Слова

«Для визуального решения деньги не главное»

Шон Прайс Уильямс, ведущий оператор современного американского инди-кино, делится профессиональным опытом на примере выходящей в прокат поэтической драмы «Рождество, опять»: 16 мм пленка, локальный свет, треугольное боке и любимая оптика Годара и Робби Мюллера

  • 30 декабря 2016
  • 7955
Павел Орлов

— Вы работали со многими признанными режиссерами независимого кино: Абелем Феррарой, Алексом Россом Перри, братьями Сэфди. Как вы обычно выстраиваете отношения с режиссером?

— Что касается Алекса и братьев Сэфди, то они просто мои друзья. То же самое и с Чарли (Покелом, режиссером фильма «Рождество, опять» — прим. tvkinoradio.ru). Конечно, они все очень разные, но я — это всегда я. Моя дружба с ними дала мне возможность и время понять, что им нравится, а что нет, мне легко принимать решения на ходу. Если говорить о Чарли, то «Рождество, опять» — это его дебют. Думаю, поэтому он особенно нуждался в моей поддержке. Причем Чарли был не только режиссером и продюсером, он также самостоятельно выполнял почти все другие закадровые функции.

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— С чего обычно вы начинаете работу над фильмом?

— Честно говоря, у меня нет какой-то определенной методики. К каждому фильму я стараюсь подходить по-новому. Я использую разную оптику, разные камеры, разное световое оборудование. Если бюджет скромный, стараюсь творчески переосмыслить ограничения, обратить трудности в преимущества. 

— Как тогда проходила подготовка «Рождество, опять»?

— Года за три до съемок мы делали тесты, снимая на 16 мм пленку. Я хотел доказать Чарли, что снимать с минимальными, локальными источниками света — это хорошая и вполне рабочая идея. Многие считают, у пленки не хватает чувствительности, чтобы снимать с локальным светом, но я все равно предпочитаю снимать на нее. Мне нравится получать материал через день-два после съемок и обнаруживать, что на пленке все выглядит гораздо лучше, чем в жизни. Да и в рамках нашей истории пленка подходила больше, чем «цифра». У 16 мм пленки особая структура, которая меня просто завораживает. Она создает уникальную атмосферу. Цифровое изображение слишком холодное и четкое. В мире не так много вещей с такими качествами. «Цифра» делает изображение менее естественным, не похожим на человеческое восприятие. Чтобы хотя бы отчасти приблизиться к эффекту пленки, с «цифрой» необходимо серьезно повозиться на постпродакшне, а возможности для этого обычно нет. Разумеется, как только Чарли увидел результаты тестов 16 мм, он тут же загорелся этой идеей. Собственно, на этом для меня подготовка и закончилась. 

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

Длительный, детальный препродакшн меня зачастую только утомляет. По моему опыту, большая часть твоей подготовительной работы идет насмарку, как только начинаются съемки. Да и мне просто нравится снимать со свежим взглядом, это позволяет полностью увлечься процессом и максимально высвобождает творческий потенциал. 

— Как сформировалась визуальная концепция фильма? Были ли у вас какие-то референсы?

— Нет, референсов не было. Я отталкивался от своих собственных целей. А именно я хотел передать чувство уюта и тепла внутри трейлера, где происходит основная часть действия, и холода снаружи. При этом все, что у нас было — это несколько ламп, несколько диммеров и пара отражателей. Большая часть света шла от гирлянд. Поскольку у нас не было возможности светить за рамками того небольшого пятачка, на котором мы снимали, я сделал так, чтобы казалось, будто бы вокруг ничего нет, будто мир дальше заканчивается. Концепция света заключалась в том, что по мере развития фильм становится все темнее и темнее — вначале света кажется даже слишком много, а в конце его почти нет. Кроме того, я могу сказать, что горжусь портретами в этой картине. Они получились мягкими и приятными. 

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— Какую оптику вы использовали и почему?

— Я очень хотел использовать на этой картине старые линзы Zeiss, которые создавали приятное боке, по форме напоминающее маленькие треугольники рождественских елок. Если вы присмотритесь к местам кадра вне фокуса, вы заметите это. Естественно, такая особенность этой оптики очень подходила теме нашего фильма. Zeiss Mark I и Mark II — это оптика, с которой работал Жан-Люк Годар в начале 80-х и Робби Мюллер в его лучшие годы. Многие сегодня предпочитают использовать более современные линзы, находя треугольное боке дешевым эффектом. Ну и что? Мне все равно нравится.

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— Расскажите о том, как проходили съемки, как работала группа.

— Вся группа у нас состояла не более чем из четырех человек. Снимали мы по ночам, всего потребовалось смен шестнадцать. На улице стоял жуткий холод — зима выдалась непривычно морозной. Обычно Чарли с актерами репетировали сцену, а я потом предлагал, как ее можно снять. Трейлер, где мы работали, был очень маленьким и тесным и сильно ограничивал нас в движениях. Но мы старались использовать все возможные точки съемки. Оформление трейлера, по сути, сформировалось за время его эксплуатации. В нем годами работали так же, как наш герой, так что в нем все подлинное. Единственное, о чем я попросил художника, — это сделать в четыре раза больше света внутри, в остальном мы ничего там не меняли. Еще отмечу, что Кентакер (Одли, исполнитель главной роли — прим. tvkinoradio.ru) — очень вдумчивый актер, тоже с режиссерским опытом. Его мнение часто помогало в поиске решений.

Чарли Покел, режиссер фильм «Рождество, опять»​ (справа)  Чарли Покел, режиссер фильм «Рождество, опять»​ (справа)  

— А каково это, снимать на улице посреди Бруклина?

— Работать в Нью-Йорке прекрасно. Все делается легко, а людям, как правило, абсолютно все равно, чем мы там занимаемся. Они спокойно проходят мимо или легко соглашаются побыть в массовке. Впрочем, иногда приходится делать вещи, которые вообще-то не разрешены. Братья Сэфди в этом плане большие мастера. Они главные, кто продвигает идею съемок на улицах города. Я же предпочитают снимать в Манхэттене — там люди спокойнее, чем в Бруклине. 

— Что для вас было самым большим вызовом на этой картине?

— Холод. Причем согреться было негде. Чтобы как-то продержаться смену, даже приходилось выпивать.

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— Какой урок для себя как для оператора вы вынесли из работы над «Рождество, опять»?

— «Рождество, опять» я снимал сразу после «Послушай, Филип» (картина Алекса Росса Перри — прим. tvkinoradio.ru). У того фильма был самый большой бюджет, с которым я когда-либо работал до этого, а у картины Чарли был, наверное, самый маленький. Мне пришлось вспомнить мои корни документалиста и креативные решения со жвачкой или туалетной бумагой. Впрочем, к таким лайфхакам я обращаюсь и на фильмах побольше. Но, знаете, в итоге мне гораздо сильнее нравится изображение в «Рождество, опять», нежели чем в «Послушай, Филип». Так что для визуального решения деньги не главное. 

Шон Прайс Уильямс, оператор. На съемках фильма «Рождество, опять»​Шон Прайс Уильямс, оператор. На съемках фильма «Рождество, опять»​

— А на ваш взгляд, существует ли что-то общее в визуальной стилистике современного американского независимого кино?

— Не уверен. Честно говоря, я почти не смотрю инди-кино. Я вообще не смотрю фильмы, над которыми не работаю. Хотя вообще кино смотрю много, каждый день. Но в основном что-то старенькое, просто потому, что, на мой взгляд, американскому инди не хватает кинематографической цельности. Фильмы снимаются без особой визуальной смелости и изобретательности. Они похожи на телепередачи, формат которых нагоняет на меня скуку. Большинство независимых картин снимаются с надеждой попасть в программу «Сандэнса», что вообще-то трагично. Это не самая достойная цель.



 


Комментарии

Комментариев: 1

а вот у него то в фильме просто миллион новых решений, всё так свежо и современно))

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 5154
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 3887
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3520
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 3425
Обзоры

12 новых книг про кино

Бодров, Брессон, Мещанинова, Эйзенштейн и другие неожиданные авторы в нашей подборке свежих книг 2017 года для тех, кто занимается кино

  • 29 ноября
  • 3202
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 3008
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее