Слова

«Для визуального решения деньги не главное»

Шон Прайс Уильямс, ведущий оператор современного американского инди-кино, делится профессиональным опытом на примере выходящей в прокат поэтической драмы «Рождество, опять»: 16 мм пленка, локальный свет, треугольное боке и любимая оптика Годара и Робби Мюллера

  • 30 декабря 2016
  • 8034
Павел Орлов

— Вы работали со многими признанными режиссерами независимого кино: Абелем Феррарой, Алексом Россом Перри, братьями Сэфди. Как вы обычно выстраиваете отношения с режиссером?

— Что касается Алекса и братьев Сэфди, то они просто мои друзья. То же самое и с Чарли (Покелом, режиссером фильма «Рождество, опять» — прим. tvkinoradio.ru). Конечно, они все очень разные, но я — это всегда я. Моя дружба с ними дала мне возможность и время понять, что им нравится, а что нет, мне легко принимать решения на ходу. Если говорить о Чарли, то «Рождество, опять» — это его дебют. Думаю, поэтому он особенно нуждался в моей поддержке. Причем Чарли был не только режиссером и продюсером, он также самостоятельно выполнял почти все другие закадровые функции.

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— С чего обычно вы начинаете работу над фильмом?

— Честно говоря, у меня нет какой-то определенной методики. К каждому фильму я стараюсь подходить по-новому. Я использую разную оптику, разные камеры, разное световое оборудование. Если бюджет скромный, стараюсь творчески переосмыслить ограничения, обратить трудности в преимущества. 

— Как тогда проходила подготовка «Рождество, опять»?

— Года за три до съемок мы делали тесты, снимая на 16 мм пленку. Я хотел доказать Чарли, что снимать с минимальными, локальными источниками света — это хорошая и вполне рабочая идея. Многие считают, у пленки не хватает чувствительности, чтобы снимать с локальным светом, но я все равно предпочитаю снимать на нее. Мне нравится получать материал через день-два после съемок и обнаруживать, что на пленке все выглядит гораздо лучше, чем в жизни. Да и в рамках нашей истории пленка подходила больше, чем «цифра». У 16 мм пленки особая структура, которая меня просто завораживает. Она создает уникальную атмосферу. Цифровое изображение слишком холодное и четкое. В мире не так много вещей с такими качествами. «Цифра» делает изображение менее естественным, не похожим на человеческое восприятие. Чтобы хотя бы отчасти приблизиться к эффекту пленки, с «цифрой» необходимо серьезно повозиться на постпродакшне, а возможности для этого обычно нет. Разумеется, как только Чарли увидел результаты тестов 16 мм, он тут же загорелся этой идеей. Собственно, на этом для меня подготовка и закончилась. 

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

Длительный, детальный препродакшн меня зачастую только утомляет. По моему опыту, большая часть твоей подготовительной работы идет насмарку, как только начинаются съемки. Да и мне просто нравится снимать со свежим взглядом, это позволяет полностью увлечься процессом и максимально высвобождает творческий потенциал. 

— Как сформировалась визуальная концепция фильма? Были ли у вас какие-то референсы?

— Нет, референсов не было. Я отталкивался от своих собственных целей. А именно я хотел передать чувство уюта и тепла внутри трейлера, где происходит основная часть действия, и холода снаружи. При этом все, что у нас было — это несколько ламп, несколько диммеров и пара отражателей. Большая часть света шла от гирлянд. Поскольку у нас не было возможности светить за рамками того небольшого пятачка, на котором мы снимали, я сделал так, чтобы казалось, будто бы вокруг ничего нет, будто мир дальше заканчивается. Концепция света заключалась в том, что по мере развития фильм становится все темнее и темнее — вначале света кажется даже слишком много, а в конце его почти нет. Кроме того, я могу сказать, что горжусь портретами в этой картине. Они получились мягкими и приятными. 

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— Какую оптику вы использовали и почему?

— Я очень хотел использовать на этой картине старые линзы Zeiss, которые создавали приятное боке, по форме напоминающее маленькие треугольники рождественских елок. Если вы присмотритесь к местам кадра вне фокуса, вы заметите это. Естественно, такая особенность этой оптики очень подходила теме нашего фильма. Zeiss Mark I и Mark II — это оптика, с которой работал Жан-Люк Годар в начале 80-х и Робби Мюллер в его лучшие годы. Многие сегодня предпочитают использовать более современные линзы, находя треугольное боке дешевым эффектом. Ну и что? Мне все равно нравится.

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— Расскажите о том, как проходили съемки, как работала группа.

— Вся группа у нас состояла не более чем из четырех человек. Снимали мы по ночам, всего потребовалось смен шестнадцать. На улице стоял жуткий холод — зима выдалась непривычно морозной. Обычно Чарли с актерами репетировали сцену, а я потом предлагал, как ее можно снять. Трейлер, где мы работали, был очень маленьким и тесным и сильно ограничивал нас в движениях. Но мы старались использовать все возможные точки съемки. Оформление трейлера, по сути, сформировалось за время его эксплуатации. В нем годами работали так же, как наш герой, так что в нем все подлинное. Единственное, о чем я попросил художника, — это сделать в четыре раза больше света внутри, в остальном мы ничего там не меняли. Еще отмечу, что Кентакер (Одли, исполнитель главной роли — прим. tvkinoradio.ru) — очень вдумчивый актер, тоже с режиссерским опытом. Его мнение часто помогало в поиске решений.

Чарли Покел, режиссер фильм «Рождество, опять»​ (справа)  Чарли Покел, режиссер фильм «Рождество, опять»​ (справа)  

— А каково это, снимать на улице посреди Бруклина?

— Работать в Нью-Йорке прекрасно. Все делается легко, а людям, как правило, абсолютно все равно, чем мы там занимаемся. Они спокойно проходят мимо или легко соглашаются побыть в массовке. Впрочем, иногда приходится делать вещи, которые вообще-то не разрешены. Братья Сэфди в этом плане большие мастера. Они главные, кто продвигает идею съемок на улицах города. Я же предпочитают снимать в Манхэттене — там люди спокойнее, чем в Бруклине. 

— Что для вас было самым большим вызовом на этой картине?

— Холод. Причем согреться было негде. Чтобы как-то продержаться смену, даже приходилось выпивать.

На съемках фильма «Рождество, опять»​На съемках фильма «Рождество, опять»​

— Какой урок для себя как для оператора вы вынесли из работы над «Рождество, опять»?

— «Рождество, опять» я снимал сразу после «Послушай, Филип» (картина Алекса Росса Перри — прим. tvkinoradio.ru). У того фильма был самый большой бюджет, с которым я когда-либо работал до этого, а у картины Чарли был, наверное, самый маленький. Мне пришлось вспомнить мои корни документалиста и креативные решения со жвачкой или туалетной бумагой. Впрочем, к таким лайфхакам я обращаюсь и на фильмах побольше. Но, знаете, в итоге мне гораздо сильнее нравится изображение в «Рождество, опять», нежели чем в «Послушай, Филип». Так что для визуального решения деньги не главное. 

Шон Прайс Уильямс, оператор. На съемках фильма «Рождество, опять»​Шон Прайс Уильямс, оператор. На съемках фильма «Рождество, опять»​

— А на ваш взгляд, существует ли что-то общее в визуальной стилистике современного американского независимого кино?

— Не уверен. Честно говоря, я почти не смотрю инди-кино. Я вообще не смотрю фильмы, над которыми не работаю. Хотя вообще кино смотрю много, каждый день. Но в основном что-то старенькое, просто потому, что, на мой взгляд, американскому инди не хватает кинематографической цельности. Фильмы снимаются без особой визуальной смелости и изобретательности. Они похожи на телепередачи, формат которых нагоняет на меня скуку. Большинство независимых картин снимаются с надеждой попасть в программу «Сандэнса», что вообще-то трагично. Это не самая достойная цель.



 


Комментарии

Комментариев: 1

а вот у него то в фильме просто миллион новых решений, всё так свежо и современно))

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3617
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3252
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2571
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2225
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1744
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1712
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее