Главная / Практика / Мастер: М. Найт Шьямалан

Мастер: М. Найт Шьямалан

Извилистая карьера

На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»
На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»

М. Найт Шьямалан — одна из самых спорных фигур, среди режиссеров современного Голливуда. Все из-за крайне неровной фильмографии. Его первые два фильма прошли незамеченным, но вот третья картина, «Шестое чувство», произвела фурор (о причинах чуть позже). Всеобщее признание получил и следующий «Неуязвимый», однако далее творения Шьямалана вызывали все больший скепсис.

Поворотной картиной стала «Девушка из воды». Тогда режиссер даже дебютировал среди лауреатов позорной антипремии «Золотая малина». И далее ожидание его картин неизменно сопровождалось спорами, пробьет ли Шьямалан очередное дно или вдруг сумеет вернуться к когда-то заданной планке. Увы, и «Повелитель стихий», и «После нашей эры» указывали, скорее, на первый вариант, однако «Сплит» неожиданно стал серьезной заявкой на восстановление репутации. Свежевышедшее «Стекло», правда, опять эту репутацию подмочило, но, что ж поделать, мы, в конце концов, уже поняли, что стабильность качества — не конек Шьямалана.

На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»
На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»

Спорить о режиссере и критиковать его можно долго, однако любопытным остается один факт — большая часть его картин, в том числе и не самые удачные в творческом плане, принесла прибыль в прокате. Кроме того, не приходится сомневаться, что Шьямалан — кинематографист до мозга костей, фанатично преданный профессии. Он неоднократно подтверждал свое умение обращаться как с крупными бюджетами, так и с малыми (причем с малыми получается лучше). Он утвердил свой собственный уникальный стиль. Он умеет работать с актерами и раскрывать их драматический потенциал, и потому стал одним из тех режиссеров, с которыми по-настоящему любят работать крупнейшие звезды. Да и то, что после провалов и критических разгромов он продолжает разрабатывать оригинальные идеи и проекты, заслуживает уважения.
 

Мистический триллер и его вариации

Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution
Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution

Жанровая основа творчества Шьямалана — мистический триллер. Его фильмы всегда связаны со столкновением обычных людей с чем-то сверхъестественным (суперспособности, инопланетные цивилизации, научная фантастика), а действие происходит в атмосфере саспенса, тревожного ожидания, волнения или даже ужаса. Собственно, можно сказать, что Шьямалан был одним из тех ярких режиссеров, кто на рубеже 1990-2000-х вдохнул новую жизнь в жанр мистического триллера. Он этот жанр усложнил, сделал более интересным, смешав его в нестандартных пропорциях с другими жанровыми разновидностями (не случайно среди любимых картин Шьямалана тоже полижанровые фильмы).

Например, «Шестое чувство» большую часть действия напоминает психологическую драму с элементом детектива. Или «Неуязвимый» содержит элемент супергеройского кино. «Сплит» местами можно назвать хоррором. Однако база общая — мистический триллер, и именно он дает картинам Шьямалана уникальное преломление.
 

Сюжетный твист, или «вот это поворот»

Кадр из фильма «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures

Если бы нужно было описать режиссера одним мемом, то Шьямалану идеально подошло бы знаменитое «Вот это поворот». Лихие сюжетные виражи и особенно финальные твисты, переворачивающие зрительское понимание всей истории, можно назвать самой характерной «фишкой» режиссера. Причем в некотором смысле этот прием сыграл со Шьямаланом злую шутку — он стал его заложником.

Если в ранних картинах сюжетные твисты были чем-то непредсказуемым и потому действительно удивляли и шокировали, то со временем от режиссера стали ждать необычного поворота истории — оригинальность превратилась в банальное клише. Шьямалан и отказаться от такого решения не может, но твисты порой стали выглядеть чем-то вымученным и неестественным. Тем не менее отметим, что в удачных случаях, например, в «Шестом чувстве», «Таинственном лесе» или «Сплите» это действительно хороший способ расширить границы сюжета, а заодно лишний раз впечатлить и заинтриговать аудиторию.

Любопытно, кстати, что при всей любви к финальным твистам, Шьямалан — ярый противник сиквелов, где этот прием особенно востребован как «мостик» между частями.
 

Герои: интровертные взрослые и непонятые дети

Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution
Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures Distribution

Из фильма в фильм Шьямалан переносит два типа героев. Охарактеризуем их так: задумчивые взрослые и непонятые дети или подростки. Закрытые, окруженные романтическим ореолом мужчины, вероятно, служат своего рода альтер-эго режиссеру. Дети же, вполне в русле вековых традиций, «работают» посредниками между реальностью и чем-то мистическим и непознанным. На взаимодействии взрослого и ребенка строятся сюжеты большинства картин Шьямалана: «Шестое чувство», «Знаки», «После нашей эры», «Сплит».
 

Автокатастрофа как сюжетный ход

Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»
Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: «WDSSPR»

В целом ряде картин Шьямалана присутствует автомобильные катастрофы. Достоверно неизвестно, чем обусловлен такой интерес (может быть дело в какой-то фобии?), однако очевидно, что режиссер находит в таком решении богатые сюжетные и драматические возможности. Например, в «Шестом чувстве» это кульминационный эпизод, а в «Неуязвимом» и «Знаках» сцены автокатастроф через флэшбеки помогают объяснить характеры героев.
 

Визуальный стиль: отражения и другие инструменты таинственности и погружения

Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Шестое чувство» (1999) / Фото: Buena Vista Pictures

Излюбленный визуальный прием Шьямалана — съемка через отражение, когда важное действие мы видим в какой-либо зеркальной поверхности. Причем отражающей поверхностью может быть не только очевидное стекло, но и экран телевизора, нож или даже дверная ручка. Такое решение делает кадр визуально более интересным, выразительным. Оно также придает действию большую значительность.

Иногда таким способом режиссер «прикрывает» какую-то сцену, например, если в ней показывается насилие или нужно спрятать какой-то элемент. Кроме того, на смысловом уровне режиссер так подчеркивает ключевой мотив большинства своих картин — столкновение с потусторонним, с «зазеркальем». Кстати, вполне возможно, что подобный прием Шьямалан подглядел у одного из своих вдохновителей — у Стивена Спилберга.

Кадр из фильма «Неуязвимый» (2000) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Неуязвимый» (2000) / Фото: Buena Vista Pictures

Среди других визуальных решений, находящихся в постоянном арсенале средств Шьямалана, можно выделить съемку с верхней точки или «взгляд Бога» и съемку через некое обрамление, например, дверной проем. Эти средства придают картинам режиссера особую странность и таинственность. Также он часто использует съемку от первого лица и длиннокадровую съемку — техники, обычно способствующие сближению зрителя с героями и погружению в действие.
 

Цветовой символизм

Кадр из фильма «Таинственный лес» (2004) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Таинственный лес» (2004) / Фото: Buena Vista Pictures

Яркий выразительный инструмент для Шьямалана — это цвет. Иногда его работа с цветом кажется излишне прямолинейной, но, тем не менее, эффективной. У цвета может быть определенное символическое значение или даже конкретная сюжетная функция. Например, в «Таинственном лесе» красный маркирует опасность и угрозу, а желтый наоборот — спокойствие и «нормальность» (впрочем, в итоге все оказывается сложнее).

Или возьмем «Шестое чувство», где красный цвет служит выразительным предвестником важного события. В «Неуязвимом» цвета используются, сближая историю с традицией комикса (что тем более уместно с учетом того, что это, по сути, драматизированный супергеройский сюжет), а зеленый и фиолетовый обозначают протагониста и антагониста соответственно.
 

Любимая локация — Пенсильвания

Кадр из фильма «Явление» (2008) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Явление» (2008) / Фото: 20th Century Fox

Если Мартин Скорсезе воспел в своем творчестве Нью-Йорк, то Шьямалану многим обязана Филадельфия. Большинство его картин снято в крупнейшем городе штата Пенсильвания или в его окрестностях. На то есть ряд причин. Во-первых, для Шьямалана это родные места — он родился в Индии, но уже на шестую неделю после его рождения семья переехала в США. Режиссер выбирает для съемок хорошо знакомые, родные места. Правда, есть и другой существенный фактор — в Пенсильвании предусмотрена налоговая льгота при съемке фильмов на территории штата.
 

Камео

Кадр из фильм «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильм «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures

Подобно своему кумиру Альфреду Хичкоку Шьямалан регулярно появляется в эпизодических ролях в своих картинах. Правда у него есть небольшое отличие от традиционных камео. Если Хичкок, Питер Джексон и другие режиссеры появляются в собственных картинах для привета, шутки ради, то Шьямалан отводит своим героям реплики и даже значительные сюжетные функции.

Правда, эта манера автора иногда критикуется за очевидно скромные актерские способности. Например, самую масштабную свою роль (если исключить главного героя в дебютной «Яростной молитве») Шьямалан исполнил в «Девушке из воды», и тем самым доигрался до актерской «Золотой малины». Кстати, по поводу этой издевательской премии. После «Визита» Шьямалан удостоился номинации за «восстановление репутации», и с тех пор в списках «Малин» больше не фигурировал. Надеемся, и дальше не будет.
 


Обложка: на съемках фильма «Стекло» (2019) / «WDSSPR»