Техника

Live-трансляция без сбоев: 7 основных принципов работы с микшерным пультом

Как свести к минимуму шанс совершить ошибку во время прямого эфира и сохранить нервы режиссерской команде

 
Сергей ПрохоровСергей Прохоров — режиссер телеканала RT. В разные годы работал инженером ТТЦ «Останкино» и ВГТРК Шаболовка, выпускающим режиссером программы «Рынки» на телеканале РБК-ТВ. Специалист по эфирным технологиям.


Главный инструмент управления прямым эфиром — это видеомикшер. Именно с его помощью формируется программа, поэтому он должен быть простым и удобным в управлении. Немаловажную роль здесь играет эргономика.

Рабочая конфигурация видеомикшера должна позволять оператору уверенно выполнять любые задачи, не становясь при этом причиной ошибок в эфире. Видеопульты Kayak HD и Kayenne XL известного производителя вещательного оборудования Grass Valley не выпускаются уже несколько лет, но до сих пор остаются одним из самых распространенных средств производства телепрограмм. На их примере разберем некоторые рекомендации по эксплуатации, которые будут актуальны и для остальных моделей, в том числе выпущенных другими производителями.
    

1. Управление —  это макросы


Микшерный пульт Grass Valley Kayenne XLМикшерный пульт Grass Valley Kayenne XL

Управление пультом должно быть построено на макросах: любые пресеты, эффекты, команды нужно вызывать при помощи них. Макрос удобен тем, что на него можно назначить исполнение сразу нескольких операций разного типа: например, вызов пресета ЕМЕМ, набор источников, включение/выключение функций меню, отправка команд на подключенные устройства, вызов Panel Memory и т.п.  При этом макрос можно повесить практически на любую кнопку пульта. Режиссер, работающий во время эфира, не должен думать, какого типа пресет следует вызывать и на какой странице меню активировать нужный режим — перед ним должны быть только функциональные кнопки. Это позволяет загружать рабочие макропресеты для большого количества разных программ за пару секунд, без подгрузки конфигурации.

Макросы можно создавать для вызова через кейпэд и шину макросов, либо назначить (приаттачить) на любую кнопку панели. Приаттаченные макросы бывают трех типов: pre-attach (сначала исполняется макрос, затем — функционал кнопки), post-attach (сначала — функционал кнопки, а затем — макрос) и replace (вместо функционала кнопки исполняется макрос). При использовании макросов следует продумывать порядок их расположения и группирования, чтобы ненужные для текущей программы макросы не мешали и не путали оператора пульта.
 

2. Макропресеты на все случаи жизни


Аппаратная RT International / Фото: Виктор ВытольскийАппаратная English International / Фото: Виктор Вытольский

Лучше всего создавать свой макропресет для каждой телепрограммы, работающей за пультом. Макросом можно выставлять нужные режимы работы, подгружать скрипты, графику, раскладку панели (для этого есть четыре слоя). Помимо главного пресета программы, нужны оперативные пресеты, при помощи которых происходит непосредственное управление эфиром. Также полезным будет пресет типа BLACK, сбрасывающий состояние пульта в ноль: он загружает на все МЕ iDPM с дефолтными параметрами, набирает на все доступные мониторы и видеостены черное поле и отключает любые завязки. Такой пресет следует вызывать по окончании работы каждой бригады. Он,  во-первых, позволит экономить ресурс мониторов и видеостен; во-вторых, будет сбрасывать специальные настройки для предыдущей загруженной программы; а в-третьих, очень удобен для подготовки новой программы «с чистого листа». В некоторых ситуациях будет удобным создание технических пресетов для разных тестов.

3. Ничего лишнего


Фото: Виктор ВытольскийАппаратная RT International / Фото: Виктор Вытольский

Во время работы оператору видеомикшера некогда думать, как не ошибиться при коммутации источников и загрузке пресетов, поэтому нужно свести вероятность ошибки к минимуму.

На панели должны быть выведены только нужные для работы в эфире источники. Вспомогательные же, такие, как BLACK, WHITE, COL, BARS и т. п, нужно убрать на второй слой. До сих пор встречаются аппаратные, в которых первым источником стоит черное поле, как было принято двадцать пять лет назад. Режиссеры либо закрывают/вынимают кнопки таких источников, либо рано или поздно выдают грязь в эфир. Также на рабочем слое панели не должно быть источников, которые ни при каких условиях нельзя выдавать в программу. Это касается разных фоновых серверов, генераторов титров и их масок, а также источников, способных вызвать рекурсию. Убрав их, вы, к тому же, освобождаете место для полезных источников.
 

4. Главное — порядок


Источники на линейках должны располагаться в определенном порядке: слева обычно назначают камеры, затем — вещательные серверы, а после — внешние линии, графику и необходимые вспомогательные источники. МЕ располагается справа. Для некоторых программ требуется определенная раскладка источников, не совпадающая с раскладкой для остальных программ — в таких случаях ее можно сделать на третьем или четвертом слое (всего для назначения источников их доступно четыре). Бывает, что какие-то функциональные кнопки пульта в работе не нужны, но их можно нажать случайно, что способно вызвать некорректную работу алгоритмов и даже привести к панике режиссерской бригады. Такие кнопки следует в обязательном порядке деактивировать. Есть несколько способов это сделать.

Меню микшерного пульта Grass Valley Kayenne XLМеню микшерного пульта Grass Valley Kayenne XL

Для панелей типа Kayak заходим в меню Install — Panel — UPK и выбираем название нужной кнопки линейки МЕ в левом столбце. В правом столбце будет указана ее текущая функция. Далее нажимаем [Modify] и выбираем самый первый пункт — None. В этом же меню можно не отключать, а изменить функционал кнопки на другой.

На панелях Kayenne XL кнопок значительно больше, поэтому блокировка их функционала организована по-другому. На мультифункциональной панели справа внизу есть кнопка Panel: нажимаем ее и заходим в следующее подменю. Там одной рукой нужно зажать кнопку Lock, а другой — выбрать кнопки, которые необходимо заблокировать. Отпускаем Lock, нажимаем Enable — и выбранные кнопки деактивируются. Эта функция есть только на панелях Kayenne XL, новые модели производителя такой возможности лишены.

Есть еще один универсальный, но менее удобный способ — приаттачить к кнопкам, которые надо деактивировать, пустой макрос.
 

5. Не забываем о человеческом факторе 


Сергей Прохоров. Аппаратная RT International / Фото: Виктор ВытольскийАппаратная RT International / Фото: Виктор Вытольский

Иногда рука может дрогнуть и случайно нажать кнопку CUT или AUTO два раза подряд. Обычно это происходит в ситуациях неопределенности, когда нет ясности, куда переходить дальше. Если это кнопка CUT, то в программе просто проскочит микроплан и можно будет спокойно работать дальше. Но если двойной клик пришелся по кнопке AUTO, то в программе останется полумикс, который можно убрать только ее повторным нажатием. И это, что называется, не баг, а фича. Производитель считает ее нужной, но, к счастью, на панелях Kayak есть возможность ее отключить. Для этого через программу «Side panel» в меню Config — E-Box — ME — Misc выбираем нужную линейку МЕ, находим параметр [Auto Trans. Abort Inhibit] и ставим его в положение On.
    

6. Чем точнее, тем лучше


Микшерный пульт Grass Valley Kayenne XLМикшерный пульт Grass Valley Kayenne XL

Еще одна особенность касается названий вещательных серверов — по традиции их называют числами: первый, второй, третий… Однако в АСБ уже есть несколько первых, вторых и третьих: камеры, внешние линии, CG и т.д. В некоторых случаях еще и серверы делят на первый-второй основной, первый-второй штрих и еще карт первый-второй. В итоге первых-вторых получается столько, что сразу и не разберешься, что имеет в виду режиссер, отдавая команду. Поэтому целесообразнее называть серверы латинскими буквами: A, B, C, D, E, F. Это и на слух легче и понятнее, и с мнемоникой проще.

Грамотная организация мнемоники источников также повышает эргономику рабочего места эфирной бригады. Мнемоника должна быть понятной и легко читаемой. Например, при обозначении камер нет необходимости выводить на панель слово «САМ» перед номером. Гораздо удобнее смотреть на крупную цифру 2, чем на четырехсимвольное «САМ2» мелким шрифтом. То же касается и серверов:  у них лучше опускать буквы «SRV». Подобную же мнемонику логично будет сделать и на подсмотровых мониторах и плеерах. При этом инженерные названия источников не исчезают и находятся в меню Install, совпадая с мнемониками матриц. Если есть необходимость подписывать кнопки источников, то их надо распечатывать на прозрачной пленке и вставлять в кнопки, которые легко разбираются. Можно применять свой шрифт для разных типов источников. Наклейки рядом с кнопками — это позор! Забудьте о них.
    

7. Повышаем автономность работы


Аппаратная RT International / Фото: Виктор ВытольскийАппаратная RT International / Фото: Виктор Вытольский

В последнее время практика подключения вещательных серверов к пульту по GPO с целью отправки команды на воспроизведение стала стандартной. Это очень удобно и надежно — воспроизведение эфирных плееров теперь больше не зависит от наличия и реакции дополнительного человека, нанятого, чтобы нажимать кнопку Play. Чтобы отправить команду по GPO на пульте обычно создают макрос, который прикрепляется на кнопку выдачи соответствующего источника в программу или на отдельную кнопку рядом с кнопками перехода. Однако на пультах типа Kayak есть и другой вариант, не предполагающий использование макроса: создание события (эвента) на выдачу источника плеера в программу. Для этого в меню Install — E-Box — Input нужно выбрать входной источник, в столбце Event вместо поля none создать событие на запуск нужного нам порта GPO, затем в столбце Preroll левее — выбрать задержку выдачи источника в программу, необходимую для запуска сервера. Дальше необходимо определить, от какого способа выдачи в программу будет выполняться наш эвент. Для этого заходим в меню Config — E-Box — ME — Misc и выбираем нужные варианты: только по нажатию кнопки на программной линейке, путем выдачи через панель перехода или комбинации через key.

Такой способ запуска серверов очень удобен, если вы не хотите использовать макрос на запуск плеера через программную линейку.
    
    

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1489
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 865
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2832
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2841
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1303
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1614
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее