Тенденция

Перспективы 4К-телевещания в России

Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента компании J'son and Partners Consulting, рассказал не только о преимуществах перехода на 4K для всех участников рынка, но и о том, почему это решение еще долгое время останется исключительно имиджевым

  • 8 февраля
  • 3464

Российский рынок платного ТВ в 2016 году продолжил рост. Как и годом ранее основными его бенефициарами стали «Ростелеком» и «Триколор». Оба этих оператора активно развивают новые сервисы, привлекая абонентов за счет маркетинга и пакетных предложений. На развитии каких технологий сегодня сосредоточены лидеры? 
 

НD-телевещание


НD-телевещание


По нашему мнению, в ближайшие несколько лет именно HD-каналы останутся одним из главных факторов для роста всего рынка, а также основной причиной для перехода абонентов на цифровое ТВ. Так, например, «Триколор» включил все HD-каналы в пакет «Единый» и объявил об акции, в рамках которой компания будет менять любое старое оборудование на новое, которое поддерживает просмотр телеканалов высокой четкости. «Ростелеком» интенсивно наращивает абонентскую базу IPTV, все используемые приставки которого обеспечивают просмотр HD-каналов. Понятно, что остальные игроки стараются не отставать и также активно развивают именно телевидение высокой четкости. 

Бурный рост этой технологии продолжится и достигнет максимальной скорости в 2017 году за счет перевода практически всей абонентской базы спутникового ТВ на HD-формат вещания. Затем ускорение в процентах замедлится, т.к. аналоговое кабельное телевидение не может быстро исчезнуть и его пользователи продолжат смотреть «старый добрый SD». На ниже приведен прогноз количества абонентов HD-каналов на период до 2020 года.

Источник: J’son & Partners ConsultingИсточник: J’son & Partners Consulting
 

Video on Demand


Pay per View


Видео по запросу — одна из самых востребованных услуг на рынке. По данным J’son & Partners, в 2016 году для сетей платного ТВ доход на пользователя от предоставления услуг VOD/PPV (Video on Demand / Pay per View) составляет в среднем 95 рублей в месяц. Крупнейшие операторы как «наземного», так и спутникого ТВ активно развивают собственные VOD. 

Видеосервисы «Ростелекома» доступны на мобильных устройствах, ПК, Smart TV и STB. Главное удобство для абонента заключается в том, что оплата просмотренного видео из библиотеки контента производится в рамках общего счета, выставляемого в конце месяца. МТС сосредоточилась на МТС ТВ, «Билайн» предлагает услугу «Видеопрокат» на Smart TV и IPTV-приставках, а Megafon.TV доступен на Smart TV, планшете, смартфоне и ПК. 




Средние и малые операторы ищут варианты сотрудничества с онлайн-кинотеатрами. В этом случае задача приобретения контента (самая затратная часть) уже решена. Такой подход позволяет предоставить абоненту востребованный контент из широкой библиотеки, построив сервис по принципу разделения доходов (Revenue Share). 
 

4К-телевещание


4К-телевещание


В 2015 году «Триколор» начал коммерческое 4К-телевещание. Сейчас его пакет состоит из трех каналов, стоимость которых — 1200 рублей в год. Выгоды от этого события для всех участников рынка очевидны. Производители серверов и сетевого оборудования могут увеличить продажи, т.к. потребности операторов, реализовавших такой сервис, вырастают в разы. Создатели контента могут начать делать фильмы и передачи с еще более высоким качеством картинки и звука. Вендоры получают возможность перейти на технологию, которая позволит массово продать новые телевизоры. 

Исходя из проведенного нами анализа, сейчас на российском рынке представлено более 400 моделей с поддержкой формата Ultra HD. Более половины из них предлагают две южнокорейские компании: LG и Samsung. Далее с большим отрывом идут Sony, Philips и Panasonic. В последнее время стали появляться и активно рекламироваться модели новых (прежде всего китайских) брендов.

Ultra HD


Для UHD-абонента на первый взгляд тоже все отлично: телекартинка и звук становятся сочнее и ярче. Но есть нюансы. По результатам того же анализа моделей Ultra HD-телевизоров, более 85% из них имеют диагональ экрана от 50" (более 1,3 метра) (см. схему ниже). Для комфортного просмотра изображения такого размера зрителю надо находиться от него на расстоянии не менее двух, а лучше трех диагоналей. Т.е. условный диван в комнате должен стоять в 2,5-4 метрах от стены с 4К-телевизором, а площадь комнаты составлять 20-25 кв. метров. При этом размер средней двухкомнатной квартиры — не менее 60 кв. метров.

Источник: J’son & Partners ConsultingИсточник: J’son & Partners Consulting

Если внимательно проанализировать данные Росстата о жилом фонде России, то заметен рост обеспеченности населения жильем. Более того, увеличивается и средний метраж. Так, например, двухкомнатная квартира с 2009 по 2015 год выросла с 46,9 до 48,3 кв. метра. Трехкомнатная — с 62,8 до 65,2 кв. метра (см. схему ниже). Однако очевидно, что телевизор с большой диагональю, который удобно смотреть и где видны все преимущества новой технологии, плохо вписывается в интерьер стандартной квартиры. 

И еще один аспект. Стабильно из года в год в структуре жилого фонда растет доля только одного типа жилья — однокомнатных квартир (24,1% в 2015 году против 23,4% в 2009). Средняя общая площадь такого жилья в 2015 году составила в России 35 кв. метров.

Источник: Росстат

По оценке J'son and Partners Consulting, услуга телевещания в формате Ultra HD останется нишевой в России в течение ближайших нескольких лет. Если не произойдет существенного падения цены на такие телевизоры, то к 2020 году их доля в наличном парке не превысит 1%. Однако, в случае запуска другими операторами, технология может принести имиджевый выигрыш продвигающим ее игрокам и создаст новый сегмент рынка для вендоров, а также производителей сервисного оборудования и контента.

 


Комментарии

Комментариев: 2

4К ЛЕГКО МОЖНО ЗАПУСТИТЬ КАК СОВМЕСТИМЫЙ СИГНАЛ С ВХОДЯЩИМИ В НЕГО HD И FULL HD ФОРМАТАМИ

Диспут - свободный обмен мнениями о российских СМИ http://dispute.media

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 5502
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4065
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 3966
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3666
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 3513
Обзоры

12 новых книг про кино

Бодров, Брессон, Мещанинова, Эйзенштейн и другие неожиданные авторы в нашей подборке свежих книг 2017 года для тех, кто занимается кино

  • 29 ноября
  • 3308
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее