Слова

«Я снимала дуэль между отцом и дочерью»

В российский прокат недавно вышел фестивальный хит «Тони Эрдманн» режиссера Марен Аде. Мы решили, что это хороший повод расспросить ее о предпосылках создания фильма и его персонажей, монтаже и хронометраже картины, а также других, уже продюсерских, проектах


«Тони Эрдманн» — один из тех фильмов, которые за простой формой скрывают глубокое содержание. Вот почему в прошлом году в Каннах многих удивило, что картина осталась без наград (не считая премии ФИПРЕССИ). История об отце (Петер Симонишек), который, пытаясь наладить отношения с вечно занятой дочерью (Сандра Хюллер), перевоплощается в некоего странного персонажа по имени Тони Эрдманн, покорила всех. И то, что лента взяла реванш в декабре, получив пять премий Европейской киноакадемии, включая номинацию «Лучший фильм года», не может не радовать. Нам довелось пообщаться с режиссером Марен Аде, которая рассказала о работе над картиной.

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

— Представляя фильм, вы сказали, что мучительно завершали его. Почему после окончания съемок до премьеры прошло два года?
 
— У меня было около ста часов отснятого материала. Чтобы все это отмонтировать ушел год. Кроме того, у меня родился ребенок, и пришлось взять небольшой тайм-аут в работе.   

— Но, не смотря на монтаж, фильм все же получился длинный — почти три часа.

— Иначе и быть не могло. Я с самого начала понимала, что буду делать длинный фильм. Да, его можно было бы сократить минут на десять, но не больше. Это вопрос ритма. Знаете, иногда и короткометражные картины кажутся невыносимо долгими.  

Марен Аде, режиссерМарен Аде, режиссер​

— Как родилась идея снять «Тони Эрдманна»?

— Меня всегда интересовал вопрос взаимоотношений в семье: простые и понятные роли, которые играет каждый, повторяющиеся ритуалы. С другой стороны, люди понимают и чувствуют, что они не похожи на других, что они могут быть разными, но почему-то боятся или не умеют этого показать. И когда я это поняла, мне пришла в голову идея снять своего рода дуэль между отцом и дочерью, в ходе которой они лучше узнают друг друга.  

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

— Вы из тех, кто считает, что личный опыт можно использовать в работе? Взаимоотношения с вашим отцом имеют какое-нибудь отношение к фильму? 
 
— Вероятно. Мой папа тоже очень игривый человек с отменным чувством юмора. И да, он тоже иногда ради смеха носил вставные зубы, которые я «украла» для своего персонажа. Отличие лишь в том, что мы с отцом всегда были очень близки.  

— Интересно, что вы ведете повествование очень свободно, не загоняя себя в какие-то рамки. Или это лишь иллюзия? От сценария сильно отклонились во время съемок?   

— Правда в том, что если вы сейчас прочитаете сценарий, поймете, что он очень близок к тому, что получилось в итоге. А свобода, о которой вы говорите, получилась благодаря эмоциональности актеров. Я люблю импровизации на площадке и давала им возможность быть свободными, не отклоняясь при этом от неких основ. Такое сочетание порой дает прекрасный результат.

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

— Что вдохновило вас на создание персонажа, сыгранного актрисой Сандрой Хюллер? Получился эдакий притягательный монстр.  

— Я очень долго изучала тип женщин, погруженных с головой в работу. И мне было не так важно, чем именно они занимаются. А потом я поняла, что идеальная сфера — консультант. Потому что консультанты постоянно играют роль, теряя свою сущность и личную жизнь. И это прекрасно сочетается с тем, что отец играет роль, прикидываясь Тони Эрдманном.  

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

— Поговорим о «голой вечеринке»?  

— Для меня это очень важный момент. Он открывает что-то человеческое в этой женщине и одновременно ломает табу, вызывает смущение.  Без этого никак… 

Марен Аде, режиссер​Марен Аде, режиссер​

— Коль скоро вы заговорили о табу, позвольте спросить, откуда такой интерес к творчеству португальского режиссера Мигеля Гомеша, чьи фильмы, включая «Табу», вы поддержали в качестве продюсера?  

—  Я познакомилась с ним в 2009 году, на одном из фестивалей, где была представлена ретроспектива его работ. И мне сразу захотелось с ним сотрудничать. Мне нравится, что он абсолютно свободен. Люблю людей, которые чувствуют себя свободными в профессии, меня это вдохновляет.  Но как продюсер я работаю не только с Мигелем. У меня есть проекты, реализованные в Германии, Швейцарии и Чили (в нынешнем году в конкурсе Берлинского кинофестиваля был представлен фильм чилийца Себастьяна Лелио «Фантастическая женщина», сопродюсером которого выступила Марен Аде — прим.ред).

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 9261
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4985
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4144
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2997
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее