Тенденция

Перспективы 4К-телевещания в России

Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента компании J'son and Partners Consulting, рассказал не только о преимуществах перехода на 4K для всех участников рынка, но и о том, почему это решение еще долгое время останется исключительно имиджевым

  • 8 февраля 2017
  • 8591
Российский рынок платного ТВ в 2016 году продолжил рост. Как и годом ранее основными его бенефициарами стали «Ростелеком» и «Триколор». Оба этих оператора активно развивают новые сервисы, привлекая абонентов за счет маркетинга и пакетных предложений. На развитии каких технологий сегодня сосредоточены лидеры? 
 

НD-телевещание


НD-телевещание


По нашему мнению, в ближайшие несколько лет именно HD-каналы останутся одним из главных факторов для роста всего рынка, а также основной причиной для перехода абонентов на цифровое ТВ. Так, например, «Триколор» включил все HD-каналы в пакет «Единый» и объявил об акции, в рамках которой компания будет менять любое старое оборудование на новое, которое поддерживает просмотр телеканалов высокой четкости. «Ростелеком» интенсивно наращивает абонентскую базу IPTV, все используемые приставки которого обеспечивают просмотр HD-каналов. Понятно, что остальные игроки стараются не отставать и также активно развивают именно телевидение высокой четкости. 

Бурный рост этой технологии продолжится и достигнет максимальной скорости в 2017 году за счет перевода практически всей абонентской базы спутникового ТВ на HD-формат вещания. Затем ускорение в процентах замедлится, т.к. аналоговое кабельное телевидение не может быстро исчезнуть и его пользователи продолжат смотреть «старый добрый SD». На ниже приведен прогноз количества абонентов HD-каналов на период до 2020 года.

Источник: J’son & Partners ConsultingИсточник: J’son & Partners Consulting
 

Video on Demand


Pay per View


Видео по запросу — одна из самых востребованных услуг на рынке. По данным J’son & Partners, в 2016 году для сетей платного ТВ доход на пользователя от предоставления услуг VOD/PPV (Video on Demand / Pay per View) составляет в среднем 95 рублей в месяц. Крупнейшие операторы как «наземного», так и спутникого ТВ активно развивают собственные VOD. 

Видеосервисы «Ростелекома» доступны на мобильных устройствах, ПК, Smart TV и STB. Главное удобство для абонента заключается в том, что оплата просмотренного видео из библиотеки контента производится в рамках общего счета, выставляемого в конце месяца. МТС сосредоточилась на МТС ТВ, «Билайн» предлагает услугу «Видеопрокат» на Smart TV и IPTV-приставках, а Megafon.TV доступен на Smart TV, планшете, смартфоне и ПК. 




Средние и малые операторы ищут варианты сотрудничества с онлайн-кинотеатрами. В этом случае задача приобретения контента (самая затратная часть) уже решена. Такой подход позволяет предоставить абоненту востребованный контент из широкой библиотеки, построив сервис по принципу разделения доходов (Revenue Share). 
 

4К-телевещание


4К-телевещание


В 2015 году «Триколор» начал коммерческое 4К-телевещание. Сейчас его пакет состоит из трех каналов, стоимость которых — 1200 рублей в год. Выгоды от этого события для всех участников рынка очевидны. Производители серверов и сетевого оборудования могут увеличить продажи, т.к. потребности операторов, реализовавших такой сервис, вырастают в разы. Создатели контента могут начать делать фильмы и передачи с еще более высоким качеством картинки и звука. Вендоры получают возможность перейти на технологию, которая позволит массово продать новые телевизоры. 

Исходя из проведенного нами анализа, сейчас на российском рынке представлено более 400 моделей с поддержкой формата Ultra HD. Более половины из них предлагают две южнокорейские компании: LG и Samsung. Далее с большим отрывом идут Sony, Philips и Panasonic. В последнее время стали появляться и активно рекламироваться модели новых (прежде всего китайских) брендов.

Ultra HD


Для UHD-абонента на первый взгляд тоже все отлично: телекартинка и звук становятся сочнее и ярче. Но есть нюансы. По результатам того же анализа моделей Ultra HD-телевизоров, более 85% из них имеют диагональ экрана от 50" (более 1,3 метра) (см. схему ниже). Для комфортного просмотра изображения такого размера зрителю надо находиться от него на расстоянии не менее двух, а лучше трех диагоналей. Т.е. условный диван в комнате должен стоять в 2,5-4 метрах от стены с 4К-телевизором, а площадь комнаты составлять 20-25 кв. метров. При этом размер средней двухкомнатной квартиры — не менее 60 кв. метров.

Источник: J’son & Partners ConsultingИсточник: J’son & Partners Consulting

Если внимательно проанализировать данные Росстата о жилом фонде России, то заметен рост обеспеченности населения жильем. Более того, увеличивается и средний метраж. Так, например, двухкомнатная квартира с 2009 по 2015 год выросла с 46,9 до 48,3 кв. метра. Трехкомнатная — с 62,8 до 65,2 кв. метра (см. схему ниже). Однако очевидно, что телевизор с большой диагональю, который удобно смотреть и где видны все преимущества новой технологии, плохо вписывается в интерьер стандартной квартиры. 

И еще один аспект. Стабильно из года в год в структуре жилого фонда растет доля только одного типа жилья — однокомнатных квартир (24,1% в 2015 году против 23,4% в 2009). Средняя общая площадь такого жилья в 2015 году составила в России 35 кв. метров.

Источник: Росстат

По оценке J'son and Partners Consulting, услуга телевещания в формате Ultra HD останется нишевой в России в течение ближайших нескольких лет. Если не произойдет существенного падения цены на такие телевизоры, то к 2020 году их доля в наличном парке не превысит 1%. Однако, в случае запуска другими операторами, технология может принести имиджевый выигрыш продвигающим ее игрокам и создаст новый сегмент рынка для вендоров, а также производителей сервисного оборудования и контента.

 

Комментарии

Комментариев: 2

4К ЛЕГКО МОЖНО ЗАПУСТИТЬ КАК СОВМЕСТИМЫЙ СИГНАЛ С ВХОДЯЩИМИ В НЕГО HD И FULL HD ФОРМАТАМИ

Диспут - свободный обмен мнениями о российских СМИ http://dispute.media

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 597
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 459
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2217
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2139
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1096
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1401
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее