СМИ, а также различные мероприятия.

— Есть ли какие-то новые проекты, которые планируется запустить, возможно специальные?
Марина Бейлина: Прежде всего, сериал для девочек «Куколки»: нас часто спрашивают, почему «Машинки» для мальчиков есть, а мультфильмов для девочек — нет. Недавно мы начали сериал «Петя Волк» и надеемся продолжить его выпуск. Мы также записываем клипы с российскими звездами шоу-бизнеса. В проекте уже участвовали Чулпан Хаматова, Андрей Макаревич, Елизавета Боярская, Данила Козловский, Вячеслав Бутусов, Сергей Маковецкий. На данный момент в работе еще два клипа.
Комментарии