tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

«Наша общая беда — мы снимаем о том, что уже видели в кино»

Алексей Попогребский перечисляет штампы начинающих режиссеров, советует, как от них избавиться, и объясняет, почему полезно снимать документальное кино

В МШК прошел день документального кино — закрытый показ студентов второго курса и выпускников школы. Работы на суд преподавателей и студентов с других факультетов представил куратор режиссерских курсов Алексей Попогребский.

Алексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор Вытольский

— Зачем студентам вашего курса снимать документальное кино?

— Хотя у нас школа игрового кино, мы считаем, что студентам полезно прочистить и открыть глаза, помочь найти точки соприкосновения с реальностью еще в начале обучения. Поэтому первый семестр посвящен документальному кино. Раз в неделю студенты снимают короткий этюд на заданную тему, и к концу семестра у них накапливается порядка семи-десяти этюдных документальных работ. Кроме того, они должны найти героя или группу героев, которых они бы снимали в течение первого-второго семестров, и к концу первого года обучения, параллельно с игровыми дисциплинами, выпустить документальную курсовую. Это уже проект большего формата, в котором они учатся работать с историей, где мы узнаем предысторию героев и текущие обстоятельства, где есть драматургическая арка — начало, середина и конец. 

Алексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор Вытольский

— У вас есть какие-то особенные правила или ограничения?

— У нас есть ряд запретов, на которые нас вдохновила «Школа Марины Разбежкиной». Эти ограничения дико полезны, потому что они отcекают вещи, которые не стоит использовать в игровом кино. Закадровые монологи, объяснялово, интервью на камеру по заданной теме — мы в игровом кино это редко используем, поэтому давайте тренироваться ровно теми методами, которые нам потом действительно пригодятся: наши студенты берут в руки камеры, идут искать героев, погружаются в реальность, соприкасаются с какими-то аспектами жизни, которыми они еще не знакомы, чтобы они это открывали и передавали нам чувство своего открытия. 

Мы начинаем учебу с этих запретов, и по мере того, как у ребят вырабатывается глаз и хватка, ослабляем «поводок». Эти запреты всем известны, их можно найти в интернете. Например, запрет на синхрон, когда подкладываешь прямую речь персонажа под другие кадры. Запрет на штатив — если снимать игровое кино ручной камерой, это помогает выработать чуйку. Когда ты находишься на своих ногах и держишь камеру в руках, то можешь моментально кадрироваться и снимать монтажно то, что штатив просто не позволит. 

На Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор ВытольскийНа Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор Вытольский

Мы придерживаемся запрета на закадровую музыку достаточно долго, потому что многие думают, что музыкой можно все исправить. Запрет на трансфокатор в кадре — это такой технический момент. Хочешь прозуммироваться — попробуй подойти ногами. Эти запреты не абсолюты, мы не исключаем, что студент может убедительно обосновать закадровую музыку на протяжении всего фильма, но пока таких прецедентов не было. 

— Можно сказать, что Марина Разбежкина задала тренд в современном документальном кино?

— Безусловно, оттуда выходят очень яркие режиссеры, которые потом снимают не только документальное, но и игровое кино. Вообще, процент удач в этой школе очень высокий, и у Марины Разбежкиной можно многому поучиться. Поэтому традиционно каждый наш документальный семестр начинается с мастер-класса Марины. Ее методика очень интересная и полезная для нас как режиссеров игрового кино.

Алексей Попогребский / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Попогребский / Фото: Виктор Вытольский

— Какие темы для документальных работ чаще всего выбирают студенты?

– Темы самые разные. У нас на показе было восемь картин в разных жанрах: от драмы до чуть ли не триллера, комедии и фарса. Стилистика у фильмов разная, но ограничения едины. Вы не увидите у нас «говорящую голову» или нарезку из красивых кадров, где за кадром кто-то что-то умное повествует. Это ровно то, с чем не работает игровое кино, за редким исключением. 

Но, как и в игровом кино, в документальном есть свои штампы, от которых мы пытаемся избавить студентов. Очень часто они хотят снять фильм про людей с ограниченными возможностями. Много работ о путешественниках. Другая крайность — люди, которые не знают, что им делать в жизни, про это очень сложно снимать фильм, ибо в нем сложно за чем-то следить. То же самое мы видим и в игровом кино. Еще одна крайность: многие думают, что документальное кино — это история про помойку, маргиналов и мрак. Такие предложения тоже нередки, потому что новичкам кажется, что это выпуклая фактура, за которую легко схватиться. 

Алексей Попогребский / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Попогребский / Фото: Виктор Вытольский

На наших защитах мы пытаемся вместе с преподавателями и студентами найти то, что двигало бы самого автора, то, с чем он сможет прожить полгода-год съемок и постпродакшена. Найти то, что нас заведет. Это может быть обыденная, привычная вещь, которая заставит нас подключиться к ней по-новому. Например, на дне документального кино мы показали фильм о слепой певице. Когда смотришь его, то уже на пятой минуте забываешь, что она слепая: это фильм про путь, про борьбу человека. Человека уникального, но не инвалида.

Наша общая беда, не только студенческих, но и российских фильмов в целом, — мы снимаем о том, что уже видели в кино. Какая-то цепочка, дурная бесконечность одних и тех же персонажей, ситуаций, ощущение глянцевого фейка. И чтобы ее разрушить, не нужно быть Триером. Это касается и мейнстрима. Есть фильмы, где ты начинаешь верить в реальность, ты видишь в героях живых людей, которых можно встретить на улице. Даже если это инопланетяне, ты им доверяешь. 

Алексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор Вытольский

— То есть вы нашли ключ к игровому кино через документальное?

— Я бы так не сказал, но мы ищем ключ к тому, чтобы помочь ребятам наработать глаз и чуйку. В каждой работе мы обсуждаем монтажность, крупности, звук, диалог, игру актеров, хотя речь идет о достоверных людях. Все это пригодится потом для игрового кино. Если посмотреть документальные работы наших выпускников и сравнить их с дипломными игровыми, то может показаться, что это абсолютно разные картины. Но в них прослеживается преемственность в ощущении достоверности, 100% человеческой правды. Те, у кого хорошо получились документальные курсовые, отлично справляются и с дипломными игровыми. И я очень надеюсь, что у этих фильмов будет хорошая фестивальная судьба.

Алексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор Вытольский

— Вы даете ребятам снимать документальные работы, потому что это проще с точки зрения организации процесса и поиска съемочной группы?

— Нет, это сложнее, и, более того, очень многие сталкиваются с серьезными внутренними и внешними препятствиями. Нужно чуть ли не с болью отдирать от себя огромное количество наросших штампов и шаблонов восприятия. Мы даем эти задания, потому что жизненно необходимо, чтобы система хорошо работала. А для этого ее нужно сначала прочистить от накипи и налета. Многим в первом семестре гораздо легче взять оператора и актеров и снять игровой этюд, чем пробить документальный блок.

Алексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Попогребский на Дне документального кино в МШК / Фото: Виктор Вытольский

— Можете привести пример заданий, которые вы даете ребятам?

— Вначале я прошу снять однокадровую историю, потом уже монтажную,  и затем по усложнению — один день, несколько дней, один герой, несколько героев. На этом они набивают руку и учатся строить драматургию. Например, самое первое задание называется «Каждый день», когда нужно снять что-то, что происходит каждый день одним кадром. Но даже такое простое задание оказывается сложным.

Алексей Попогребский / Фото: Виктор Вытольский​

— Какое место в вашей жизни занимает документальное кино?

— Я люблю его смотреть, и большинство моих любимых режиссеров игрового кино — состоявшиеся режиссеры-документалисты. Вернер Херцог, Мартин Скорсезе, список можно продолжать. У каждого видного режиссера, за редким исключением, есть какой-то интересный документальный фильм. Вот у меня такого фильма пока нет, может быть когда-нибудь возникнет. Я мечтаю снять полнометражный документальный фильм, если меня уколет, подцепит, или увлечет какая-то тема.
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее