Мнение

Каким будет телевидение в семнадцатом году

Попытку предугадать тенденции нынешнего года сделал заведующий отдела телевидения «Комсомольской правды», замредактора журнала «Телепрограмма» Сергей Ефимов

  • 6 февраля 2017
  • 2909

заведующий отдела телевидения «Комсомольской правды», замредактора журнала «Телепрограмма» Сергей Ефимов— Телевидение в России переживает не самые лучшие времена. Во-первых, денег на рынке все меньше (у рекламодателей тоже кризис), а во-вторых, зарабатывать их все сложнее.

Вдобавок каналы медленно, но верно теряют зрителя. Так называемое эфирное смотрение становится анахронизмом, особенно для молодой аудитории. А как считать и, главное, монетизировать тех, кто смотрит программы на сайтах каналов (про торренты скромно умолчим), пока никто не придумал.

Матрица, бабушки и Первый канал


У больших каналов стремительно стареет аудитория. И если для «России 1», во многом питающейся из бюджета, это пока не проблема, то для Первого канала — настоящая трагедия. Консервативная зрелая публика не терпит экспериментов — поэтому провалился второй сезон не выдающегося, но вполне милого сериала «Обратная сторона Луны». Ей что-то несложное про любовь подавай — что-то вроде «Выйти замуж за Пушкина». С одной стороны, это выход — такие сериалы стоят три копейки. Знай себе показывай. С другой — путь в пропасть: старые (в буквальном смысле) зрители, увы, не вечны, а молодых примитивом не подманишь.

Вообще по итогам года больше всех жалко именно Первый канал. Каких-то особо ярких премьер так и не случилось (обещанную «Мату Хари», снятую за $1 млн за серию, видимо, приберегли на 2017-й), а неудач было предостаточно. Ведь провалился даже сериал «Таинственная страсть» о шестидесятниках, про который вроде бы много писали и говорили. Страшно сказать, не пошел Иван Охлобыстин в продолжении «Метода Фрейда». В смысле рейтингов по-настоящему выстрелил разве что «Мажор-2».

Кадр из сериала «Ольга»Кадр из сериала «Ольга»

Лучшие без всяких оговорок сериалы в 2016-м показывал канал ТНТ. Некоторые стали общественно-значимым событием, как например, «Ольга». Другие были настоящими шедеврами, как «Бедные люди», но прошли малозамеченными. Иронически-психоделическая «Пьяная фирма» с Михаилом Ефремовым в конце декабря поставила точку в этом периоде: отныне ТНТ делает упор на ситкомы, а киносериалы снимать не будет. Зрителей в достаточном количестве для них так и не нашлось. Возможно, потому, что публика, вскормленная качественным телекино Америки и Европы, в принципе не знает, что ТНТ вообще существует. А поколение «Дома-2» понять кино на том же канале просто неспособно.

Кому в прошлом году было хорошо, так это каналу «Пятница!». Между прочим, это же сенсация: нишевый канал не второго даже, а третьего эшелона является предметом горячих дискуссий в СМИ и соцсетях. Генеральному директору канала Николаю Картозия, который придумал «Ревизорро» и Елену Летучую, удалось сделать остромодной тему качества продуктов и сервиса в ресторанах. Сама идея увлечь молодежь сферой товаров и услуг нелепа и абсурдна, и потому могла прийти в голову только гению.

Шоу «Голос»Шоу «Голос»

Не нужно быть пророком, чтобы предположить, что денег в 2017-м у наших телеканалов будет еще меньше. Очевидно, что Первый канал будет «держаться берега», ухватившись за спасительный «Голос», «Минуту славы» и любовные сериалы, параллельно пытаясь умеренно креативить за недорого. Вон как с «Лучше всех» хорошо получилось, а ведь стоит рупь.

Подозреваю, «нравственные поиски» каналов сосредоточатся вокруг искренности и простоты, которых на нашем ТВ катастрофически мало. Реальные, а не постановочные истории, живые судьбы — вот те скрепы, в свое время ставшие основой украинского телевизионного чуда (было такое еще до войны в Донбассе), которые могут спасти и наш «ящик». И фора здесь у маленьких каналов: вот так сразу снимать шоу с живыми людьми большим кнопкам мешают бюрократическая неповоротливость и понты.

Кадр из сериала «Мата Хари» Кадр из сериала «Мата Хари» 

Уже снятые сериалы продолжат экономить, как хлеб в годы недорода. Сенсаций и революций не ждите: как обычно, действие многих проектов будет разворачиваться в прошлом (почему продюсеры уверены, что ретро возбуждает зрителя — одна из самых больших загадок нашего ТВ). Помимо упомянутой «Маты Хари» с западными актерами в эпизодах (Рутгер Хауэр, Кристофер Ламберт), это «Гостиница "Россия"» (про знаменитый советский отель и его постояльцев, Первый канал), «Оптимисты» (Валерий Тодоровский опять взялся за 1960-е, только на этот раз про выпускников МГИМО).

Возможно, предсказуемый ландшафт чуть разбавят ремейки западных сериальных удач. Например, «Мост» (НТВ, в оригинале шведско-датский проект The Bridge) с Дапкунайте и Пореченковым и «Отбросы» (СТС, Misfits).

Промо-фото сериала «Отбросы»Промо-фото сериала «Отбросы»

И все чаще на провалы проектов и снятие с эфира недопоказанных эпизодов будет влиять не очевидное, обескураживающе низкое качество продукта (как это было с шоу «Охота» на НТВ в 2016-м), а с непредсказуемость зрителя. Телевидение все меньше понимает, что мы, зрители, от него хотим, и какие факторы влияют на наше настроение. Продюсеры не хотят рисковать, скука и консерватизм — вот главные телевизионные тренды будущего года.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4318
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2655
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 2037
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1730
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1272
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1217
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее