Обзоры

13 главных приемов фильмов ужасов

Сегодня Хэллоуин, а значит, самое время разобраться, что заставляет нас испытывать страх при просмотре хорроров. 13 причин – в материале tvkinoradio.ru

  • 31 октября 2014
  • 4483
Павел Орлов

01. Дедушка хоррора


 
Сцена из фильма «Носферату, симфония ужаса» (Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922)
 
Все разговоры о принципах устройства фильмов ужасов имеют одну исходную точку – контраст света и тени. Обращаясь к этому вопросу, нельзя пройти мимо немецкого экспрессионизма, течения, возникшего в Германии после Первой мировой войны, и фокусировавшегося на передаче смысла яркими визуальными средствами и образами. В качестве примера возьмем «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау, одну из трактовок истории Дракулы. Герой фильма, вампир, представленный в виде мерзкого упыря, воплощает темную сторону человеческой натуры. Соответственно, Мурнау на протяжении всего фильма выстраивает повествование на игре света и тени. Учитывая сложность съемки при слабом освещении в те годы, большая часть действия происходит при дневном свете, однако в то же время оригинально используется тень. Самая известная сцена – вампир поднимается по лестнице, направляясь в комнату к возлюбленной главного героя – яркий тому пример. На залитой светом стене появляется огромная зловещая тень. Трудно вспомнить кадр, который бы лучше отражал суть хоррора.
 

02. Граница зла



Сцена из фильма «Изгоняющий дьявола» (Уильям Фридкин, 1973)
 
Мотив, позаимствованный жанром фильма ужасов из литературы – пересечение некой границы, попадание в зловещее пространство, из которого герою необходимо выбраться. Привычная реальность при этом остается позади, а персонажа окружает кошмар, зачастую мистического или фантастического свойства. Пример – «Изгоняющий дьявола», где границей между зловещим миром и обычным является дверь в спальню маленькой девочки.
 

03. Как обнаружить злодея



Сцена из фильма «Техасская резня бензопилой» (Тоуб Хупер, 1974)
 
Важная составная хоррора – момент обнаружения зла, когда герои осознают, что попали в некий очень и очень скверный переплет. Именно такие эпизоды переводят фильм, который до этого может казаться принадлежащим к любому жанру, в плоскость хоррора. Блестящий пример обнаружения зла можно найти в фильме Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой», когда один из героев впервые и совершенно неожиданно сталкивается лицом к лицу с «Кожаным лицом». Сцена примечательна точно выдержанным ритмом. О том, что дом, к которому приходят герои, – место зловещее, мы догадываемся постепенно: герои находят чьи-то зубы, интерьеры кажутся мрачными, используется ракурсная съемка и т.д. Все это показывается довольно долго. Однако когда персонажи наконец сталкиваются с маньяком, все происходит очень быстро, что усиливает шоковый эффект, оказываемый на зрителя.
 

04. Монстр вторгается в повседневность



Сцена из фильма «Хэллоуин» (Джон Карпентер, 1979)
 
Другой замечательный пример появления злодея – в «Хэллоуине» Джона Карпентера, фильме, заложившем каноны поджанра слэшер. Один из эпизодов, моментально сделавший картину классикой – пролог. Карпентер почти сразу обозначает главного злодея, маньяка Майкла Майерса. И в этом же фильме использован другой вариант встречи героя со злом – главная героиня, закрывая окно в комнате, видит кого-то подозрительного на улице. Дальше следует ее крупный план, а затем кадр улицы, на которой уже никого нет. То есть маньяк не уходит, а исчезает. Таким образом Карпентер определяет не просто зловещую, а мистическую, внечеловеческую сущность антагониста, намекает на его метафизику. Примечательно, что в финале фильма поверженный, казалось бы, Майерс тоже исчезает.
 

05. Длинные кадры нагнетают ужас



Сцена из фильма «Сияние» (Стэнли Кубрик, 1980)
 
Значительная доля страха во время просмотра хоррора возникает от нашего ожидания неладного, предчувствия того, что вот-вот что-то произойдет. Не удивительно, что в фильмах ужасов часто используются длинные кадры. Лучше всего это иллюстрирует «Сияние» Стэнли Кубрика. Режиссер обращается к длинным кадрам на протяжении всего фильма, и, вероятно, самый запоминающийся из них – малыш Дэнни катается по коридорам отеля на велосипеде, а камера, сохраняя некоторую дистанцию, следует за ним. В один момент Дэнни поворачивает за угол и останавливается перед девочками, которых явно здесь быть не должно. Далее следует короткий монтаж крупного плана Дэнни и девочек, живых и зарубленных топором. Благодаря такому контрасту напряжение достигает максимального накала.
 

06. Длинные кадры и субъективная камера



Сцена из фильма «Паранормальное явление 3» (Генри Джуст, Эриель Шульман, 2011)
 
Один из последних трендов хоррора – поджанр «found footage» или «найденная пленка», когда фильм представляет собой стилизацию под непрофессиональную съемку, сделанную участником страшных событий. При этом конвенция «found footage» делает необходимым использование длинных кадров. Эталонный пример поджанра – «Ведьма из Блэр». Вероятно, не уступают ей и фильмы серии «Паранормальное явление». В приведенном отрывке из третьей части франшизы зритель наблюдает картинку с камеры наблюдения, поочередно показывающей две комнаты, в которых происходит нечто таинственное.
 

07. Короткий монтаж



Сцена из фильма «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)
 
Существует мнение, что насилие в кино шокирует гораздо сильнее, когда его оставляют за кадром, предоставляя зрителю самому догадываться о том, что же происходит. Подтверждением этому служит знаменитая сцена в душе из шедевра Альфреда Хичкока «Психо». Короткий монтаж здесь не позволяет нам увидеть удары ножом, которые маньяк наносит героине. В то же время умело отобранные кадры, подчеркнутые шумами и хрестоматийными струнными, заставляют зрителя едва ли не физически ощущать нападение незнакомца.
 

08. Злодея следует показывать как можно меньше



Сцена из фильма «Чужой» (Ридли Скотт, 1979)
 
Большинство фильмов ужасов, по сути, – это бесконечная погоня, когда герой бежит, и бежит, и бежит, пытаясь спастись от монстра. Конечно же, никуда убежать у героев не получается, учитывая, что зло обычно как бы окружает со всех сторон, и, что также важно, – остается невидимым и неуязвимым. Страх преследования некой неостановимой силой является частым мотивом кошмаров, и в этом плане фильмы ужасов апеллируют к глубинам нашего подсознания. Кроме того, преследование – это отличная возможность для раскрытия героев. В «Чужом» Ридли Скотта по мере противостояния экипажа космического корабля и инопланетного монстра характеры персонажей раскрываются с неожиданных сторон. При этом антагонист большую часть фильма остается скрытым от глаз и зрителя, и героев. Любопытно, что вплоть до гибели персонажа Тома Скеррита мы думаем, что именно он, а вовсе не Сигурни Уивер, является главным героем. И не случайно именно в этом эпизоде Уивер выходит на первый план, начиная вести себя как центральное действующее лицо.
 

09. Но можно и наоборот – показывать злодея все время



Сцена из фильма «Вторжение динозавра» (Пон Чжун Хо, 2006)
 
Если в «Чужом» пришелец преследует героев, оставаясь преимущественно за кадром, то во «Вторжении динозавра» едва ли найдется эпизод без монстра. Вид гигантской рыбы-мутанта, неотступно преследующей людей, тоже вызывает ужас. Оправдан такой прием подтекстом фильма – в нем читается аллюзия на специфические отношения между США и Южной Кореей, а также затрагивается проблема экологии. Прием работает благодаря бойкому ритму действия, а также иронии, позволяющей отнести картину к поджанру комедийного фильма ужасов.
 

10. Преследование может быть неспешным, но беспощадным



Трейлер фильма «Хребет дьявола» (Гильермо дель Торо, 2001)
 
Еще одна разновидность преследования – неторопливое. Как в фильме Гильермо дель Торо «Хребет дьявола» об Испании времен Гражданской войны и приюте, по которому бродит призрак погибшего мальчика. Призрак беспощаден, поскольку им движет месть, но вместе с тем, он вызывает сочувствие, так как мы знаем его трагическую предысторию.
 

11. Ужас тишины



Сцена из фильма «Невинные» (Джек Клейтон, 1961)
 
Визуальный ряд – это основа хоррора, но не менее важен и звук, будь то мертвая тишина или оглушающая какофония. В эпизоде фильма «Невинные», действие которого происходит в населенном призраками английском поместье, героиня посреди ночи слышит странные шумы. При этом естественные звуки перемешаны с искусственными, а внутрикадровые – с теми, что звучат в сознании героини. Кроме того, тишина оказывается едва ли не более пугающей, чем прерывающие ее шумы.
 

12. Ужас грохота



Сцена из фильма «Уродца» (Тод Браунинг, 1931)
 
Тод Браунинг снял «Уродцев» на заре звукового кинематографа, тем удивительней его тонкая работа со звуков. В сцене свадебного гуляния прекрасная невеста, выходящая замуж исключительно ради денег, окружена персонажами, имеющими разного рода физические отклонения. Но помимо их отталкивающих внешних образов, атмосфера страха нагнетается звуком – какофонией из смеха, криков и шума столовых приборов. Что интересно, кульминацией сцены становится взбешенный возглас невесты – тогда становится окончательно ясно, что это она, а не окружающие ее «уродцы» на самом деле является антагонистом и воплощение зла.
 

13. Все вместе



Трейлер фильма «Спуск» (Нил Маршалл, 2005)
 
В «Спуске» Нила Маршалла, посвященном горной экспедиции, которая пошла совсем не так, как предполагалось, можно обнаружить мастерский микс из всех вышеназванных приемов – игра света и тени, длинные кадры, короткий монтаж, использование тишины и шумов, а также натуралистичное насилие и омерзительные твари. Вместе с тем любопытна вполне безобидная и крайне минималистичная сцена. Еще до начала всех ужасов героиня, оставшись одна, застревает в подземном туннеле. Мы видим лишь ее крупный план и сгущающуюся тьму, но вкупе с самой перипетией это провоцирует у зрителя неслабый приступ клаустрофобии.

Источник: Vox


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также