Тенденция

DAB+: перейти или переждать?

Норвегия решилась перейти на новый формат цифрового радиовещания, в России же этот этап развития отрасли могут пропустить вовсе. Одна из главных причин — экономическая нецелесообразность

  • 2 февраля 2017
  • 3585
Василий Гуляев

Итак, основное событие в мире цифрового радиовещания состоялось — Норвегия первой в мире с 11 января 2017 года начала переход на формат DAB+. Предполагается, что в течение года страна станет полностью «цифровой». В мире пока что с интересом следят за возникающими проблемами в ходе реализации проекта, основная из которых — необходимость приобретать новые радиоприемники для населения.




Но главный вопрос здесь в другом: как долго просуществует этот формат цифрового радиовещания? В современном мире технологии развиваются стремительно, так же стремительно хороня те, которые чуть ранее казались почти совершенством.

Не все страны горячо приветствуют столь быстрый переход к вещанию в DAB+. К примеру, по данным 2016 года в благополучной Великобритании цифровые приемники оказались в конце списка среди цифровых технологий, позволяющих слушать радио, — после интернета, смартфонов и планшетов.




Как сообщает Bloomberg, канадский регулятор приостановил выдачу лицензий на цифровое радиовещание, потому что спрос на него слишком мал. В похожей ситуации находится и Финляндия. Швеция после 20 лет обсуждений отказалась от перехода на «цифру», посчитав, что будущее — за интернет-технологиями. И даже Швейцария, которую принято считать «продвинутой» в новом формате, готова полностью на него перейти не ранее 2024 года.

А вот в США пошли по другому пути: там был разработан и принят формат «Radio HD», согласно которому радиоприемники могут одновременно принимать и аналоговый, и цифровой сигнал. Для тех, кто не любит слишком резких перемен — самое подходящее решение.




Истоки этого формата находятся в знаменитом Институте Фраунгофера (Германия), занимающемся современными технологиями медиаформатов. В США продвижением этих разработок занялась компания iBiquity Digital Corporation, образованная в результате слияния Digital Radio и Lucent digital Radio. Результатом их работы и явился формат HD Radio. Он выделяется тем, что с помощью данной технологии можно транслировать высококачественный сигнал на средних волнах. А это представляет интерес для стран с большой территорией.

А теперь заглянем в будущее: за время разработки и освоения формата DAB+ (а это порядка 30 лет) появился и успешно развивается его прямой конкурент в виде интернет-технологий.




К примеру, миллионы людей в последнее время стали пользователями стриминговых музыкальных сервисов Spotify (40 миллионов пользователей по данным Bloomberg), Apple Music (20 миллионов пользователей) и других.

Кроме того, распространение и развитие смартфонов сделали популярным формат подкастов. Подкасты, как правило, имеют определенную тематику и периодичность выпусков. Именно поэтому они во многом напоминают традиционные радиопередачи. Наконец, почти все крупные радиостанции стали вещать в онлайне. Так что же дальше — «цифровое» радио в традиционном понятии «радиовещания» или тоже радио посредством интернет-технологий?




Или вот еще вопросы — что даст технология цифрового радиовещания государству? Возможность трансляции большего количества радиостанций с высококачественными программами в том же самом участке диапазона. Потребителю это выгодно? Не всегда, ибо влечет за собой траты на приобретение новой аппаратуры.

И менее всего это выгодно вещателю, ибо особых преференций каждая из радиостанций не получает, а траты предстоят существенные. Между тем, рынок рекламы ограничен и появление на нем новых «игроков» будет означать меньшую долю рекламного «пирога» каждому. Наверное, поэтому вещатели более всех сопротивляются процессу перехода на DAB+.




Завершим этот материал словами заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ А. Волина:

«…наблюдая за процессами, которые идут, и с точки зрения развития спутникового радиовещания в мире, и с точки зрения все большего распространения радиовещания через интернет и ОТТ, мы исходим из того, что вполне возможно, что Россия просто перескочит через этап цифрового эфирного вещания и окажется уже в следующем этапе развития радиоиндустрии. Вести серьезную подготовку к цифровому эфирному радиовещанию — по сути дела уже готовиться к вчерашней войне, а думать надо не о вчерашнем дне, а о будущем». 


Теги

Комментарии

Комментариев: 1

Никто до сих пор не смог внятно об'яснить, почему было прекращено вещание на ДВ и СВ, а также изменены частоты в КВ, которые для многих стариков были окном в мир. Теперь министры бормочут что-то невразумительное про "вчерашнюю войну". По-моему, Волин и сам не понял, что он сказал. Обычный российский бардак в правительстве.

Смотрите также

Популярное
Практика

5 типичных ошибок студенческих фильмов и как их избежать

С чего начинаются все ошибки начинающих режиссеров, зачем их анализировать и что делать, чтобы их не допускать

  • 10 апреля
  • 5445
Обзоры

Не узнаю вас в гриме: 8 актеров, известных ролями в пластическом гриме

Творческая судьба некоторых актеров складывается так, что, несмотря на обилие известных ролей, массовый зритель не знает их в лицо. Вспоминаем артистов, чьим призванием стала игра в пластическом гриме

  • 15 апреля
  • 4976
Практика

Основные этапы и главные ошибки цветокоррекции

Что такое LUT, как оценивать тени и свет, контролировать яркость и не допускать распространенных ошибок: об этом — в новой статье колориста и моушн-дизайнера Олега Шарабанова в рамках спецпрокта «Берем Canon на тест»

  • 12 апреля
  • 4448
Практика

Как это снято: «Такси»

До экранов скоро доберется уже пятое «Такси», а между тем первая часть франшизы вышла ровно двадцать лет назад. Разбираемся, в чем секрет мирового успеха фарнцузской экшн-комедии: драматургическая схема, смелый кастинг и сорок разбитых автомобилей

  • 12 апреля
  • 2730
Практика

«В любом сюжете должны быть три составляющие: любовь, смерть, власть»: мастер-класс Пола Брауна о сценарном мастерстве

Что такое hyper-power для сценаристов, почему мы должны читать свои сценарии прежде всего перед женщиной и чем плох идеальный хэппи-энд: вспоминаем, о чем на 15-ой выставке CPS-2018 говорил сценарист, режиссер и продюсер Пол Браун, преподаватель New York Film Academy

  • 9 апреля
  • 2418
Слова

«Много хороших кадров упустишь, если постоянно себя жалеть»

Режиссер-оператор Максим Арбугаев — о том, как студенту из ВГИКа попасть в международный проект и стать лауреатом «Сандэнса». Его фильм «Генезис 2.0», снятый со швейцарским режиссером Кристианом Фраем, покажут на Московском кинофестивале

  • 9 апреля
  • 2379
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее