Профессия

Художник по костюмам: Сергей Стручев

Художник по костюмам фильмов Никиты Михалкова, Владимира Хотиненко, Николая Лебедева о тонкостях своей профессии на примере работы над «Солнечным ударом»

  • 4 ноября 2014
  • 2573
Павел Орлов

Сергей Стручев
Фото: Никита Бензорук

Задача художника по костюмам

 
В «Солнечном ударе» главная задача состояла в глубоком осмыслении эпохи. Иногда мы вместе садились, что-то обсуждали. Но сам процесс формирования задач и понимание материала был постоянным. В серьезных фильмах художественное решение, изображение и стиль развиваются по ходу работы. Режиссер, конечно, может придти с неким своим видением и сказать, что знает точно, как все надо сделать. Но так можно снимать разве что рекламу, в которой я в свое время много проработал. Там есть неделя на подготовку и съемки, поэтому нужно, чтобы люди точно понимали свои задачи. Для больших проектов это не совсем подходит.
 

Сотрудничество с режиссером

 
Главное в сотрудничестве с режиссером – твоя работа. За каждым сценарием, как правило, стоит большая работа по осмыслению темы, эпохи и так далее. Задача художника – если не встать на одну ступеньку с режиссером в плане ощущения  материала, то хотя бы приблизиться к этому уровню. Только тогда получится внести что-то свое. Любому режиссеру, хотя у него есть свое видение, интересны взгляд и мысли людей, которых он приглашает. Чтобы найти оригинальные ходы и решения, нужно очень много работать. Только огромные нервные, душевные, физические затраты дают результат. И эти затраты всегда видны на экране, также видно, если их нет.

Кадр из фильма "Солнечный удар"

С Никитой Сергеевичем мы работаем уже не первый раз, видимо, потому что наши взгляды с ним на какие-то вещи совпадают. Никита Сергеевич – человек очень преданный, и если он находит с кем-то общий язык, то продолжает с таким человеком сотрудничать. Это нормально, это как дружба или семья. Конечно, мне очень приятно, что я имею возможность работать с таким режиссером, что он меня ценит и считает человеком из своей команды. Но, повторюсь, нужно очень много трудиться, чтобы дотянуться до ступенечки, на которой он стоит.
 

Пробы


Кадр из фильма "Солнечный удар"
 
Проведение проб – это очень важно, потому что это уже не просто разговор с человеком, а попытка понять его как актера, как он выглядит в костюме, как он двигается и так далее. Думаю, именно на пробах и проясняются многие вещи, когда есть конкретный материал, на котором режиссер соглашается или не соглашается с тобой. Не зря первые пробы, пробы Виктории Соловьевой, проводились за два года до того, как началась основная работа по проекту. Затем еще долгое время у меня на стенке висели фотографии с этих проб.
 

Источники

 
Кадр из фильма "Солнечный удар"

Для художников по костюмам есть много полезных книг. Особенно в последнее время издается огромное количество. В первую очередь полезен иллюстративный материал. Много для понимания дают живые фотографии. Если говорить о военном костюме, то можно найти схематичные изображения формы, где указывается, какого цвета кант, какая выпушка, какой прибор. Но это скорее базовые знания, которыми ты и так обязан обладать, если ты художник по костюмам. Вообще же для «Солнечного удара» я изучал очень много материалов не только по костюму, но и просто литературы о том времени. Например, воспоминания Антона Ивановича Деникина, где он много пишет об этой трагедии и о людях, ее переживших. Или потрясающая книжка «Воспоминания корниловца» Александра Трушновича, белого офицера. То есть нужно не просто по книжкам изучить, как выглядели костюмы, но проникнуть в эпоху. Скажем, в «Воспоминаниях корниловца» автор пишет о крайней нужде и крайнем упадке, в которых они находились. Лишь интеллигентность и культура не позволяли им опуститься. Понимание этой грани дает понимание фактуры костюма. Белым офицерам неоткуда было взять новую форму, но что-то природное всегда заставляло их соответствовать своему званию. И на фотографиях видно – форма стертая, но человек как-то по-особому ее несет. Отразить это было очень важно.
 

Историческая достоверность


Кадр из фильма "Солнечный удар"
 
При работе в историческом кино должно быть очень уважительное отношение к материалу. Чтобы понимать, что ты делаешь, необходима тщательная проработка эпохи во всех ее деталях. По большому счету, ты должен быть готов сделать абсолютную реконструкцию. Но поскольку это кино, в последний момент реконструкции необходимо придать свое видение художника. Как ты это сделаешь – твое дело и твое право. В итоге создаешь иную реальность, иллюзию, где рамки того, как было на самом деле, тебя не сковывают, а лишь дают творческий импульс. В свою очередь дело зрителя – воспринять предложенную иллюзию или нет, поверить нам или не поверить.
 

Художественное решение

 
Работая над решением, я приходил к Никите Сергеевичу, приносил эскизы, картинки, референсы и говорил, что это может быть так, а это – вот так. Во многом Никита Сергеевич соглашался. В фильме есть как бы две полярные истории: белых офицеров, которые находятся в сложном положении в Одессе в 1920 году, и их воспоминания. Очевидно, что воспоминания – это всегда некая приукрашенная действительность, тем более если речь идет о любви, о молодости. Я высказал эту идею Никите Сергеевичу, и он согласился. Тогда стало ясно, что вторая часть фильма должна на контрасте быть такой серой. Своего рода эпиграфом к цветовому решению этих сцен я для себя выделил строку Бродского: «Цвет времени и бревен». Мы намеренно делали все мышино-серым, с вкраплениями черного и крайне редко красного, чтобы немножко раздражать глаз.

Кадр из фильма "Солнечный удар"

Для сцен лагеря было специально сшито процентов 90 костюмов. Интересно, что 300 комплектов формы, которые мы сделали, потом предстояло еще и зафактурить. Сначала обжигали горелкой, потом добавляли общий тон, местами, к примеру, на плечах, осветляли. По трудозатратам – что сшить, что зафактурить – это примерно одинаковые процессы. В общем, работа была большая, и я очень благодарен, что мне ее дали сделать – не каждая студия может позволить себе подобный размах и подобный подход. Чаще же всего как происходит? Нужны шинели – ну найдите где-нибудь в подборе. Но это разные вещи – найти шинели и найти художественное решение. Последнее дается труднее.

В сцене на теплоходе решение было светлое и, в общем-то, не нуждающееся в том, чтобы мы что-то изобретали. Необходимую атмосферу здесь можно было создать, взяв уже существующие костюмы. На замечательной лондонской прокатной фирме Cosprop мы арендовали готовые женские и мужские костюмы. Дошивали только какую-то униформу: костюмы студентов, священников, офицеров.

Кадр из фильма "Солнечный удар"

Или вот такой пример возникновения решения. Существует прекрасный английский сериал «Аббатство Даунтон». Действие там происходит примерно в то же время, что и в «Солнечном ударе». Я как-то листал книгу с иллюстрациями из сериала и наткнулся на костюм – белое платье с черными отделками. Сразу понял – это то, что может решить костюм героини Виктории Соловьевой. Вот бывают такие совпадения. Но, опять же, чтобы они случались, нужно очень много смотреть и постоянно пребывать в рабочем состоянии.
 

Важность деталей

 
В фильме много деталей, которые в значительной степени обеспечивают достоверность. Например, как известно, когда Николай II отрекся от престола, вся царская символика перестала быть популярной. Сохранилась одежда, но символику все стали придумывать свою. Цветные полки – корниловцы, каппелевцы, дроздовцы, алексеевцы – создавали себе новую цветную форму с новой атрибутикой. В картине есть мальчик, юнкер, на рукаве у которого корниловский шеврон с черепом и скрещенными костями. Диссонанс такого образа мне очень понравился. При этом важно, чтобы образ получился не нарочитым, не бьющим в лоб. Ведь можно было эти нашивки налепить всем и полностью реконструировать форму. Но это было бы навязчиво, назидательно. А я сделал шеврон потертым, почти невидимым. Такая маленькая деталь работает деликатно и заодно способствует вовлечению зрителя в игру, пробуждает его интерес. В этом и есть кино.
 

Технические задачи


Кадр из фильма "Солнечный удар"
 
Если ты серьезно подходишь к работе, то надо все делать честно. На «Легенде №17» мы реконструировали коньки того времени: декорировали современные хоккейные ботинки и присоединяли к ним историческое лезвие. В «Солнечном ударе» можно было бы взять современные сапоги, которые сейчас используются в рабочей одежде. Но мы решили пойти по пути изготовления на заказ. Это сложно, потому что вручную сапоги сейчас не шьют, мастеров нет, а нужно сделать колодки, найти рыжую кожу и так далее. Не многие знают, что черные сапоги стали изготавливать лишь где-то в 35-м году. До этого они делались из рыжей или белой кожи, которую потом чернили дегтем. Сделать сапоги из рыжей кожи, потом зачернить, причем неравномерно – сложная техническая задача. Непросто решиться на это, да еще и убедить продюсеров в этой необходимости. 
 

Влияние развития технологий


Кадр из фильма "Солнечный удар"
 
С одной стороны, развитие технологий на нас отражается меньше, чем на всех остальных, с другой – больше. Благодаря техническому прогрессу сегодня одежда почти не шьется на заказ. Сшить не то что исторический костюм, а современный – большая проблема. Раньше в этом плане было проще, потому что были мастерские, военные портные и так далее. Сейчас эта культура почти ушла. То есть развитие технологий нам скорее навредило, чем помогло. Я не сторонник использования современных материалов – из синтетики не сшить убедительный сюртук XIX века. Я стараюсь найти образцы, максимально приближенные по фактуре и составу к материалам того времени. В общем, нам было бы легче работать, если бы ничего не менялось.
 

Одна эпоха в разных фильмах

 
Фильм «Батальон смерти», действие которого разворачивается примерно в то же время, что и в «Солнечном ударе», кино более реалистичное. В нем не было задачи глубокого осмысления по цвету. С режиссером Дмитрием Месхиевым мы сошлись на том, что нужно все сделать, как было на самом деле. Причина такого подхода в том, что в этой картине страшна сама правда – на фронт, в окопы, попадают женщины. Этот факт настолько обескураживает и шокирует, что уже одного его воспроизведения было достаточно как изобразительного решения. Таким образом, у нас была задача максимального приближения к реальности без особого привнесения своего видения, поскольку история сама по себе имеет сильное воздействие.

В общем, для каждой картины нужно свое решение, нельзя с одним и тем же подходом приступать к разным фильмам, даже если они близки по тематике или по времени действия. Скажем, один и тот же мундир, в зависимости от творческих задач, может быть совершенно разным. Каждая картина имеет свою тональность, свою неповторимость и требует разного художественного осмысления. 

 
 

Сергей Стручев
Художник по костюмам
Работал над фильмами:  «Сибирский цирюльник», «72 метра», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «1612», «Брестская крепость», «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Утомленные солнцем 2: Цитадель», «Шпион», «Легенда №17», «Солнечный удар», «Батальон смерти», «Экипаж»
 

 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также