Практика

10 ступеней на пути к профессии сценариста

Известный американский писатель и критик Карсон Ривз дает советы начинающим сценаристам: где кроются ошибки на пути к профессионализму и как их избежать

1. Открытие





Боже. Мой. Я только что видел самый худший фильм в мире! Куда только катится Голливуд! Я такой сценарий напишу одной левой! Хотя, чего болтать? Возьму прямо сейчас, сяду и напишу. 

Реальность

Спорим, что вы не сможете просто сесть и сходу написать сценарий, который будет удерживать внимание хотя бы две минуты? Не говоря уж о 120 минутах. Даже в плохом фильме за это время должно происходить столько всего, что даже профессиональный сценарист не сможет такое написать за один присест. Это будет чистое везение, если читатель не захочет вас проткнуть чем-то острым уже на пятой странице.
 

2. Мой первый сценарий


Кадр из фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»Кадр из фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»

Так, и о чем будет мой первый сценарий? Мои друзья часто твердят, что их жизнь — это чистое кино. Точно! Я напишу кино про свою жизнь.

Реальность

Знаете что? Вы смотрели «Титаник»? Вот у кого была необычна судьба  — так это у тех, кто выжил после подобной катастрофы! В людей на улицах стреляют полицейские, а у вас же, по сравнению с такими историями, — не жизнь, а тоска зеленая. Вы просыпаетесь с незнакомой девушкой в 4 утра и думаете, что это достойно фильма? В таком случае это будет кино о том, как вы с друзьями бесконечно шляетесь по барам и дискотекам, и это вряд ли кого-то всерьез заинтересует.
 

3. Мне виднее


Кадр из фильма «Траффик»Кадр из фильма «Траффик»

Считать страницы? В Голливуде столько идиотских правил! Какое мне дело до количества страниц, если у меня будет шикарная драма о 22-летнем торговце наркотиками, который борется с мексиканской мафией, и каждая из 170 страниц будет на вес золота!

Реальность

Кажется, чем дальше, тем лучше у вас начинает получаться. «Нарушать правила» — это уже неплохо. Но, поверьте, чаще всего лучше сначала выучить правила, а потом уже их нарушать. Их придумали не просто так, а чтобы, например, в случае с количеством страниц, помочь вам делать повествование более насыщенным. Это, например, избавит от ненужных сцен, которые разрушают историю. 
 

4. Мой первый конкурс


Кадр из фильма «Тупой и еще тупее»Кадр из фильма «Тупой и еще тупее 2»

Мои друзья всегда странно реагируют на мои сценарии. Я даю им почитать драму, а они говорят: «Чувак, это прикольно! Ты должен снять это». Ничего они не понимают в киноискусстве. Я писал историю о несчастной любви, а они: «Прикольно». Я лучше сразу пойду туда, где меня поймут, на самый большой сценарный конкурс, типа Nicholl, выиграю там первый приз и сразу попаду в Голливуд.

Реальность

Вы вряд ли попадете в яблочко с первой же попытки. Скорее, ваши выводы будут конспирологическими, вроде «Жюри конкурса даже не читали мой сценарий» или «Моя работа обладает слишком большим коммерческим потенциалом для этих снобов». Поверьте, жюри серьезных конкурсов читают каждую присланную работу. Если вы пролетите мимо первого же большого конкурса, то, скорее всего, здесь дело не теориях заговора, а в вас и вашем понимании основ драматургии. Когда вы сделаете вторую попытку, у вас должны быть хорошо оформленный сценарий, внятное количество страниц, хорошая концепция и знание, что такое трехактная структура.
 

5. Может, мне подучиться?


Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Кадр из фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» 

Знаете, возможно, искусство написания сценария — сложнее, чем я думал. А не стоит ли мне купить пару учебников и проверить, не упустил ли что-то важное?

Реальность

Признаться самому себе, что кинодраматургия не так легка и вам нужна помощь — это важный момент в вашем развитии как сценариста. Таким образом, вы войдете в касту пишущих людей, которые составляют 60% драматургов. Если вы пройдете этот этап, то можете обрести надежду на пропуск в мир профессионалов.
 

6. Гнев и ярость


Кадр из фильма «Я, робот» Кадр из фильма «Я, робот» 

Что происходит!!! Что я сделал не так!? Я включил точку невозврата, мой первый акт заканчивается там, где нужно. Мои диалоги не прикручены ржавыми болтами. Я прописал недостатки в характере главного персонажа. Короче, я сделал все так, как написано в голливудских учебниках, но почему никто не хочет покупать сценарий? Я знал, что голливудские правила — это полное надувательство! Да пошло оно все…

Реальность

Вы приняли правила учебников слишком прямолинейно. Механика вашей работы стала похожа на ту, что используют сценарные боты. Вам нужно научиться применять законы мастерства не так открыто, но, предупреждаем, это займет какое-то время и потребует постоянной практики.
 

7. Гнев порождает еще больший гнев





Я уже говорил, что уроки Голливуда — полная ерунда. Так вот, я был прав. Я вернусь назад и буду писать так, как я хочу, и про что хочу. Я напишу текст, который идет от моего сердца, несмотря на то, что все пытаются отговорить меня от этого. Никаких больше правил, буду действовать, как Мэтт Деймон и Бен Аффлек, когда они писали сценарий «Умница Уилл Хантинг»! 

Реальность

Такой скрипт, рожденный минутной истерикой, не принесет вам решительно ничего ценного, потому что в нем не будет внятной концепции. Но есть и положительный момент, о котором вы вряд ли догадываетесь, — окружающие вас люди заметят, что вы стали писать определенно лучше. Вы не узнаете, что, читая сценарий, они будут думать: «А вот это уже неплохо». Почему не узнаете? Потому что раньше никто не решался вам сказать, что первые ваши сценарии вызвали тошноту. В Америке это называется «бутербродом Трампа» (словосочетание стало особенно популярным во время его предвыборной кампании: «белый хлеб, много чуши, русский соус и перчик халапеньо». Это самый острый бургер в США).

Но знаете, на самом деле, преодолеть столько трудностей и получить характеристику «неплохо» — это дорогого стоит.
 

8. Всё в сборе





Я не знаю, почему занимаюсь написанием сценариев. Это никакое не удовольствие, а сплошное расстройство и разочарование. Но почему я не бросаю это дело? Я все еще читаю массу книг и учебников, много чужих сценариев. Перестал бороться за каждый сценарий по принципу «напиши или сдохни». Я стал придерживаться правил, но не фанатично, потому что верю, что моя история может развиваться в другом направлении. Я понимаю, что это долгий процесс и теперь считаю себя уверенным учеником на пути к ремеслу.

Реальность 

Поздравляем. Вы только что стали сценаристом!
 

9. Серьезное внимание к деталям

 
Кадр из фильма «Дорогая, я уменьшил наших детей» Кадр из фильма «Дорогая, я уменьшил наших детей» ​

Теперь я понял, что сценарий не терпит легкомыслия. Мне нужно тщательно прорабатывать и проверять каждый концепт на востребованность. Заполнять все 110 страниц крепко сбитым сюжетом, интересными характерами и необычными конфликтами. Каждый мой сценарий будет написан не просто так и будет обязательно требовать подготовки.

Реальность 

Черт возьми! Да вы и вправду имеете все шансы стать профессиональным сценаристом!
 

10. Идея на миллион


Кадр из фильма «Брюс Всемогущий» ​Кадр из фильма «Брюс Всемогущий» ​

У меня есть идея, которая, я убежден, содержит как коммерческий потенциал, так и эмоциональное ядро. Я намерен обрисовать ее настолько скрупулезно, насколько могу. У меня будет подробный план от начала до конца. Каждый характер будет иметь и внешний абрис, и внутреннее дно. Все они получат конфликт во втором акте. Это будет нечто! 

Реальность

Мы не знаем, насколько вы правы и как сильно задевает ваша история. Но если вы продолжите писать с таким подходом к сценарию, вас ждет настоящий прорыв. Удачи!

Источник: Scriptshadow
 
 
Карсон Ривз — знаменитый американский критик и блогер. Несмотря на то, что у него нет ни одного более-менее известного сценария, он считается одним из важнейших теоретиков среди кинодраматургов. Начав с небольшого блога, в котором он разбирал попадающие к нему скрипты, он создал популярный сайт scriptshadow.net. Его называют как «доктором сценариев», так и «убийцей молодых сценаристов» из-за манеры писать мнения насчет попадающих к нему работ. Вероятно, поэтому никто никогда не видел его лица.
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 574
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 446
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2179
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2120
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1088
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1395
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее