Техника

FiLMiC Pro log: скрытые возможности мобильной съемки

Измененная при помощи FiLMiC Pro log цветовая гамма камеры iPhone демонстрирует невероятные результаты развития мобильной фото- и видеосъемки. Здесь мы приведем примеры использования программы, а также видео, демонстрирующее ее в деле

  • 22 февраля
  • 5927

В обзоре представлена Filmic Pro v5.5.1, но в скором времени ожидается выход шестой версии программы. 

Прежде всего прошу вас отнестись к этой идее серьезно. Для начала взгляните на это видео, снятое на iPhone SE при помощи бета-версии Filmic Pro v6 с профилем flat. Для сравнения в ролике также представлены как оригинальные кадры, так и кадры после цветокоррекции. 
 

Хорошо ли справились разработчики со своей задачей? Сложно сказать, так как многое зависит от объекта съемки, а также вашей готовности столкнуться с традиционными проблемами 8-битной гаммы. Тем не менее программа действительно помогает в переработке исходной цветопередачи. Следующая версия Filmic Pro получит новый интерфейс и настройки, но мы не будем вдаваться в подробности, так как проект все еще находится на стадии разработки и многие вещи могут измениться. 
 

Что такое кодировка цветовой гаммы?




Давайте разберемся в терминах.

Цифровая кодировка фото- или видеоизображения подразумевает назначение числовых обозначений («ступеней») поступающей с камеры цветовой информации в пределах двух крайних значений освещенности (100% черный или 100% белый цвет). Обычно поступающая информация гораздо богаче финального результата. Число ступеней ограничено глубиной цвета файла, обозначенной битами. 

8-бит — стандартная глубина цвета для смартфонов, любительской съемочной аппаратуры, а также для некоторых профессиональных камер. Максимальное количество ступеней для этих устройств ограничено 256 единицами. 0 при этом обозначает полностью черный, а 255 — полностью белый. Кодировка видео зачастую устанавливает черный цвет на значение 16, а белый — на 235. 

Кривая кодировки цветовой гаммы определяет положение заданных «ступеней». Линейное кодирование цветовой гаммы располагает значения равномерно на всем диапазоне освещенности. В зависимости от экспозиции и динамического диапазона сенсора белый цвет (255) оказывается значением, при котором светочувствительные элементы насыщаются, а яркие участки кадра засвечиваются, в то время как черный цвет (0) будет закодирован при помощи минимального объема информации. Разница между двумя критическими значениями и есть доступный пользователю динамический диапазон. Несмотря на то, что все светочувствительные элементы линейно откликаются на воздействие света, при кодировке вы не получите идеально линейного результата. Тем не менее кодировка цветовой гаммы Rec709 гораздо ближе к нему, чем log-кодировка.

Главная причина, по которой стоит выбирать log-кодировку или профиль flat — это возможность самостоятельно переназначать нижние «ступени» и увеличивать их количество, тем самым придавая теням и полутонам глубину, при этом сокращая количество верхних «ступеней» («сжатие ярких участков»). Все потому, что человеческий глаз воспринимает свет нелинейно и видит больше нюансов и оттенков черного, нежели ярких цветов.
 

Зачем это нужно?




У нелинейного подхода есть два несомненных плюса. 

Во-первых, благодаря ему увеличивается количество оттенков изображения (чаще всего у теней и полутонов) за счет уменьшения количества незаметных глазу оттенков ярких цветов. Однако здесь большую роль играет объект съемки, естественная экспозиция, а также композиция.

Во-вторых, нелинейная кодировка цветовой гаммы позволяет расширить динамический спектр в рамках заданных значений.

Оба фактора дают вам гораздо больше информации там, где это необходимо, во время цветокоррекции.

Съемка на смартфоне при помощи log-кодировкиСъемка на смартфоне при помощи log-кодировки

Результаты работы программы во время цветокоррекции впечатляют, но есть несколько вещей, которые меня беспокоят.

Эти мысли уже не новы: они касаются как восьмибитных камер смартфонов, так и восьмибитных зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов, а также камкордеров среднего сегмента вне зависимости от размера сенсора. 

Производителям камер пора становиться на следующую ступень и оснащать устройства как минимум десятибитными модулями цветопередачи, начиная уже со смартфонов. Время пришло, и Panasonic заслуживает аплодисментов за то, что они внедрили новые технологии в камеру GH5
 

Сопутствующие технические и творческие ограничения




Съемка на смартфон в режиме flat с log-кодировкой демонстрирует сразу же все недостатки, связанные с классом устройства и его восьмибитной камерой, и это помимо ограничений самого смартфона. Также вам нужно отлично разбираться в цветокоррекции на постпродакшне. В общем, это не самое легкое занятие для новичков. 

Если вы привыкли снимать в данном режиме на беззеркальную или зеркальную камеру и наловчились работать с экспозицией при небольшой глубине цвета, то в этом случае вы сможете вдоволь наиграться с персональными настройками Filmic Pro.

Будьте готовы, что вам потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к программе и протестировать все возможные ситуации с освещением. 
 

Filmic Pro v6 в действии

 
Тени и полутона




Первое, что вы заметите во время цветокоррекции, — это количество цветов и оттенков теней и полутонов, которые способен запечатлеть ваш телефон, вдобавок к расширенному динамическому диапазону.

Можно вновь открыть для себя съемку в помещении, сцены с низким и средним контрастом, а также заметить значительное улучшение качества цветокоррекции в кадрах с высокой контрастностью. Все зависит от условий съемки: иногда приходится сталкиваться с точной настройкой параметров ввиду сложных условий, экспозиции, а также положения крайних позиций освещения на гистограмме, например, яркого неба. 

В зависимости от выбранных вами настроек ISO и выдержки затвора в темных участках иногда можно заметить шумы, однако в большинстве случаев они исчезают в процессе основной цветокоррекции, если только вы не снимали в плохо освещенном месте, выбрав слишком высокий ISO. 

Яркие оттенки и засветы

В большинстве случаев вы не заметите разницы между сжатыми размерами ярких оттенков и их исходных вариантов, пожалуй, за исключением тех случаев, когда уровень контрастности и экспозиции завышены. В этих случаях очень важно использовать гистограмму.

Снято с использованием стандартной гаммы

В стандартном режиме цветовой гаммы мы обычно ожидаем увидеть небогатую цветовую схему изображения. Мы часто сталкиваемся с этой проблемой при съемке попавшего в кадр солнца: при различных уровнях экспозиции мы получаем плохо прорисованные детали в тени (объект съемки при этом больше похож на силуэт), или же наоборот — белое пятно вместо небосвода. Этот снимок сделан в режиме естественной цветовой схемы — именно таких изображений стоит избегать, если вы снимаете на смартфон.

Снято с применением профиля flat (без коррекции)Снято с применением профиля flat (без коррекции)

Снимок выше сделан в режиме flat, его не редактировали. Разница в отображении солнца и неба заметна невооруженным глазом. 

Снято с применением профиля log (без коррекции)Снято с применением профиля log (без коррекции)

Это изображение снято в режиме log-кодировки, который отличается от остальных большим изгибом кривой расчетов. Здесь сохранился улучшенный диапазон на участке неба. Также он увеличился в тени. Такой формат отображения цветовой гаммы не совсем подходит для восьмибитных устройств, чего нельзя сказать о режиме flat — после редактирования изображение вышло великолепным. 

Снято с применением профиля flat (после цветокоррекции)Снято с применением профиля flat (после цветокоррекции)

Вот еще несколько снимков:
Filmic Pro с использованием стандартной гаммы

Filmic Pro с использованием стандартной гаммы

Filmic Pro с профилем flat

Filmic Pro с профилем flat

Filmic Pro с профилем log

Filmic Pro с профилем log

Filmic Pro с профилем flat после цветокоррекции

Filmic Pro с профилем flat после цветокоррекции

Ограничения сенсора камеры смартфона


Пока что не существует софта или программ, которые могли бы значительно расширить динамический диапазон камеры мобильного устройства, однако Filmic Pro справляется с задачей намного успешнее, чем можно было себе представить. К сожалению, существуют два аппаратных ограничения, которые исправить нельзя: 
 
  • Битовая глубина цвета, которую следует увеличить до десяти;
  • Конструкция камеры также требует светочувствительный элемент и сенсор больших размеров, которые позволят расширить динамический диапазон, светочувствительность и производительность.

Когда-нибудь смартфоны будут снимать cinemaDNG RAW-видео, которые можно отправить на полноценный пост-продакшн.
 

В заключение


Filmic Pro

Создатели Filmic Pro смогли выжать максимум возможностей из камеры смартфона, учитывая все технические шероховатости, о которых мы говорили ранее. Эта программа, благодаря профилям log и flat, будет очень полезна работающим со смартфонами видеографам. 

Будущее мобильной видеографии

Возможно, однажды RED выпустит интересный камерафон. Представьте себе устройство, которое легко помещается в карман, с увеличенным сенсором (16 мм для смартфона — это уже прилично), со сменным объективом, с возможностью записывать 4K R3D видео на 256/512 ГБ встроенной памяти.

Пока что лишь Filmic Pro может открыть смартфонам мир кинематографа. 

Загрузить приложение можно в App Store.

Источник: cinema5d.com

 


Комментарии

Комментариев: 1

Купил приложение и ещё пришлось доплатить за flat и log. Пока только тренировался, через какое-то продолжительное время обнаружил, что стабилизация включается принудительно. Для коррекции написал свой лут c 3DLutCreator

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6306
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5340
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4481
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4425
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4289
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3978
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее