Тенденция

DAB+: перейти или переждать?

Норвегия решилась перейти на новый формат цифрового радиовещания, в России же этот этап развития отрасли могут пропустить вовсе. Одна из главных причин — экономическая нецелесообразность

Итак, основное событие в мире цифрового радиовещания состоялось — Норвегия первой в мире с 11 января 2017 года начала переход на формат DAB+. Предполагается, что в течение года страна станет полностью «цифровой». В мире пока что с интересом следят за возникающими проблемами в ходе реализации проекта, основная из которых — необходимость приобретать новые радиоприемники для населения.




Но главный вопрос здесь в другом: как долго просуществует этот формат цифрового радиовещания? В современном мире технологии развиваются стремительно, так же стремительно хороня те, которые чуть ранее казались почти совершенством.

Не все страны горячо приветствуют столь быстрый переход к вещанию в DAB+. К примеру, по данным 2016 года в благополучной Великобритании цифровые приемники оказались в конце списка среди цифровых технологий, позволяющих слушать радио, — после интернета, смартфонов и планшетов.




Как сообщает Bloomberg, канадский регулятор приостановил выдачу лицензий на цифровое радиовещание, потому что спрос на него слишком мал. В похожей ситуации находится и Финляндия. Швеция после 20 лет обсуждений отказалась от перехода на «цифру», посчитав, что будущее — за интернет-технологиями. И даже Швейцария, которую принято считать «продвинутой» в новом формате, готова полностью на него перейти не ранее 2024 года.

А вот в США пошли по другому пути: там был разработан и принят формат «Radio HD», согласно которому радиоприемники могут одновременно принимать и аналоговый, и цифровой сигнал. Для тех, кто не любит слишком резких перемен — самое подходящее решение.




Истоки этого формата находятся в знаменитом Институте Фраунгофера (Германия), занимающемся современными технологиями медиаформатов. В США продвижением этих разработок занялась компания iBiquity Digital Corporation, образованная в результате слияния Digital Radio и Lucent digital Radio. Результатом их работы и явился формат HD Radio. Он выделяется тем, что с помощью данной технологии можно транслировать высококачественный сигнал на средних волнах. А это представляет интерес для стран с большой территорией.

А теперь заглянем в будущее: за время разработки и освоения формата DAB+ (а это порядка 30 лет) появился и успешно развивается его прямой конкурент в виде интернет-технологий.




К примеру, миллионы людей в последнее время стали пользователями стриминговых музыкальных сервисов Spotify (40 миллионов пользователей по данным Bloomberg), Apple Music (20 миллионов пользователей) и других.

Кроме того, распространение и развитие смартфонов сделали популярным формат подкастов. Подкасты, как правило, имеют определенную тематику и периодичность выпусков. Именно поэтому они во многом напоминают традиционные радиопередачи. Наконец, почти все крупные радиостанции стали вещать в онлайне. Так что же дальше — «цифровое» радио в традиционном понятии «радиовещания» или тоже радио посредством интернет-технологий?




Или вот еще вопросы — что даст технология цифрового радиовещания государству? Возможность трансляции большего количества радиостанций с высококачественными программами в том же самом участке диапазона. Потребителю это выгодно? Не всегда, ибо влечет за собой траты на приобретение новой аппаратуры.

И менее всего это выгодно вещателю, ибо особых преференций каждая из радиостанций не получает, а траты предстоят существенные. Между тем, рынок рекламы ограничен и появление на нем новых «игроков» будет означать меньшую долю рекламного «пирога» каждому. Наверное, поэтому вещатели более всех сопротивляются процессу перехода на DAB+.




Завершим этот материал словами заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ А. Волина:

«…наблюдая за процессами, которые идут, и с точки зрения развития спутникового радиовещания в мире, и с точки зрения все большего распространения радиовещания через интернет и ОТТ, мы исходим из того, что вполне возможно, что Россия просто перескочит через этап цифрового эфирного вещания и окажется уже в следующем этапе развития радиоиндустрии. Вести серьезную подготовку к цифровому эфирному радиовещанию — по сути дела уже готовиться к вчерашней войне, а думать надо не о вчерашнем дне, а о будущем». 
Теги

Комментарии

Комментариев: 1

Никто до сих пор не смог внятно об'яснить, почему было прекращено вещание на ДВ и СВ, а также изменены частоты в КВ, которые для многих стариков были окном в мир. Теперь министры бормочут что-то невразумительное про "вчерашнюю войну". По-моему, Волин и сам не понял, что он сказал. Обычный российский бардак в правительстве.

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 691
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 495
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2285
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2226
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1117
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1416
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее