Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Николая Лебедева

Надо видеть: любимые фильмы Николая Лебедева

01. «Список Шиндлера» (Стивен Спилберг, 1993)

01. «Список Шиндлера» (Стивен Спилберг, 1993)

Один из самых трагичных, пронзительных и светлых фильмов мирового кино. Маг и чародей экрана Спилберг сумел отказаться от привычного стиля и создал на экране эпическое повествование, уникальное как человеческой интонацией, так и способом сюжетосложения, монтажа, использованием музыки в кино.

02. «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)

Лаконичный черно-белый фильм великого маэстро саспенса, снятый на мизерный бюджет и показавший, что открытия киноязыка, влияющие на мировой кинематограф, можно делать в любом жанре и при любых финансовых ограничениях. Сцена убийства в душе, демонстрирующая, что зрительская эмоция возникает не из прямого показа события, а создается из чисто кинематографических элементов воздействия, вошла в сокровищницу мирового кино.

03. «Отступники» (Мартин Скорсезе, 2006)

03. «Отступники» (Мартин Скорсезе, 2006) 

Уникальный ритм, уникальный монтаж, уникальный способ кинорассказа, уникальная драматургическая форма, выдающееся владение всеми элементами кинематографической профессии. Фильм, который можно пересматривать бессчетное число раз — и каждый раз находить новый элемент, способный полностью изменить твой кинематографический инструментарий.

04. «Восемь с половиной» (Федерико Феллини, 1963)

04. «Восемь с половиной» (Федерико Феллини, 1963)

Абсолютный шедевр великого итальянского кинорежиссера, в котором реальность, воспоминания, сны и видения сплетаются в единый клубок. Феллини наглядно показал на экране, что внутренний мир человека тождествен окружающей его реальности. А уж виртуозные, потрясающие выдумкой мизансцены — школа для каждого кинематографиста.

05. «Броненосец “Потемкин”» (Сергей Эйзенштейн, 1925)

05. «Броненосец “Потемкин”» (Сергей Эйзенштейн, 1925)

Немеркнущая классика, учебник монтажа и пошаговая инструкция, как с помощью визуального инструментария рассказать многомерную историю. Меньше всего меня занимает политический подтекст фильма и больше всего — его кинематографическая пластика.

06. «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)

06. «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)

Мучительное и пленительное размышление великого мастера о несбыточности любви и невозможности счастья. Поразительное чувство цвета и света. Бессмертная музыка Бернарда Херрманна. Взяв за основу фильма весьма средний роман Буало и Нарсежака, Хичкок, как это часто бывало в его карьере, превратил частную историю в нетленный шедевр с универсальным звучанием.

07. «Свяжи меня» (Педро Альмодовар, 1989)

07. «Свяжи меня» (Педро Альмодовар, 1989)

Простая, ироничная и пронзительная история выдающегося испанского мастера с Антонио Бандерасом и Викторией Абриль в главных ролях. Стильно, эмоционально, бесконечно талантливо. В сюжете заложена парадоксально осмысленная формула взаимоотношений мужчины и женщины. Я бы сказал, что эту тему весьма затейливо развивает другая картина Альмадовара — «Поговори с ней». Ее я тоже очень люблю.

08. Трилогия об Индиане Джонсе (Стивен Спилберг, 1981, 1984, 1989)

08. Трилогия об Индиане Джонсе (Стивен Спилберг, 1981, 1984, 1989)

Шедевр режиссерской выдумки, легкости, юмора, высший пилотаж в построении сцен-аттракционов, потрясающая визуальная составляющая. Не могу представить себе мир без спилберговского Индианы Джонса. Не мир кино, а именно наш мир.

09. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

09. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941) 

Гениальное полотно двадцатишестилетнего дебютанта, поражающее воображение эмоциональной силой, новаторскими художественными и мизансценировочными решениями, актерскими открытиями. Одна из режиссерских вершин мирового кино.

10. «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

10. «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Великий фильм великого художника, который «палп-фикшн» превратил в грандиозное исследование взаимоотношений человека и его подсознания. Мне совершенно все равно, насколько убедительно смотрится в кадре механическая акула, — гораздо важнее, как молодой режиссер сугубо кинематографическими средствами создает мощнейший саспенс, играет со зрителем, разрабатывает мизансценировочную и монтажную партитуру фильма.

Бонус: «Экипаж» (Александр Митта, 1979)

Бонус: «Экипаж» (Александр Митта, 1979)

Фильм, который перевернул мое полудетское-полуподростковое сознание, продемонстрировав, что кино может быть захватывающим зрелищем, напитанным яркой и пронзительной человеческой историей. Невероятный саспенс, созданный Миттой в эпизоде в далеком горном городке, является непревзойденным примером режиссерского мастерства в нашем кинематографе. Жанровый коктейль, созданный Миттой в «Экипаже», предвосхитил многие более поздние открытия мирового кино.