Главная / Практика / Как делают погоду в кино: снег, дождь и ветер по заказу

Как делают погоду в кино: снег, дождь и ветер по заказу

Как мы уже писали, на съемочной площадке не любят полагаться на внешне условия, предпочитая управлять всем, что происходит перед камерой. Это касается и природных явлений: дождь, снег и ураган должны включаться и выключаться по команде. Поэтому даже атмосферные явления в кино обеспечивает отдел спецэффектов.

Ветер в немом кино создавали с помощью шумных авиационных пропеллеров, но когда появился звук, кинематографистам потребовалось решать вопрос с шумом. Сегодня ветродуи бесшумны: их лопасти устроены так, чтобы они создавали воздушный поток тихо. Скорость вращения лопастей этих устройств, и, соответственно, силу создаваемого ими ветра можно изменять.

Ураганы же делают механическим способом, меняя положение пола под актерами. Пример можно увидеть на видео ниже, начиная с 44 минуты.
 

Это фильм о создании фильма «Бесконечная история». Когда Атрейу сдувает с ног ураганный ветер, декорация с закрепленной на ней камерой просто переворачивается, оставляя артиста висеть на ветке. Нам кажется, что его сдувает огромная сила, но на самом деле он просто висит на ветке, как на турнике. Точно так же «сдували» актеров в фильме «Смерч». Увидеть это можно в следующем ролике, начиная с 7:48.
 
Кстати, в этом фильме есть сцена с градом. Здесь актеру Биллу Пэкстону пришлось играть под падающими с неба льдинами. Перед автомобилем с артистами везли машину, измельчающую лед, и «поливали» им съемочную машину из пожарных шлангов. Из дубля в дубль. Этот процесс можно увидеть на 4:54 и 8:11.

На заре кинематографа специалисты пробовали разные материалы, помогающие воссоздавать нужную погодную иллюзию. Например, снегопад делали с помощью измельченных куриных перьев, соли, муки, гипсового порошка, отбеленных кукурузных хлопьев и пропущенной через шредер мокрой бумаги. Иногда использовали и асбестовую пыль. Многие ингредиенты, применявшиеся для создания атмосферных явлений, были вредны для здоровья человека (и/или окружающей среды), но тогда об этом никто не знал.

Например, туман создавали с помощью паров масла, которые, оседая, портили декорацию или оставались на листьях деревьев.

На съемках фильма «Фауст» (1924)На съемках фильма «Фауст» (1924)

Сегодня туман делают с помощью комбинации техник: стелящийся по земле туман создают с помощью сухого льда, а более легкий — с помощью дымомашины. Причем дымомашины бывают как большие и тяжелые, так и легкие и мобильные, которые можно носить в руках.

Одно из самых популярных атмосферных явлений — это дождь.

Сегодня его создают с помощью специальных дождевых установок. Это система труб, которую подвешивают на кране и поднимают на нужную высоту. В простейшей конструкции в этих трубах просто проделаны отверстия, через которые под давлением вытекает вода. Но в профессиональных установках используют специальные разбрызгивающие головки, которыми можно управлять. Головки позволяют создавать капли нужного размера. Часто бывает, что чем они больше — тем лучше. Обычный дождь не виден на камеру, и его нужно специально подсвечивать. Особая прелесть искусственного дождя в том, что его можно выключить по команде.
 

Создание супердождя на фильме «Ной» можно увидеть на 2:58

«Ключ к дождю — это освещение, — говорит супервайзер спецэффектов Джон Фрейзер. — Если дождь не осветить, его не будет видно». Фрейзер отвечал в том числе и за дождь, например, в фильме «Пираты Карибского моря: На краю света».

Кадр из фильма  «Пираты Карибского моря: На краю света»Кадр из фильма  «Пираты Карибского моря: На краю света»

Для фильма «На линии огня» кинематографистам понадобился общий план ненастного Чикаго, съемки которого происходили в солнечном Лос-Анджелесе. Дождевую установку подняли на уровень десятого этажа, чтобы дождь мог покрыть 300 человек массовки. Установка выливала почти три кубометра воды в минуту, а всего для съемки сцены с дождем в фильме понадобилось 30 кубометров. На локацию их доставляли в огромных цистернах.

Молнии раньше часто создавали оптически, просто высветляя несколько кадров. Но сегодня их делают прямо на съемочной площадке с помощью специальной установки. Она довольно простая и состоит из двух насосов и отражателя. Один насос подводит пропан к газовой горелке, второй — по команде — выбрасывает специальный легковоспламеняющийся порошок, который попадает в пламя и дает короткую яркую вспышку. Интенсивностью вспышки можно управлять, подавая меньше или больше порошка к горелке.
 

Фильм Дэвида Лина «Доктор Живаго» снимали вовсе не в России, где разворачиваются события картины. Но кинематографистам потребовалось воссоздать вид русской зимы. Более того, ее снимали летом. Поэтому целый мраморный карьер вывезли на локацию и измельчили. Мраморная крошка превратила испанскую локацию в русскую.

Кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)Кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

Отель для фильма Стэнли Кубрика «Сияние» снимали в Орегоне, но у него не было парка для финальной сцены фильма, съемки которой прошли в павильоне студии MGM в Англии. Для создания снежной атмосферы использовали 900 тонн мыла, но падающий снег сделали из пенопласта.

На съемках фильма «Сияние» На съемках фильма «Сияние»

Снег часто создавали из отбеленных хлопьев «Корнфлейкс»: выглядели они замечательно, но хрустели под ногами так, что записывать диалоги на площадке было невозможно. Для фильма Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» создали совершено новый снег: вода, мыло и пенный состав для огнетушителей. Эту смесь выбрасывали под давлением в воздух перед огромными ветродуями, чтобы создать эффект падающего снега на огромной декорации. Расселл Ширман, создавший этот эффект, получил за свое изобретение «технический» «Оскар».

Сегодня снег делают с помощью комбинации материалов: измельченная мокрая бумага и пенопласт. Все это надо убирать, так что данный состав больше подходит для павильонов. Специальная биоразлагаемая пена — крайне удобный материал, который не требует уборки и не вредит окружающей среде, но быстро истончается и «тает». Ее нужно постоянно поддерживать. Специальный снег из целлюлозы хорош для крупных планов, потому что очень похож на настоящий, но стоит он дорого.
 

Мировой лидер в области создания снежных бурь, британская компания Snow Business, имеющая филиалы в США и Австралии, применяет комбинацию этих технологий для достижения поставленных художественных задач. Именно они заливали снегом целый квартал для фильма «Подручный Хадсакера» и замораживали всю Америку для картины «Послезавтра» — вот здесь был настоящий снежный tour-de-force. Того искусственного снега хватило бы, чтобы устроить снегопад на Манхэттене и полностью покрыть его тонким слоем белой субстанции. Они использовали пену, искусственный снег, мокрую бумагу и специальный не прилипающий к одежде пенопласт — с его помощью создавали снежную бурю, просто распыляя с помощью ветродуя.

«Оледеневшая» декорация библиотеки в фильме «Послезавтра»«Оледеневшая» декорация библиотеки в фильме «Послезавтра»

Также часто требуется создать изморозь на объектах и декорациях. Ее делают с помощью порошковой целлюлозы C-90. Сосульки и оледенения создают с помощью воска или парафина, а также силиконового каучука. Кроме того, из парафина получаются чудесные льдины — они не тонут в воде. Парафиновые льдины, сосульки и наледь можно увидеть, например, в отечественной картине «Ледокол».

Льдины летом на съемках фильма «Ледокол»Льдины летом на съемках фильма «Ледокол»

Сегодня компьютерная графика отбирает все больше и больше функционала у традиционных спецэффектов, но все иначе, когда речь заходит о погодных условиях. «Раньше режиссеры удаляли их сценариев сцены со снегом, потому что знали, каких усилий будет стоить их создать, — говорит владелец компании Snow Business Дарси Кроуншоу. — Но сегодня большие пейзажи на общих планах можно засыпать снегом с помощью компьютерной графики, поэтому мы можем сфокусировать свои усилия на крупных и средних планах, уделяя больше внимания качеству. Так что мы очень любим CGI!»